Стилистическая окраска

            Языковые единицы могут быть либо стилистически нейтральными, либо стилистически окрашенными.

Стилистически нейтральные языковые единицы могут свободно использоваться в различных сферах, стилях и условиях общения, не привнося в высказывание особого стилистического признака. Они имеют повсеместное распространение, их употребление ничем не ограничивается.

Стилистически окрашенные единицы, это единицы, обладающие стилистической окраской, выявляемой на фоне нейтральных единиц. Под стилистической окраской языковой единицы понимают дополнительные (коннотативные) к ее основному (номинативному) значению эмоционально-оценочные, экспрессивные и функциональные свойства. Эти свойства ограничивают употребление единиц языка определенными сферами, стилями, жанрами и условиями общения (ситуацией) и тем самым несут стилистическую информацию.

       Выделяют два типа стилистической окраски: функционально-стилистическую и эмоционально-оценочную.

1. Функционально-стилистическая окраска обусловлена регулярным употреблением той или иной единицы языка в определенном функциональном стиле языка. Это приводит к тому, что и сама данная единица языка получает окраску, отпечаток той сферы или стиля, в которой оно обычно встречается.

2. Эмоционально-оценочная окраска. Если функционально-стилистическая окраска окрашивает само слово как языковую единицу, то при помощи слов с эмоционально-оценочной окраской осуществляется «окраска» самих обозначаемых объектов, выражается отношение к ним, производится их оценка и т. п. Эта окраска органически свойственна языковой единице, неотделима от ее значения. Она проявляется в любой сфере использования этой единицы, в самых минимальных контекстах и даже изолированно.

       Слово может быть одновременно охарактеризовано и с функционально-стилистической, и с эмоционально-оценочной точек зрения. Эмоционально-оценочная окраска слова обычно как бы наслаивается на его функционально-стилистическую окраску, а не наоборот. С другой стороны, слова функционально-стилистически окрашенные могут и не иметь эмоционально-оценочной окраски.

 

Функционально-стилистическая окраска

 

       Можно сказать, что все слова в нашем материале имеют функционально-стилистическую окраску. Почти все они входят в сферу разговорной речи (в широком смысле этого слова), значит ими можно пользоваться только в ситуации непринужденного, неформального общения. Исключительно встречаются также книжные выражения (напр. блудник, вакханка, камелия), но о причинах пользования такими словами в рамках разговорной речи мы уже говорили выше (в ироническом плане используется напр. слово камелия, в значении содержанка или красивая женщина легкого поведения).

       В нашем материале встречаются следующие функционально-стилистически окрашенные единицы (у всех мы приводим примеры):

Разговорные выражения

Наименования лиц с пометой разг. представляют приблизительно 20% всего собранного материала. Кажется, что все эти слова входят еще в сферу литературного языка (литературной разговорной речи). Это выражения как:

бабулька (о простой женщине преклонного возраста), бес (бранно о любом человеке), гад (очень негативно о мужчине, человеке), дистрофик (об очень худоб человеке, кажущемся болезненным), задохлик (слабый, хилый, тщедушный человек), ехидина (о злом, язвительном человеке), жираф (о высоком, долговязом, худощавом человеке), жук (ловкий мошенник), змеюка (о злом, коварном человеке), Иван (о простом русском человеке), памятник (член общества Память), подкаблучник (безвольный мужчина, находящийся в полном подчинении у жены), подписант (тот, кто подписал коллективное письмо, публичное заявление и т.п.), Пушкин (неизвестное или неопределенное лицо), самец (о грубом, физически сильном мужчине), Сарра (о еврейке), сброд (о ничтожных, жалких людях), спиртсмен (пьяница, любитель спиртного), хохол (об украинце), христосик (о кротком, незлобном, робком ребенке).

 

Примеры в контекстах:

У моей подруги муж подкаблучник. Я на него смотрю, и мне его жалко.

http://www.pink.com.ua/forum/read.php?11,66379,66379

 

Нина. Ни с места! Миша, прижмись ко мне крепче, держись за меня, ты никуда не пойдешь! Если меня сейчас эта змеюка укусит - а он хочет, чтобы меня змеюка укусила, вот эта змеюка хочет этого…

http://www.theatre.ru/drama/koljada/edem2.html

 

- Ну и ехидина! - сказал Мишка. - Уж такая ехидина, даже не рассказать... Это он говорил про незнакомую девочку, которая вдруг появилась у них в доме. Мишка увидел ее первым и уже успел все про нее понять.

http://lib.misto.kiev.ua/TALES/DRABKINA/yabloki.txt_Piece40.03

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: