Понятие социально-психологического исследования

Тема: Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования

Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность социально-психологического исследования

1.1 Понятие социально-психологического исследования

1.2 Источники информации в социальной психологии

1.3 Тенденции развития социально-психологических методов исследования

1.4 Принципы формирующих исследовательских методик

Глава 2. Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования

2.1 Сущность метода эксперимента

2.2 Разновидности эксперимента

2.2.1 Естественный (полевой) эксперимент

2.2.2 Моделирующий эксперимент

2.2.3 Лабораторный эксперимент

2.2.4 Реальные и мысленные эксперименты

2.2.5Эксперименты по специфике поставленной задачи

2.2.6 Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации

2.2.7 Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы

2.3 Процедура психологического исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 



Введение

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.

При изучении личности в психологии используются неэкспериментальные и экспериментальные методы. Экспериментальный подход от неэкспериментального отличается тем, что ситуация исследования создается самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причём он может в неё активно вмешиваться (1).

Важные виды экспериментов: лабораторный и естественный; диагностический и формирующий.

К неэкспериментальным методам исследования личности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический, беседа, анализ продуктов деятельности, материалов, документов, метод экспертных оценок.

Неэкспериментальные и экспериментальные методы могут осуществляться лонгитюдным способом, т.е. длительно. При таком способе изучение личности может охватывать или само длиться на протяжении нескольких лет, а может и всей прошедшей жизни.

Тема моей курсовой работы «Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования».

Цель данной работы – рассмотрение понятия «эксперимент», его разновидностей и процедуры проведения.

Задачи, которые я поставила в данной работе:

· Сущность социально-психологического исследования

· Тенденции развития социально-психологических методов исследования

· Сущность термина «эксперимент»

· Разновидности метода эксперимента

· Процедура психологического исследования

Эксперимент организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам (2).

Эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы.

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют, прежде всего, за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее, существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Ю. М. Жуков, 1977). Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

В отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт (3).



Глава 1. Сущность социально-психологического исследования

Понятие социально-психологического исследования

 

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп (1).

Специфика социально - психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется:

а) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

б) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов; в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;

г) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;

д) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

В социальной психологии различают 3 уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический (2).

· Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.

· Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений.

· Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и четвертый уровень — процедурный (Г. М. Андреева, 1972). Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: