Эволюционная теория Дарвина

 

Весь ход развития XIX века неудержимо вел к формированию нового взгляда на природу и эволюцию. Естественные науки к этому времени накопили огромное количество фактов, которые нельзя было совместить с метафизическими представлениями о неизменяемости природы. Следствием всего этого явилось возникновение навой теории, разработчиком которой стал Ч. Дарвин. Основные принципы своего эволюционного учения он свел к следующим положениям: 1. Каждый вид способен к неограниченному размножению. 2. Ограниченность жизненных ресурсов препятствует реализации потенциальной возможности размножения. (Большая часть особей гибнет в борьбе за существование и не оставляет потомства). 3. Гибель или успех в борьбе за существование носят избирательный характер. Организмы одного вида отличаются друг от друга совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, которые лучше приспособлены. Такое избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов Ч. Дарвин назвал естественным отбором. 4. Под действием естественного отбора, происходящего в разных условиях, группы особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки. Они приобретают настолько существенные отличия, что превращаются в новые виды. Крупнейшие ученые в разных странах способствовали распространению эволюционной теории Дарвина, защищали ее от нападок и сами вносили вклад в ее дальнейшее развитие. Дарвинизм оказал сильнейшее влияние не только на биологию, но и на общечеловеческую культуру, способствуя развитию естественнонаучных взглядов о появлении и развитие живой природы и самого человека. Современная генетика привела к новым представлениям об эволюции, которые получили название синтетической теории эволюции (Неодарвинизма). Ее можно определить как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически. Такой взгляд, не только подтвердил теорию Дарвина, но и объяснил ее на качественно новом уровне. Механизм эволюции стал рассматриваться, как состоящий из двух частей: случайные мутации на генетическом уровне и наследование наиболее удачных с точки зрения приспособления к окружающей среде мутаций, т.к. их носители выживают и оставляют потомство.

 

Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания.

 

Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, форма отражения объективной реально­сти. Сознание возникает в результате трудовой общественно-производительной деятельности людей и неразрывно связано с языком. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление является объектом созна­ния именно в той мере, в какой они обладают смыслом в системе общественной деятельно­сти. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Важно помнить, что сознание нельзя отождествлять исключительно со знанием и логическим мыш­лением. Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал постоян­ного соотнесения значения своих понятий с ак­тивными действиями и восприятием действи­тельности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т.е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает дей­ствительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность че­ловека. Таким образом, нельзя забывать, что сознание не только отражает действительность, но и создает ее.

Необходимо иметь в виду, что термин «созна­ние» не включает в себя понятие «бессознатель­ное».

Бессознательное можно определить как активные психические процессы, непосред­ственно не участвующие в сознательном отно­шении субъекта к действительности, и поэтому в данный момент не осознаваемые субъектом. Бессознательное — это столь же специфиче­ски человеческое психическое проявление, как и сознание. Оно детерминировано обществен­ными условиями существования человека, вы­ступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Поэтому нельзя противопоставлять созна­ние и бессознательное, т.к. они являются раз­ными элементами психики. В данном случае согласно учению австрийского психолога Зигмунда Фрейда психика состоит из трех слоев: бессознательное, подсознательное и сознание.

Подсознательное — это особая погранич­ная область между сознанием и бессознатель­ным. В эту область прорываются бессознатель­ные влечения, и здесь же они подвергаются цензуре со стороны совести.

Подводя итог, необходимо отметить, что че­ловеческое сознание прошло длинный путь эволюции, что позволило человеку развиваться и идти по пути прогресса.

 

Эмоции и творчество.

Эмоции и творчество -непосредственные переживания, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. В эмоциональной сфере знания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость), чувства (любовь, горе, радость), аффекты (ярость, ужас, отчаяние), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сильные состояния эмоциональной напряженности - стрессы. Благодаря возникшей эмоции организм имеет возможность эффективно приспосабливаться к окружающим условиям.

Творческий процесс вообще невозможен без эмоций, без увлеченности решаемой проблемой.

Творчество как процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что человек может испытать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, а именно поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые здания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот "рывок в творчество".

Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на воображение, которое в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: