Организационная структура магазина.
На рисунке 1 представлена организационная структура магазина:
Рисунок 1 – Организационная структура магазина.
Все сотрудники магазина несут коллективную материальную ответственность.
УМ – управляющий магазина (5 рабочих дней делает заявки на товар).
ЗУМ – заместитель управляющего магазина (2 ЗУМа). Работают с персоналом, делают заявки на скоропортящиеся товары, осуществляют инкассацию денежных средств.
ПТ – приёмщик-товаровед. Осуществляют приемку товара и являются заместителями ЗУМа.
КЗП – контролёр закассового пространства. Контролирует работу кассиров. Ведут журналы. Следят за оплатой.
ОТЗ – оператор торгового зала.
Продавец – осуществляет продажу товаров в отделах кулинарии, гастрономии, овощей и фруктов.
Фасовщица – расфасовывают весовой товар.
ОГ – оператор-грузчик. Производят выгрузку товара и доставляют его в торговый зал.
Зона ответственности – это группа товаров, закрепленная за сотрудником, в котором он выполняет свои функциональные обязанности.
Функциональные обязанности, единые для всех сотрудников:
1. знание ассортимента товара;
2. знание товарных характеристик товара;
3. контроль качества и количества товара;
4. контроль сроков реализации;
5. предпродажная подготовка товаров;
6. выкладка товара;
7. поддержание чистоты на рабочем месте;
8. помощь покупателям в выборе товара;
9. вежливое обслуживание покупателей;
10. контроль правильности цен;
11. визуальное прослеживание торгового зала;
12. меры по предотвращению хищения в магазине;
13. участие в инвентаризациях.
Дополнительные обязанности контролеров закассового пространства:
1. Организация работы кассиров в торговом зале;
2. оказание помощи кассирам в решении проблем;
3. знание устройства и правила эксплуатации контрольно-кассовых машин (ККМ);
4. ведение журнала;
5. контроль оплаты товара покупателями и сотрудниками магазина.
Дополнительные обязанности кассиров:
1. знание устройства и правила эксплуатации ККМ;
2. знание и строгое соблюдение правил расчётов и покупателями;
3. контроль по платежеспособным денежным единицам.
Дополнительные обязанности продавцов и фасовщиц:
1. знание устройства и эксплуатации электрических весов;
2. знание и соблюдение правил обслуживания покупателей;
3. знание и соблюдение правил и норм фасовки товара.
У операторов и грузчиков дополнительных обязанностей нет.
Правила внутреннего распорядка:
В 8-10 в магазине уже должен находиться ЗУМ, товаровед и охранник. В 8-15 должны присутствовать 2 дежурных сотрудника (только при их присутствии открывается магазин). В 8-20 должны присутствовать кассиры и КЗП. К 8-30 в магазине должен присутствовать весь персонал. В 8-31 двери магазина закрываются и не пришедшие вовремя считаются опоздавшими. В 8-40 утреннее собрание, проверяется явка, обсуждаются итоги прошедшего дня, строятся планы на текущий день. Всего собрание длится не более 10 минут. В 8-50 персонал отправляется по своим зонам ответственности и готовит магазин к открытию. В 9-00 двери магазина открываются для покупателей. Выходить из магазина без разрешения в течение рабочего времени запрещается. Всё что сотрудник приносит с собой должно подписываться. Не разрешается пользоваться телефонами, не разрешается разговаривать, кроме как на рабочие темы.
На обед персоналу отводится 1 час, который может быть разбит на несколько частей, перед уходом по возвращению с обеда персонал так же должен отмечаться. В комнате для приёма пище не должно находиться более 3-х человек.
Закрывается магазин на 5 минут позже. После ухода всех покупателей сотрудник может совершать свои покупки, которая оплачивается на кассе не гашёным чеком. Свою покупку он оставляет в камере хранения или на столе, затем возвращается в торговый зал, что бы подготовить зону ответственности на следующий день.
Изучение торгового-технологических процессов: основные бизнес- процессы (транспортировка, приёмка, хранение, подготовка товара к продаже, выкладка в торговом зале, реализация, расчёт с покупателем) и их влияние на формирование ассортимента и качества реализуемых товаров.
Основными торгово-технологическими операциями, производящимися в магазине № 15 являются: транспортировка, приёмка, хранение, подготовка товара к продаже, выкладка в торговом зале, реализация, расчет с покупателями.
Транспортировка товаров в ЗАО «ВИСАНТ – торг» магазин № 15 осуществляется автомобильным транспортом с закрытым кузовом. Приемка осуществляется партиями, контроль количества и качества проводится совместно с контролем информации в товарно-сопроводительных документах. При приемке товаров приёмщик-товаровед должен потребовать от поставщика следующие документы: сертификат соответствия [Приложение 1], подлинник либо копия, заверенная: держателем подлинника сертификата, либо нотариусом, либо органом по сертификации товаров, выдаваемым сертификат; товарно-сопроводительные документы, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона; удостоверение качества, выданное изготовителем; наименование нормативно-технической документации, в соответствии с которой произведен выпуск продукции. Для товаров животного происхождения необходимо наличие ветеринарного свидетельства.
Хранение товаров – этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого обеспечение стабильности исходных свойств или их изменения с минимальными потерями.
Основой успеха магазина № 15 является правильное планирование и нормирование товарных запасов, которое обеспечивает бесперебойное снабжение потребителей, предотвращение сверхнормативных запасов, ускорение их оборачиваемости.
Выкладка – это представление товаров в таком виде, который может заставить людей сделать покупки.
При выкладке товаров в магазине соблюдают следующие условия:
1. Выполнение товарного соседства;
2. соблюдение количества выставочного товаров;
3. удобство для покупателей.
7 правил выкладки товаров:
1. Привлекательность для покупателя;
2. доступность для покупателя;
3. выкладка должна обеспечивать сохранность товара;
4. товар должен быть размещён с учётом температурных режимов хранения;
5. товар в торговом зале должен быть размещен с учётом сроков реализации;
6. на каждом товаре свой ценник;
7. не должно быть пустот на торговом оборудовании.
Маркировка производителя на товарах должна содержать:
1. Наименование производителя (юридический адрес, телефон);
2. наименование товара;
3. количество;
4. дата изготовления;
5. условия и сроки реализации;
6. состав;
7. пищевая и энергетическая ценность;
8. ГОСТ (государственный стандарт единой на территории России) или ТУ (технические условия);
9. штрих код (при наличии).
Контроль количества и качества в магазине осуществляется следующим образом: приёмка осуществляется в присутствии товароведа, помогает ему оператор-грузчик, продавец. Контроль осуществляется по количеству, качеству. Остаточный срок реализации в компании – 1/3.
Предпродажная подготовка (подготовка товара к реализации) включает в себя: освобождение товара от тары; подготовку тары к реализации из неё товара; удаление загрязнений; устранение дефектов; фасовку товаров; маркировку.
4. Изучение технологии идентификации товаров с применением штриховых кодов (при наличии): устройства для нанесения и считывания штриховых кодов; требования к размещению штриховых кодов на товарах, таре, упаковках, этикетках, ярлыках и документах; требования к техническим средствам, используемым в технологии штрихового кодирования.
Кодирование товаров – процедура присвоения товарам установленного цифрового, буквенного или буквенно-цифрового номера-кода.
Штриховой код (ШК) – товарный знак, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового или цифрового символа, считываемого сканером.
Штриховые коды – неотъемлемый элемент маркировки товаров не только импортного, но и отечественного происхождения, который представляют по внешнему виду прямоугольник с комбинациями темных и светлых полос и цифровых обозначений.
Особенность применения: наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта.
Преимущество штрихового кода заключается в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи, т.е. ШК является эффективным средством телекоммуникации.
Локальный код – порядковый номер товара. Локальный код един во всей сети и индивидуален для каждого товара. Локальный код наносится, если: на товаре отсутствует штрих код (наносится на любое доступное место); штрих код не считывается (наносится поперёк штрих кода); штрих коды пересекаются (ЛК наносится поперёк).
Магазин оснащён сканерами штрих кода (для считывания штрих кодов на товаре).
В магазине существуют разнообразные ценники:
1. гигантские;
2. двойные;
3. большие;
4. средние;
5. маленькие;
6. сигаретные;
7. арнег (ARNeG);
8. дополнительные.
Информация, которая должна находиться на ценнике: наименование торгующей организации; наименование товара; производитель; страна изготовитель; цена за единицу товара; единица измерения; локальный код; дата изготовления ценника; на обратной стороне печать магазина.
Замена ценников осуществляется в случае: загрязнился; произошла переоценка; длительное время не менялся (меняется раз в месяц); на скоропортящиеся товары меняется по приходу.
Ценники заказываются у бухгалтера (указывается должность, фамилия, локальный код и количество штук). Браковочный или просроченный чек удаляется в отдельное место, в этом случае необходимо поставить в известность ЗУМа.
Возвратом товара занимается ЗУМ. В магазинах ЗАО «ВИСАНТ – торг» товар обмену не подлежит – покупателю возвращаются деньги.
4. Анализ товарно-сервисной политики торгового предприятия: принципы формирования товарной политики, номенклатура услуг, анализ системы организации и форм торгового обслуживания, предложения по рационализации товарно-сервисной политики.
Товарная политика ЗАО «ВИСАНТ – торг» разрабатывается на основе следующих факторов:
- состояние спроса и ожидания потребителей;
- технологические возможности производства;
- наличие аналогов товаров на предполагаемом рынке.
Товарная политика предопределяет принятие одного из четырёх альтернатив:
1) модификацию существующего товара;
2) создание нового товара;
3) «как у других»;
4) отказ от товара.
Для эффективного появления товара на рынке необходимо принять следующие решения:
- разработать модель товара;
- выбрать концепцию имиджа товара, прежде всего в координатах «цена - качество»;
- определить планируемую потребительскую ценность товара по сравнению с аналогами;
- оценить фазу жизни товара, провести его позиционирование.
Необходимо подчеркнуть, что образцы нового товара просто необходимо протестировать именно на целевых потребительских группах. При этом технически сложное изделие лучше отдать в пользование, испытать в «боевой» обстановке.
Требования, предъявляемые к товару.
С точки зрения потребителя, продукт должен быть:
- полезным, нужным, выгодным;
- приемлемым для целевой группы по цене;
- качественным;
- красивым, приятным;
- удобным в пользовании;
- престижным;
- выгодной формой вложения капитала;
- эмоционально приятным, т.е. доставлять пищу эмоциям на протяжении всего коммерческого процесса, начиная от восприятия рекламы и кончая благодарностью за покупку.
Изучение и анализ планировки торгового предприятия, технологического оборудования и технологического оснащения торгового зала и подсобных помещений. Анализ демонстрационной площади торгового зала на соответствие принципам мерчендайзинга: планировка торгового зала, расчёт выставочного и экспозиционного коэффициента, микроклимат продаж, деловая атмосфера зала, принципы выкладки.
Каждому розничному предприятию присущ собственный, индивидуальный облик. Важными элементами целостного образа магазина ЗАО «ВИСАНТ – торг» являются:
- месторасположение розничного торгового предприятия и доступность его для покупателей;
- архитектурное решение фасада здания;
- удобная внутренняя планировка;
- привлекательный интерьер.
Основной принцип планировки магазина – максимально возможное увеличение площади торгового зала за счет использования современных систем контроля за товарными запасами и управления ими либо за счет вынесения части технологических операций и работ за пределы магазина. Основная задача планировки – заставить покупателя пройти по всему магазину, рассмотреть товар и сделать покупку. В процессе планирования расположение отделов в ЗАО «ВИСАНТ – торг» магазине № 15 на торговой площади следует учитывать следующие факторы: удобства работы для торгового персонала; рентабельность; возможность предотвращения хищения; удобства для покупателей в процессе перемещения их по торговому залу и при осмотре товара;
В торговом зале ЗАО «ВИСАНТ – торг» магазине № 15 располагается следующее оборудование магазина:
1) ПВК – программно-вычислительный комплекс. ПК (системный блок) оснащён программой АРМ магазина на два компьютера ПК – БМ (бухгалтер магазина); ПК – УМ (управляющий магазина).
POS терминал (компьютерная система – касса): ПК и монитор.
Товар в магазине реализуется несколькими способами:
1. По штрих-коду;
2. По локальному коду – индивидуальный порядковый номер товара в ассортиментной матрице;
Магазин оснащён сканерами штрих кода (для считывания штрих кодов на товаре).
2) Холодильное оборудование.
А) Они оснащены автоматическими оттайками и детекторами. Морозильные ванны – температурный режим -20 °С. Загрузка продукции в морозильные ванны производится до красной линии. Два раза в день необходимо проверять температурный режим ванной, который должен составлять - 20 °С -18 °С. Повышение температуры происходит при автоматической оттайке морозильника. На дисплее индикатора при этом появляется следующее обозначение «deF». В ночное время или при выключении электричества ванны закрывают ночными защитными шторками. В магазинах ведется постоянное наблюдение, которое фиксируется в журналах учета температурных режимов холодильного оборудования.
Б) Среднетемпературные ванны (с температурой от 0 до 8 °С);
В) Прилавки холодильные (с температурой от 0 до +16 °С).
3) Весы: настольные, напольные (электронные), механические (контрольные).
4) Штабеллёры: тележка гидравлическая, тележка ручная.
Весь товар и всё торговое оборудование в магазинах выкладывается и расставляется по утверждённым планограммам.
Анализ договорной и закупочной работы: состав поставщиков; практика отбора поставщиков, заключение договоров.
Осуществление закупок и заказов.
Проводя открытую политику, компания «Пятерочка» предъявляет следующие требования к Поставщикам для входа в сеть:
1. Вся продукция Поставщика имеет безусловное и постоянное качество.
2. Вся рассматриваемая к вводу в сеть продукция поставщика должна быть востребовать лидирующее положение по продажам в своей товарной категории.
3. Логистика Поставщика обеспечивает бесперебойное движение товаров.
4. Поставщик предоставляет «Пятерочке» эксклюзивные условия поставки товаров.
Требования к товару:
1. Товар имеет безусловное и постоянное качество.
2. Товар востребован покупателем.
3. Товар удовлетворяет запросам покупателей и компании по цене.
4. Товар имеет штрих- код.
5. Товар поставляется Поставщиком бесперебойно.
6. Товар фасован Поставщиком.
7. Товар должен проходить на склад на паллетах.
Упаковка товара должна выдерживать не менее 5 перегрузок.
В ходе длительной работы ЗАО «ВИСАНТ – торг» укрепил прочные связи со следующими поставщиками:
Хлебобулочная продукция:
1. ОАО Хлебозавод № 7;
2. ОАО Хлебозавод № 2 и др.
Молочная продукция:
1. ООО «Эрман», Московская обл., Раменский р-он, п. РАОЗ;
2. ООО «Данон Индустрия», Московская обл. Чеховский р-он, п. Любучаны, уд. Полевая, д. 4;
3. ОАО «Фирма Молоко», Воронежская обл., г. Россошь, ул. Л. Толстого и др.
Кондитерские изделия:
1. ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», г. Москва, ул. Малая Красносельская, д. 7;
2. ОАО «Красный Октябрь», г. Москва, наб. Берсеневская, д.6;
3. ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» г. Воронеж, ул. Кольцовская, д.40;
4. ООО «Одинцовская кондитерская фабрика», Московская обл., Одинцовский р-он, Малые Вяземы, д. 20 и др.
Колбасные изделия:
1. ООО ЭМПП «Аник», Воронежская обл., п.г.т. Анна, ул. Мичурина, д. 86;
2. ОАО «Комбинат мясной Калачеевский», Воронежская обл., Калачеевский р-он, п. Пригородный, ул. Промышленников, д.28;
3. 3АО «Микояновский мясокомбинат», г. Москва, ул. Талалихина, д.41. и др.
7. Приобретение навыков товароведной приёмочной экспертизы и оценки качества и количества потребительских товаров в процессе хранения и реализации.
Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.
Приемщик товаровед ЗАО «ВИСАНТ – торг» при приемке товарной партии проводит контроль по качеству и количеству совместно с контролем за информацией в товарно-сопроводительных документах, при этом действительные значения количественных и качественных характеристик товарных партии сравниваются с документальными данными, а также характеристиками товаров на маркировке. Любое несоответствие по количеству, качеству или основополагающей информации служит основанием для приостановления или отказа от приемки товара. При погрузочно-разгрузочных работах прослеживается организационное обеспечение идентификации путем четкого порядка складирования отдельных товарных партий с учетом очередности реализации, особенно товаров с ограниченными сроками годности. Для идентификации товарных партий на складах хранения на штабелях вывешивают паспорта, в которых указывают идентификационные признаки товарных партий. При этом обязательно должен соблюдаться принцип преемственности информационных данных в паспорте на маркировке и в товарно-сопроводительных документах. В случае, если была принята партия с браком (в том числе просроченная продукция) оформляется возврат брака поставщику по инструкции 05-ДЗ.