Правовой статус представляет собой основы правового положения соответствующего лица. Имеет четырехзвенную структуру:
- права и свободы;
- гарантии реализации прав и свобод;
- юридические обязанности;
- юридическая ответственность.
Служебные права, общие для всех государственных служащих. Государственный служащий имеет право на:
1. посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
2. принятие решений и участия в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
3. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
4. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
5. ознакомление со всеми материалами своего личного дела (на каждого служащего заводится личное дело, где отражаются все этапы прохождения им государственной службы);
|
|
6. пенсионное обеспечение с учетом стажа работы;
7. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
8. обращение в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, и др.;
Основные служебные обязанности, общие для всех государственных служащих:
- обеспечивать поддержку конституционного строя и реализацию законов, соблюдая при этом Конституцию РФ;
- добросовестно исполнять должностные обязанности;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
- исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их полномочий, за исключением незаконных;
- своевременно рассматривать обращения граждан, юридических лиц, государственных и муниципальных органов и принимать по ним решения;
- поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
- представлять в органы налоговой службы при поступлении на государственную. службу и ежегодно сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности и т. д.
Государственный служащий не вправе:
1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, творческой;
2. быть депутатом представительного органа РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4. на время прохождения государственной службы государственный служащий обязан передавать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (акции) в уставном фонде коммерческих юридических лиц;
|
|
5. состоять членом органа управления коммерческой организации, если это не следует из его служебных обязанностей;
6. использовать в неслужебных целях имущество, денежные средства, принадлежащие государству, служебную информацию;
7. получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего и т.д.
2. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений.
Диагностика проблемы.
Диагностика проблемы является процессом, состоящим из ряда этапов:
- осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся неиспользуемых возможностей (например, низкие прибыли, большие издержки, конфликты и т.д.);
- выявление проблемы в общем виде, т.е. причин возникновения проблемы;
-сбор и анализ внутренней и внешней информации, привлечение консультантов.
Формулировка ограничений и критериев принятия решений
Для того, чтобы решение было реалистичным, необходимо прежде всего сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), а также внешние ограничения (например, законы, этические соображения, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта) и т.д. Для того, чтобы оценить качество принимаемого решения, необходимо разработать систему критериев, по которым оно будет оцениваться.
Определение альтернатив
Формирование набора альтернативных решений выявленной проблемы является процессом в высшей степени сложным и творческим. Частичная формализация этого процесса может быть осуществлена с помощью различных модификаций метода мозгового штурма.
При формировании множества альтернатив надо найти компромисс между полнотой этого набора, с одной стороны, и реальностью и обозримостью задачи, с другой.
Оценка альтернатив
Оценка каждой из альтернатив осуществляется исходя из множества отобранных критериев. В некоторых случаях часть из них может иметь количественный, а часть - качественный характер.
Выбор альтернативы
Нахождение Парето-оптимального решения, т.е. определение тех вариантов, у которых улучшение ни одной из характеристик невозможно без ухудшения других.
Реализация и контроль выполнения решений
Важное условие - признание коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта, считает его "своим", сопротивление ходу его реализации значительно снижается. Затем начинается следующая фаза рассматриваемого этапа - контроль за ходом реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия фактических результатов с ожидавшимися.