Тема: Природа конфликтов

Конфликт - это резкое обострение борьбы и противоречий двух или более сторон-участниц в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждой стороны. Формула конфликта: Конфликт - проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент.
Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как его разрешают. Конфликт помогает диагностировать взаимоотношения в группе. Иногда можно изменить направление конфликта, просто взглянув на него по-другому, но для этого требуются особые навыки. Прежде всего, необходимо уяснить себе, что разногласия есть часть нашей жизни и ошибочно пытаться избежать их. Нужно научиться предвосхищать возможный конфликт и подходить конструктивно к его решению.                                                                                            Разрешение конфликта во многом зависит от бдительности ч-ка и предваряется более-менее очевидным сигналами.

Дискомфорт. Это ощущение, что что-то не так, хотя выразить словами это трудно. В этом случае к интуиции полезно прислушаться. В другой ситуации порой ничего не остается делать, кроме как быть начеку.                                                                                                                                                                 Инциденты (в данном контексте случай, столкновения, происшествия, обычно неприятного характера). Сами по себе незначительные инциденты могут вызывать временное волнение или раздражение, однако обычно через несколько дней они забываются. Но если они накапливаются, обрастая в недоразумениями и вызывая напряжение, то любой самый незначительный инцидент может привести к эскалации конфликта.                                                                                                                     Недоразумение. С нами часто случаются недоразумения, после которых мы делаем ложные выводы. Это возникает из-за недостатка информации. Иногда недоразумение вызвано эмоциональной напряженностью одного из участников той или иной ситуации.                                                                        Напряжение. Состояние напряженности искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Сами отношения с ним становятся источником постоянного беспокойства.                                                                                                                                                                                                   Кризис. Когда человек рвет свою связь с партнером по работе (или с близким человеком), ясно, что имеет место неразрешенный конфликт. Признаками кризиса являются насилие, ожесточенные споры, оскорбления. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют свою силу. Если человек научится опознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, то сможет избежать недоразумений, напряжения и кризисов.

УХОД ОТ КОНФЛИКТА                                                                                                                                                                                                                        Если вы физически или эмоционально уходите от конфликта (возможно, из опасения конфронтации), то, значит, вы лишаете себя возможности принять участие в дальнейшем развитии ситуации.
С другой стороны, ваш уход может подтолкнуть вашего оппонента к преждевременной сдаче позиций, завышению требований или ответному уходу вместо совместной выработки решений, Уход может привести к усугублению проблемы за время вашего отсутствия. Избегайте и возможности наказания вашего оппонента своим уходом. Подобная тактика нередко применяется сознательно или бессознательно для того, чтобы заставить оппонента изменить его отношение к конфликту.
Итак, если вы молчите, демонстративно удаляетесь, обиженно уходите, игнорируете обидчика, переходите на "чисто деловые отношения» или отказываетесь от любых отношений с «провинившейся» стороной или же вы в депрессию, испытываете затаенный гнев, делаете едкие замечания за спиной, то, значит, вы выбрали стратегию ухода от конфликта. Однако вы ушли, а проблема осталась.
ПОДАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТА
Вы можете отказываться признать наличие конфликта и делать вид, что ничего не происходит, если хотите сохранить добрым отношения любой ценой. Подавление может быть вполне разумной тактикой, если конфронтация по поводу незначительных разногласий провоцирует чрезмерный стресс или если ваш оппонент не готов пока вас выслушать. Бывают и такие случаи, когда вы для сохранения хороших отношений предпочитаете такт честности «во что бы то ни стало». Конфликты иногда вами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.                                                                                                                        Подавление серьезного конфликта означает, что вы не затрагиваете главные спорные вопросы. Если вы храните молчание, ваш оппонент не знает, что происходит в нашей душе. Даже если он догадывается что-то не в порядке, ему трудно узнать, что за этим стоит.                                                                                                                                     Итак, если вы делаете вид, будто все в порядке, продолжаете действовать, как будто ничего не произошло, с происходящим, дабы не нарушать покой, ругаете себя за раздражительность, подавляете все свои негативные эмоции, то, значит, вы выбрали стратегию подавления конфликта.
ВЫИГРАТЬ/ПРОИГРАТЬ
Предпочтение этой тактики нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения. Она отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит победителем. Эта тактика оказывается необходимой и в том случае, если кто-то, облеченный властью, должен навести порядок ради всеобщего благополучия. Эта тактика оправданна, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия «выиграть/проиграть» редко приносит долгосрочные результаты: проигравшая сторона может не поддержать решения, принятого вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.                                                                                                                                                                                                  КОМПРОМИСС                                                                                                                                                                                                                                             Компромисс требует определенных навыков взаимодействия, чтобы каждый участник конфликтной ситуации чего-то добился. Взаимные уступки нередко приводят к разрешению конфликта. Недостатки компромисса в том, что одна сторона может, например, раздуть свою позицию, чтобы потом показаться великодушной. Или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет решения, не удовлетворяет ее потребностей. Если компромисс был, достигнут без анализа возможных вариантов решения, может быть далеко не самым оптимальным исходом переговоров.
Если в конфликте вы поддерживаете дружеские отношения, стремитесь к справедливому исходу, делите желание поровну, избегаете самовластия и о первенстве, избегаете «лобового» столкновение, уступаете раз поддержания отношений, то, значит, вы из тех, кто предпочитает идти на компромисс.
ВЫИГРАТЬ/ВЫИГРАТЬ
Выиграть/выиграть - когда выигрывает каждый. Многие считают что наличие победителя наличие побежденного. Это верно в отношении спортивных состязаний, но не всегда верно в других сферах жизни. Во многих случаях каждый участник может в чем-то выиграть.
Преимущество подхода «выиграть/выиграть» заключается в том, что вы находите более приемлемое решение тем самым укрепляете и улучшаете взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны. они более склонны поддерживать принятое решение. Наконец. поступите по отношению к человеку порядочно хотя бы из соображений нравственности.
Для поиска решений по принципу «выиграть/выиграть» нужно - признавать ценности других; определить потребности всех участников и попытаться их удовлетворить; стараться быть объективным, отделяя проблему от личностей; искать творческие и неординарные решения; щадить проблему, шалить людей.

10. Тема: Введение в медп-гию.                          Основные проблемы мп-ю. • изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях; • исследование влияния взаимоотношений пациента с медицинским персоналом и окружающей средой на процесс выздоровления.                                   К исследованиям в медицинской психологии относят наблюдение, беседу и экспериментально-психологический метод. Последний включает различные методики: качественные (выявляют качественные закономерности психики) и психометрические (измеряют те или иные функции); вербальные (используют словесный стимульный материал) и невербальные (используют стимульный материал в виде схем, рисунков, предметов и т.д.); направленные на исследования определенной психической функции (внимания, памяти и т.д.), а также методики изучения психофизиологических особенностей пациента.

В нашей стране широко используются функциональные пробы, которые позволяют исследовать психическую деятельность в специальных нагрузочных условиях. Наиболее известны методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, выделения существенных признаков и т.д. Широкое применение получили и тестовые методики.

Проведение исследования с использованием экспериментально-психологических методик включает три этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения. В каждом случае для сбора данных исследователь использует несколько методик (обычно 8-9). Методики применяются с учетом возрастающей сложности - от простых к более сложным. Необходимо использовать только известные и проверенные психодиагностические методики.

СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Одним из разделов медицинской психологии в отечественной науке принято считать клиническую психологию, которая, как уже говорилось выше, включает патопсихологию, соматопсихологию и нейропсихологию.

Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. К наиболее изученным вопросам патопсихологии относятся вопросы нарушения сознания. Патопсихология изучает также нарушения личности, восприятия, памяти и мышления.

Понятие «соматопсихика» было введено в 20-х гг. ХIХ в. как противоположное и в тоже время дополняющее понятие «психосоматика».

Современные учёные определяют соматопсихологию как дисциплину, которая изучает психологические факторы, сопровождающие серьёзные физические нарушения (например, слепоту, дефекты лица и т.д.) и серьёзные болезни (онкологические, сердечно-сосудистые). К. Ярпес гораздо шире описывал факты, которые относятся к области соматопсихологии. Нейропсихология – это дисциплина, которая изучает мозговую организацию психической деятельности человека и её нарушения при локальных поражениях мозга: агнозии (зрительные, тактильные, слуховые); апраксии, афазии, амнезии. Нейропсихология изучает также нарушения внимания, мышления и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга.

Психогигиена – часть общей гигиены. В рамках этого направления разрабатываются мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья. Психогигиена подразделяется на возрастную (психогигиена детства, психогигиена подросткового, пожилого, старческого возрастов); психогигиену производственного и умственного труда; психогигиену быта; психогигиену семьи и половой жизни; психогигиену пациента и т.д. для решения психогигиенических проблем всё чаще используются методы психотерапии: аутогенная тренировка, групповая психотерапия и т.д.

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, цель которой – устранение факторов, отрицательно влияющих на психику человека, и использование влияющих положительно.

Психическая реабилитация – система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний больных и инвалидов, а также людей, перенесших заболевание, получивших психологическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т.д.

Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного (наиболее распространённое в русскоязычной литературе определение).

Психология посттравматического стресса, психология инвалидности и психология здоровья относятся к сравнительно новым направлениям медицинской психологии.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: