Формационный подход к типологии государств

В философской теории развития государства и права вопрос о типологии государств рассматривается преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.

Известная "триада" К. Маркса делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую). Основными критериями такой классификации являются:

1. наличие или отсутствие частной собственности

2. Наличие или отсутствие противоположных классов

3. Наличие или отсутствие товарного производства.

К. Маркс считал, что если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы - общественно-экономические формации. Каждая формация представляет собой общество, находящееся на определенной ступени развития.

Основу любой общественно- экономической формации составляет тот или иной способ производства характеризующийся определенным уровне и характером развития производительных сил и соответствующими производственными отношениями.

Совокупность производственных отношений образует базис формации, над которым надстраиваются политические, правовые и другие отношения и учреждения, которым соответствуют определенные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки и другое). Таким образом общественно-политическая формация включает в свой состав все многообразие жизни общества на том или ином этапе развития.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своём развитии проходит пять основных стадий (этапов, формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Смена формаций происходит путём социальных революций,причинами которых, как правило, являются: в экономической сфере - конфликт между приобретшими новый характер производительными силами общества и консервативной, устаревшей системой производственных отношений, в политической сфере - усиление социальных антагонизмов и обострение классовой борьбы между господствующим классом, весьма заинтересованным в неизменности существующих порядков, и угнетёнными массами, требующими улучшения своего экономического, социального и политического положения. Революция, какой бы характер она не носила, приводит к смене господствующего класса. Победивший класс, как правило, осуществляет масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни и создаёт тем самым предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового создания и т.д. Именно в таком варианте идёт становление и развитие новой формации.

В целом материалистическая концепция К.Маркса вполне приемлема для объяснения исторического процесса и имеет ряд сильных сторон. Так, на основе определенных критериев эта методология создаёт чёткую объяснительную модель всего исторического развития. Исходя из основных положений формационного подхода историю человечества можно представить как объективный, закономерный и поступательный процесс, в котором ясно прослеживаются движущие силы, основные этапы, особенности, закономерности и т.д. Однако при всей своей универсальности эта концепция не лишена и весьма существенных недостатков, на которые достаточно часто указывают и отечественные, и зарубежные исследователи.

Формационный подход предполагает однолетний характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована на основе обобщения исторического пути Западной Европы. Часть стран, особенно восточных, не укладывались в схему чередования пяти ступеней развития. Поэтому восточные государства К.Маркс отнёс к так называемому "азиатскому способу производства", на основе которого образуется особая формация (эту проблему Маркс оставил без подробной разработки). Это позволяет сделать вывод о том, что материалистическая концепция создаёт определённые трудности в отражении многовариантности исторического развития.

Для данного методологического подхода характерна жёсткая привязка любых исторических явлений в системе экономических отношений, к определённому способу производства. При этом исторический процесс рассматривается с точки зрения становления и смены способа производства, а основному объекту истории - человеку - отводится лишь второстепенная роль. В этом отношении в определённом смысле принижается личностное содержание исторического процесса, а в месте с ним и духовных факторов исторического развития.

Формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в т.ч. и насилия, в историческом процессе, который рассматривается в основном через призму классовой борьбы, поэтому данная концепция значительную роль отводит не только экономическим, но и политическим процессам. Однако социальные конфликты, хотя и являются важным атрибутом общественной мысли. на самом деле не играют в ней определяющей роли.

Марксистская теория предполагает, что исторический процесс имеет не только начальную, но и конечную стадию своего развития. Начало истории - первобытнообщинная формация - является неопределённо протяжённым этапом в развитии человечества. При определении этой стадии игнорировались качественно различные этапы в предыстории и первых этапов истории человечества. Последняя формация - коммунистическая - означает. по существу, конец истории, поскольку в ней, как считал К.Маркс, будут устранены все противоречия, который на самом деле являются основными движущими силами исторического прогресса.

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: