Основные направления (факторы) максимизации прибыли

Мы сделали вывод, что основным экономическим интересом предприятия является не доход, что само по себе важно, а именно прибыль. Но со стороны хозяйствующего субъекта основным экономическим интересом является не сама по себе прибыль, а её максимально возможный объём. Главной стратегической целью предприятия является максимизация прибыли за определённый период времени.

Мы знаем, что прибыль равна разнице между общим (валовым) доходом (TR) и полной себестоимостью (издержками - ТС). Формула выглядит так:

Pr = TR – TC = P x Q – (FC + VC).

Данная формула позволяет выявить основные факторы, влияющие на массу прибыли:

уровень цены (Р), по которой реализуется продукция;

объём производства (Q);

уровень постоянных (FC) и переменных (VC) издержек производства.

Уровень цены и объём производства определяют объём валового дохода фирмы (TR). Уровень себестоимости (ТС) – третий компонент – оказывает особое влияние на формирование прибыли, что видно из выше указанной формулы ТС = FC + VC. Отсюда видно, что снижение издержек производства реализованной продукции увеличивает прибыль предприятия:

Pr = (P x Q) – TC = (P x Q) – (Q x ATC) = (P – ATC) x Q.

Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод: чтобы увеличить массу прибыли, необходимо производить больше, продавать больше по более высоким ценам при минимальном уровне себестоимости единицы продукции.

Известны две модели максимизации прибыли:

краткосрочная;

долгосрочная.

В краткосрочном периоде, располагая неизменным оборудованием, предприятие пытается максимизировать свою прибыль или минимизировать свои убытки, приспосабливая объём производства посредством изменений в величине переменных ресурсов, таких как труд, капитал.

«Известны два принципа, по которым можно определить уровень производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек, второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек» [6]

При первом принципе предприятие получает прибыль, если общий (валовой) доход больше общих (валовых) издержек (TR > ТС). Если общий (валовой) доход меньше общих (валовых) издержек (TR < ТС), то у предприятия возникают убытки. И пока разница между общим (валовым) доходом и общими (валовыми) издержками будет расти, предприятию необходимо в целях максимизации прибыли увеличивать объём производства и реализации продукции.

Другим подходом к определению объема продукции, который предприятие захочет предложить на рынке по любой возможной цене, является сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC) каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает её предельные издержки, следует производить. Потому, что от каждой такой единицы продукции фирма получает больше дохода от её продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, единица продукции добавляет прибыль или уменьшает убытки. И наоборот, если предельные издержки единицы продукции превышают её предельный доход, фирме следует избегать производства этой единицы, т.к. она добавит больше к издержкам, чем к доходу. Следовательно, единица продукции уменьшит прибыль или увеличит убытки.

На начальных стадиях производства, когда объём выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно превышать предельные издержки. Отсюда следует, что прибыльно производить в пределах этого объёма производства. Но на последующих стадиях производства, когда объём выпуска значительно увеличивается, предельные издержки будут превышать предельный доход. Отсюда следует, что необходимо избегать производства продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибыли. Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка является правилом, определяющим объём производства: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя объём продукции в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).

Правило MR = MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими.

Долгосрочный период позволяет фирмам вносить определённые изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы расширить или сократить свои производственные мощности и число предприятий по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль.

Общее рыночное предложение товара формируется как сумма значений по всем производящим фирмам. Если типичная фирма на небольшом участке имела экономическую прибыль, то это производство станет привлекательным для новых производителей. И наоборот, если большинство предприятий отрасли несет убытки, начинается отток капиталов в другие сферы экономики.

Центром, вокруг которого происходит это движение, является точка, в которой предприятие имеет нулевую экономическую прибыль. Это точка, в которой цена совпадает со средними валовыми издержками (Р = АТС). Это точка конкурентного равновесия. Чем легче проникнуть в отрасль новым конкурентам, тем быстрее сократятся сверхприбыли и понизятся цены. Чем легче уйти из отрасли, тем быстрее будет достигнуто повышение цен до уровня, гарантирующего нормальную прибыль производства. Именно поэтому в условиях несовершенной конкуренции отдельные фирмы стремятся проводить политику, ограничивающую доступ на рынки новым компаниям, что помогает признанным лидерам сохранять сверхприбыли в течение длительного времени.

Основное заключение гласит так: после того, как предприятие завершит все долговременные приспособления и будет достигнуто долговременное равновесие, цена продукта (цена производства) будет в точности соответствовать точке минимума средних валовых издержек производства, а максимальный объём выпуска придётся на ту же точку. [397.C.] [7]

Из всего рассмотренного следует, что максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия равнялись бы рыночной цене, т.е. P=MC.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: