Анализ создания малых предприятий в Смоленске и Смоленской области

Число малых предприятий по видам экономической деятельности

единиц

 

2008

2009

число малых предприятий в процентах к итогу число малых предприятий в процентах к итогу
Всего 3719 100 4368 100
в том числе по видам экономической деятельности:        
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 429 11,5 412 9,4
рыболовство, рыбоводство 4 0,1 9 0,2
добыча полезных ископаемых 15 0,4 10 0,2
обрабатывающие производства 613 16,5 858 19,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4 0,1 22 0,5
строительство 324 8,7 420 9,6
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1304 35,1 1563 35,8
деятельность гостиниц и ресторанов 72 1,9 156 3,6
транспорт и связь 313 8,4 258 5,9
финансовая деятельность 16 0,4 19 0,4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 477 12,8 485 11,1
образование 16 0,4 23 0,5
здравоохранение и предоставление социальных услуг 58 1,6 42 1,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 74 2,0 91 2,1

 

Одной из приоритетных задач деятельности администрации Смоленской области является развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений.

Темпы развития малого бизнеса в Смоленске с каждым годом растут. Сегодня эту сферу можно охарактеризовать как динамично развивающийся сектор экономики города.

В городе Смоленске на 01.01.2009г. зарегистрировано 16754 субъектов малого предпринимательства - рост 117% к показателям прошлого года, в том числе:

· 5400 малых предприятий, рост – 148,8% к 2007 году;

· 11354 индивидуальных предпринимателей, рост – 105,8% к 2007 году.

На тысячу жителей города приходится 35,9 индивидуальных предпринимателей и 17малых предприятий.  В Смоленске малым бизнесом охвачены почти все сферы экономики.

 



Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;

- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% - что им нужны надежные законодательные гарантии».

Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий - в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки.

Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются:

Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации.

Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Третье условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ.

Четвертое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства - самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:

первый - широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: