Для приобретения полной версии работы

Воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com.

Внедрение мероприятий по снижению нагрузки на окружающую среду от автотранспорта отобразится на стратегической карте развития региона (рис. 3.8) следующим образом:

1. Увеличится объем и качество услуг, предоставляемых населению, в том числе информационных;

2. Повысится эффективность использования транспортно-транзитного потенциала, а также привлекательность Одессы как туристического и рекреационного центра, будет осуществлено внедрение современных информационно-коммуникационных технологий;

3. Произойдет рост организационного и человеческого капитала – важнейших составляющих нематериальных активов региона за счет развития и внедрения новых технологий, повысится авторитет региона на международном уровне.

4. Возрастет прибыльность предприятий, расположенных в торговой зоне.

Открытость и доступность информации – необходимый компонент внедрения системы сбалансированных показателей. Стратегические карты помогают наилучшим образом довести информацию о положении и стратегических планах региона до населения, руководства хозяйствующих субъектов, работников органов государственного управления. Это необходимо для стимулирования развития региона, роста его конкурентоспособности в долгосрочном периоде. Стратегические карты представляют собой эффективный способ документирования и контроля, обеспечивающий наиболее быстрое достижение поставленных целей.

 

Выводы

Выбор приоритетов развития региона происходит в соответствии с его индивидуальными особенностями, которые определяют функциональную структуру хозяйствования. Максимальное отображение возможностей устойчивого развития каждой территориальной единицы должно быть увязано с основными направлениями государственной региональной и экономической политики.

Сбалансированное развитие экономики Одесской области основывается на установлении объективных критериев, позволяющих обеспечить рациональное использование природно-ресурсного потенциала, в том числе ассимиляционных способностей региона. Воздействие органов регионального управления, направленное на корректировку экономического развития в соответствии с установленными приоритетами, позволяет наиболее полно и комплексно использовать преимущества географического расположения, природно-ресурсного потенциала, развивающейся инновационной инфраструктуры.

Систематизация основных приоритетов, сформулированных в стратегии развития Одесской области до 2015 года и объединенных общей целью – достижение европейских стандартов жизни населения и динамического развития территориальных громад на базе определенных приоритетов и консолидации усилий власти, бизнеса и общественности с использованием разработанной системы сбалансированных показателей показала, что недостаточное внимание уделяется развитию ресурсоориенированных отраслей. В то же время часть видов деятельности, традиционно присущих экономике Одесской области соответствует выбранным приоритетам. Однако наблюдается увеличение нагрузки на окружающую среду, что снижает возможности стабильного экономического развития в долгосрочном периоде.

Ограничение негативного антропогенного воздействия, формируемого в результате функционирования стационарных и передвижных источников загрязнения, способствует достижению целей регионального развития, выраженных через указанные приоритеты.

Оценка целесообразности осуществления мероприятий, регулирующих развитие экономики региона путем стимулирования рационального использование территориально-ресурсного комплекса, в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды, показала следующее. Предложенное повышение платежей за загрязнение окружающей среды с использованием экологического зонирования воздействия крупного промышленного объекта, а также переориентация части транспортных потоков в Одессе способствует снижению негативного влияния на природно-ресурсный потенциал региона, стимулирует рациональное размещение экономических и социальных объектов и соответствует Стратегии развития Одесской области до 2015 года.

 

Выводы по разделу 3:

Распределение полномочий по реализации эколого-экономической политики между национальным и региональными уровнями власти оказывает влияние на результаты функционирования институциональных структур в сфере природопользования. На уровне государства обеспечивается единство нормативно-правового поля. Местными органами формируется долгосрочная стратегия использования природно-ресурсного потенциала для активизации приоритетных видов деятельности в соответствии с критериями устойчивого развития региона.

Выбор хозяйствующими субъектами вида деятельности, исходя из критерия максимизации прибыли, позволяет управлять их размещением путем регулирования уровня платежей за использование природных ресурсов и корректировки разрешений на загрязнение, предлагаемых к продаже, соответственно реальному ассимиляционному потенциалу территории.

Покупка лицензий на выбросы позволяет объектам, осуществляющим эмиссии загрязняющих веществ, проводить выбор между снижением нагрузки на среду и приобретением эмиссионных квот. Объекты, функционирование которых зависит от качества природных ресурсов и условий, могут лимитировать размещение производства вплоть до изменения функционального назначения зоны путем выкупа прав на загрязнение.

Концепция стратегических карт способствует согласованности долго- и краткосрочных целей развития территории. Ограничение целей в приоритетных направлениях обеспечивает контроль влияния текущих действий на перспективы развития региона и повышает эффективность управления.

Компьютеризированная система сбора, хранения, накопления данных, а также поиска и обработки запросов пользователей, включающая нормативно-правовой, кадастра эмиссионных квот, мониторинга и ресурсный модули, способствует удовлетворению информационных потребностей в сфере природопользования и позволяет субъектам экономики прогнозировать последствия выбранной стратегии развития. Экспертная подсистема позволяет обрабатывать информационные потоки, предлагая пользователю несколько вариантов решения поставленной задачи с указанием их основных параметров, что значительно ускоряет принятие потребителем решений.

Указанная система развивается и требует совместимости с другими базами данных. Для конечных пользователей все процедуры отчетности, контроля, совершения сделок и их регистрации должны быть максимально упрощены при соблюдении условия достаточности данных.

Сопоставление в динамике ассимилирующих способностей и параметров эмиссий дает возможность установить объем квот по каждому веществу в функциональной зоне и обеспечить возможность достоверного прогнозирования экологических последствий хозяйственной деятельности.

Сбалансированное развитие экономики Одесской области основывается на корректировке экономического развития в соответствии с приоритетами, представленными в стратегии развития Одесской области до 2015 года. Систематизация этих приоритетов показала, что в регионе недостаточное внимание уделяется развитию ресурсоориенированных отраслей, часть видов деятельности, традиционно присущих экономике области, соответствует выбранным целям. Однако наблюдается увеличение нагрузки на окружающую среду, что снижает возможности стабильного экономического развития в долгосрочном периоде.

Совершенствование платы за загрязнение среды на базе экологического зонирования воздействия крупного промышленного объекта, а также переориентация транспортных потоков в г.Одессе способствует снижению негативного влияния на природно-ресурсный потенциал региона, стимулирует рациональное размещение экономических и социальных объектов и соответствует Стратегии развития Одесской области до 2015 года.


ВЫВОДЫ

 

Полученные результаты в совокупности решают важную научно-практическую задачу – развитие теоретических и методических положений и разработка научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию регуляторного воздействия на базе экологического функционального зонирования территорий. Основные выводы и рекомендации теоретического и научно-практического характера, полученные в ходе проведенного исследования:

1. В настоящее время ведущее значение для обеспечения устойчивого развития территориальных хозяйственных структур имеет совершенствование финансово-кредитного механизма, в том числе налоговой системы, что предполагает усиление воздействия на природопользование налоговых платежей, которые разделяются на опосредованно влияющие на характер использования природно-ресурсного потенциала и экологические. Обоснованное сочетание налоговых доходов бюджетов позволяет перейти к экологизации налоговой системы, обеспечивающей достижение уровня антропогенной нагрузки, при котором не нарушается экологическое равновесие и способность природы к самовосстановлению при сохранении устойчивого развития экономики региона.

2. Система регулирования использования ассимиляционного потенциала окружающей среды, который является ограниченным природным ресурсом, базируется на его способности генерировать дифференциальную ренту I, II и монопольную ренту, воспроизводимой в каждом производственном цикле. Изъятие ренты ассимиляционного потенциала и сокращение экологически неоправданных субсидий позволяет аккумулировать в бюджете средства, достаточные для проведения природоохранных мероприятий, и высвободить региональные экономические ресурсы для роста результативности хозяйственной деятельности.

3. Анализ предпосылок проявления регулирующего воздействия системы налогообложения показал, что сейчас отсутствуют четкие ориентиры для выработки единой стратегии ее трансформации. Декларируемые в Законе Украины «О системе налогообложения» принципы обладают сложной структурой и во многом дублируются. Отсюда целесообразно использовать только принципы справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, нейтральности, а также дополнить их принципом содействия устойчивому развитию экономики, в том числе на базе требований экологизации производства и рационального использования природно-ресурсного потенциала.

4. Анализ экологической составляющей формирующих основную часть доходов бюджета налогов: на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, на доходы граждан, акцизного сбора, платы за землю и таможенной пошлины – показал, что они обладают потенциалом содействия устойчивому развитию. Платежи за загрязнение среды характеризуются низкими ставками, отсутствием надежных систем контроля достоверности объемов эмиссий, что не стимулирует рациональное использование природных ресурсов.

5. Преимущества рентного налогообложения позволяют усилить регуляторное воздействие в сфере охраны и улучшения качества природных ресурсов, а также определяют возможность получения прибыли предприятиями-налогоплательщиками, на финансовые результаты которых оказывают воздействие параметры окружающей среды. От распределения налоговых полномочий по установлению рентных платежей зависит их результативность как на уровне региона, так и в масштабах страны. Рентные платежи являются одним из перспективных источников формирования доходов региональных органов управления, стимулируют рациональное использование природно-ресурсного потенциала, совершенствование производственной и социальной сфер в регионах.

6. Дифференциация платежей на основе функционального зонирования приводит к оптимизации условий развития субъектов экономики путем разделения территорий на зоны, имеющие различное функциональное назначение, а также установления корректирующих коэффициентов для платы за выбросы загрязняющих веществ. Функциональное зонирование платежей за загрязнение окружающей среды в зависимости от экологической емкости и приоритетных направлений использования территорий содействует эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и созданию конкурентных преимуществ конкретного региона на базе целенаправленного развития его экономики без вмешательства государственных органов в условия хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.

7. Внедрение системы торговли разрешениями на выбросы, которые являются трансформированными экологическими платежами, обеспечивает установление государством допустимых объемов выбросов для каждой функциональной зоны в соответствии с утвержденными стандартами качества окружающей среды, и сопровождается использованием рыночных механизмов регулирования как наиболее эффективных с позиций минимизации затрат. Механизм принятия решений о целесообразности выкупа эмиссионных квот предприятиями, заинтересованными в сохранении качества окружающей среды, имеет особенности, обусловленные спецификой формирования их прибыли. Поэтому им целесообразно использовать разные формы сотрудничества и совместное принятие решений о приобретении прав на часть ассимиляционного потенциала по зонам.

8. На уровне государства обеспечивается единство нормативно-правового поля реализации эколого-экономической политики. Местными органами формируется долгосрочная стратегия использования природно-ресурсного потенциала для активизации приоритетных видов деятельности в соответствии с критериями устойчивого развития региона. Выбор хозяйствующими субъектами вида деятельности, исходя из критерия максимизации прибыли, позволяет управлять их размещением путем регулирования уровня платежей за использование природных ресурсов и корректировки разрешений на загрязнение, предлагаемых к продаже, соответственно реальному ассимиляционному потенциалу территории. Объекты, функционирование которых зависит от качества природных ресурсов и условий, могут лимитировать размещение производства вплоть до изменения функционального назначения зоны путем выкупа прав на загрязнение.

9. Использование трансформированной на регион концепции стратегических карт способствует согласованности долго- и краткосрочных целей развития территории. Ограничение целей в приоритетных направлениях обеспечивает контроль влияния текущих действий на перспективы развития региона и повышает эффективность управления.

10. Компьютеризированная система сбора, хранения, накопления данных, а также поиска и обработки запросов пользователей способствует удовлетворению информационных потребностей в сфере природопользования и позволяет субъектам экономики прогнозировать последствия выбранной стратегии развития. Для конечных пользователей все процедуры отчетности, контроля, совершения сделок и их регистрации должны быть максимально упрощены при соблюдении условия достаточности данных. Сопоставление в динамике ассимилирующих способностей и параметров эмиссий дает возможность установить объем квот по каждому веществу в функциональной зоне и обеспечить возможность достоверного прогнозирования экологических последствий хозяйственной деятельности.

11. Сбалансированное развитие экономики Одесской области основывается на корректировке экономического развития в соответствии с приоритетами, представленными в стратегии развития Одесской области до 2015 года. Систематизация этих приоритетов показала, что в регионе недостаточное внимание уделяется развитию ресурсоориенированных отраслей, часть видов деятельности, традиционно присущих экономике области, соответствует выбранным целям. При этом рост нагрузки на окружающую среду создает предпосылки для снижения возможности стабильного экономического развития в долгосрочном периоде. Совершенствование платы за загрязнение среды на базе экологического зонирования территории воздействия крупного промышленного объекта, а также переориентация транспортных потоков в г.Одессе способствует снижению влияния на природно-ресурсный потенциал региона, стимулирует рациональное размещение экономических и социальных объектов и соответствует Стратегии развития Одесской области до 2015 года.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: