Число малых предприятий по видам экономической деятельности
единиц
| 2008 | 2009 | ||
число малых предприятий | в процентах к итогу | число малых предприятий | в процентах к итогу | |
Всего | 3719 | 100 | 4368 | 100 |
в том числе по видам экономической деятельности: | ||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 429 | 11,5 | 412 | 9,4 |
рыболовство, рыбоводство | 4 | 0,1 | 9 | 0,2 |
добыча полезных ископаемых | 15 | 0,4 | 10 | 0,2 |
обрабатывающие производства | 613 | 16,5 | 858 | 19,6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 4 | 0,1 | 22 | 0,5 |
строительство | 324 | 8,7 | 420 | 9,6 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 1304 | 35,1 | 1563 | 35,8 |
деятельность гостиниц и ресторанов | 72 | 1,9 | 156 | 3,6 |
транспорт и связь | 313 | 8,4 | 258 | 5,9 |
финансовая деятельность | 16 | 0,4 | 19 | 0,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 477 | 12,8 | 485 | 11,1 |
образование | 16 | 0,4 | 23 | 0,5 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 58 | 1,6 | 42 | 1,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 74 | 2,0 | 91 | 2,1 |
|
|
Одной из приоритетных задач деятельности администрации Смоленской области является развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений.
Темпы развития малого бизнеса в Смоленске с каждым годом растут. Сегодня эту сферу можно охарактеризовать как динамично развивающийся сектор экономики города.
В городе Смоленске на 01.01.2009г. зарегистрировано 16754 субъектов малого предпринимательства - рост 117% к показателям прошлого года, в том числе:
· 5400 малых предприятий, рост – 148,8% к 2007 году;
· 11354 индивидуальных предпринимателей, рост – 105,8% к 2007 году.
На тысячу жителей города приходится 35,9 индивидуальных предпринимателей и 17малых предприятий. В Смоленске малым бизнесом охвачены почти все сферы экономики.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:
- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
|
|
- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса.
Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% - что им нужны надежные законодательные гарантии».
Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий - в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.
Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки.
Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются:
Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации.
Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.
Третье условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ.
Четвертое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства - самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:
первый - широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;