Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

 

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:

- соглашение о разделе продукции;

- решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Установленный специальный налоговый режим применяется в течении всего срока действия соглашения.

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. При этом законодательством предусмотрена возможность применения двух способов раздела продукции.

При использовании первого способа соглашение должно предусматривать условия и порядок:

- определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого – стандарту организации (предприятия), добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;

- определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ;

- раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый)период;

- передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

- получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

При втором способе соглашение должно предусматривать условия и порядок:

- определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

- раздела между государством и инвестором произведенной продукции и стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяется соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%;

- передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

- получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Заключение соглашения в соответствии с этими условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона.

Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции, предусмотренной настоящей статьей, но не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции на другой, а также замену одного способа раздела продукции на другой.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции по первому способу, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на прибыль организации;

- единый социальный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- платежи за использование природными ресурсами;

- плату за негативное воздействие на окружающую среду;

- водный налог;

- государственную пошлину;

- таможенные сборы;

- земельный налог;

- акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит возмещению.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организации в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используется для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых для целей соглашения.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции по второму способу, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

- единый социальный налог;

- государственную пошлину;

- таможенные сборы;

- налог на добавленную стоимость;

- плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию России для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с таможенной территории России.

В случае если нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту РФ, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении соглашений о разделе продукции (СРП), признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения.

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, установленного настоящей главой, при выполнении соглашений, оператору с его согласия. Оператор осуществляет предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Главой 26.4 НК РФ установлены особенности:

- определение налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений;

- определение налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений;

- уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений;

- представления налоговых деклараций при выполнении соглашений;

- учета налогоплательщиков при выполнении соглашений;

- проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений.

Специальный налоговый режим в виде системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции широкого распространения не имеет.

 

 

Приложение.

Распределение налогов по видам бюджетов

                                                                                                (в процентах)

 

 

Вид налога

 

Вид бюджета

 

Феде-

раль-

ный

Регио-

наль-

ный

Местные

Поселе- ний Муници- пальных районов Город- ских округов
НДС 100        
Акцизы*          
на спирт этиловый из пищевого сырья 50 50      
на спирт этиловый из Всех видов сырья, за исключением пищевого 100        
на спиртосодержащую продукцию   50 50      
на табачную прод-ю 100        
на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей   40 60      
на алкогольную продукцию   100      
на пиво   100      
по подакцизным товаром и продукции, ввозимым на территории РФ 100        
НДФЛ   70 10 20 30
ЕСН ** 100        
На прибыль 6,5 До 17,5      
Налог на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство) 100        
Налог на прибыль (в части доходов, полученных в виде дивидентов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 100        
НДПИ          
В виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100        
В виде углеродного сырья (за исключением газа горючего природного) 95 5      
За исключением полезных ископаемых в виде углеродного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых 40 60      
Общераспространенных полезных ископаемых   100      
Полезных ископаемых в виде природных алмазов   100      
На континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ 100        
Сбор за пользование объектами животного мира   100      
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 70 30      
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 100        
Госпошлина ***          
Налог на имущество организаций   100      
Налог на игорный бизнес   100      
Транспортный налог   100      
ЕСХН **   30 30 30 60
УСН **   90      
ЕНВД **          
Земельный налог     100 100 (на межселенных территориях) 100
Налог на имущество физических лиц     100 100 (на межселенных территориях) 100

 

Кроме того, в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренные специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 58 БК РФ. В бюджеты поселений также зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со ст. 63 БК РФ.

* Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

20% указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства алкогольной продукции;

80% указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей в соответствии с нормативом, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

** Главой 24 НК РФ предусмотрено зачисление части ЕСН также в Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования.

Кроме того, ст. 146 БК РФ предусмотрено зачисление в бюджеты государственных внебюджетных фондов распределяемых органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговых доходов от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

· единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

· в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – по нормативу 0,5%;

· в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – по нормативу 4,5%;

· в бюджет Фонда социального страхования РФ – по нормативу 5%;

· минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

· в бюджет Пенсионного Фонда РФ – по нормативу 60%;

· в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – по нормативу 2%;

· в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – по нормативу 18%;

· в бюджет Фонда социального страхования РФ – по нормативу 20%;

· единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:

· в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – по нормативу 0,5%;

· в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – по нормативу 4,5%;

· в бюджет Фонда социального страхования РФ – по нормативу 5%;

· единого сельскохозяйственного налога:

· в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – по нормативу 0,2%;

· в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – по нормативу 3,4%;

· в Фонд социального страхования РФ – по нормативу 6,4%.

*** Государственная пошлина распределяется между бюджетами по следующим нормативам.

В региональные бюджеты зачисляется пошлина, подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов по нормативу 100%:

- по делам, рассматриваемых конституционными (уставными)судами соответствующих субъектов РФ;

- за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

- за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

- за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;

- за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.

В местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов и городских округов) зачисляется пошлина, подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов:

- по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;

- за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами РФ и субъектов РФ, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений РФ), органов местного самоуправления;

- за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит»;

- свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов по получению права на управление транспортными средствами;

- за выдачу ордера на квартиру;

- за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.

Пошлина за совершение иных юридически значимых действий зачисляется в федеральный бюджет.

 

Литература.

1. Балабин В.И. «Налоговое право: теория, практика, споры». М.: 2006 – 356 с.

2. Глухо В.В., Доэльдэ И.В. «Налоги: теория и практика». – Учебное пособие, С-Пб. 2007. – 291 с.

3. Гуреев В.И. «Российское налоговое право». – М.: ОАО «Издательство Экономика», 2003. – 420 с.

4. Евстигнеев Е.Н. «Основы налогообложения и налогового права», Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.

5. Кирова Е.А. «Налоги и предпринимательство в России». М.: 2005. – 218 с.

6. Пансков В.Г. «Налоги и налогообложение в РФ» - М.: «Книжный мир». 2007. – 275 с.

7. Перов А.В. «Налоги и международные соглашения России». М.: «Юрист» 2003. – 244 с.

8. Захарьин В.Р. «налоги и налогообложение». – Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: