Проблема познаваемости мира

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует ложную систему, выступающую в виде социальной памяти. Богатства ее передаются из поколения в поколение, от народа к народу с помощью механизма социальной ответственности, культуры.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Наука о познании называется гносеологией. Гносеология носит исторический характер, она развивается вместе с развитием человека и человечества.

Проблема познаваемости мира являлась центральной как в Древней Греции, так и в Новое время. По мере развития философии, в ней сталкивались различные подходы и направления.

Одним из первых древнегреческих философов проблему познаваемости мира рассмотрел Парменид. Он написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине. С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.

Платон рассматривал познание с позиций диалектики. Диалектика – искусство думать логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновениях разных мнений, суждений, убеждений. Для Платона первичным являлся «мир идей», что положено в основу его объективного идеализма, где «мир идей» порождает «мир вещей».

Предметом познания для Аристотеля является бытие. Основание познания заключается в ощущениях, памяти, привычке. Каждое знание начинается с ощущений, но невозможно приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий из-за переходящего и изменчивого характера всех вещей. Формы научного знания – это понятия, которые постигают сущность.

Философия Нового времени сделала многое для развития гносеологии. Главными стали идеи философского научного метода; медотологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей философов Нового времени было получение достоверного знания, которое было бы основанием для всей получаемой системы знаний.

Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм – познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). Это принцип, исходя из которого вся наука и вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте.

Эмпиризм делится на радикальный (признает лишь чувственные восприятия) и умеренный (отводит рациональную роль чувственным восприятиям).

Рационализм – это точка зрения разума. Рационализм, по определению философии – совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа с субъективной стороны – разум, мышление, рассудок; с объективной – разумность, логический прядок вещей.

Теория познаваемости мира с самого начала развивается во взаимодействии с наукой. Одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования.

Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения. Теория познания исследует природу человеческого познания; рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический,, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширило свои потребности, находя новые средства и пути познания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: