Принципы организации безналичных расчетов

Безналичный платежный оборот в стране организуется на ос­нове определенных принципов.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Принципами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие.

Первый принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества.

Сложность и важность расчет­ных взаимоотношений предопределяет необходимость установле­ния единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президен­та, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

К главным законодательным источникам регулирования рас­четов относятся: Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный ко­декс РФ.

Специальные законодательные и подзаконные акты, в частности, включают: Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон «О бан­ках и банковской деятельности» от 8 апреля 2008 г.

Главный регулирующий орган расчетов – Цент­ральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. На Банк России возложены следующие функции:

• установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

• координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве опреде­лен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 22 января 2008 г. № 2-П с последующими изменениями и допол­нениями.

В настоящее время Банком России установлены единые тре­бования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.

Второй принцип: осуществление расчетов преимущественно по банковским сче­там. Наличие этих счетов, как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Безналич­ные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для рас­четного обслуживания между банком и клиентом заключается до­говор банковского счета – самостоятельный двусторонний (участ­ники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также Инструк­цией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Федеральному закону от 8 апреля 2008 г. «О банках и банковской дея­тельности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны:

· процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);

· стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки пла­тежных документов;

· имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обя­зательств по срокам осуществления платежей;

· порядок расторжения договора;

· другие существенные условия договора.

Кли­енты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согла­сия, если иное не установлено законодательством. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расче­тов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обяза­тельном порядке – в учреждениях Банка России (договор на рас­четное обслуживание банка).

Третий принцип: поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспе­чивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого, безусловного выполнения обяза­тельств. Все плательщики (предприятия, банки и т. п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предус­мотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполне­ния долговых обязательств.

Четвертый принцип: наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

· либо соответствующего платежного инструмента (чека, про­стого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о рас­поряжении владельца на списание средств;

· либо специального акцепта документов, выписанных получа­телями средств (платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бес­спорного (без согласия плательщиков) списания средств: недо­имок по налогам и другим обязательным платежам – на основа­нии исполнительных листов, выданных судами, некоторых штра­фов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип: срочность платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок со­вершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданского кодекса РФ (ст. 190–195). Сбои в со­блюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете – к платежному кризису.

Принцип срочности относит­ся не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и ус­луги, но и к составной части этого периода – времени выполне­ния банками услуг по проведению расчетных операций. В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматри­ваемого принципа может быть решена путем преодоления пла­тежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее.

Шестой принцип: контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о по­рядке их проведения– подразделяется на предварительный, теку­щий и последующий. Большую роль в соблюдении данного прин­ципа имеет установление согласно ст. 16 федерального закона РФ от 3 ноября 2006 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” пуб­личности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взно­сов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осу­ществляют комплекс услуг по управлению денежной наличнос­тью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов де­биторов, тщательный контроль за движением средств и размеще­ние на рынке свободных ресурсов.

Специфический характер носит контроль банков за проведе­нием расчетов между ними самими. Однако, как показывает практика, контроль участников ры­ночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и пра­вового контроля со стороны государства за соблюдением установленных правил предприятиями различных форм собственности. Эти при­чины, в свою очередь, стали одними из главных в назревании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех осталь­ных принципов расчетов.

Седьмой принцип: имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключа­ется в том, что нарушения договорных обязательств в части рас­четов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволя­ет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, практи­чески полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значи­тельно расширились благодаря совершенствованию законодатель­ства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исклю­чением налоговой, не было принято столько законов и подзакон­ных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной от­ветственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банков­ских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с неисполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в пись­менной форме в обслуживающий их банк, который ведет пере­писку по этим претензиям с другими банками, и, при необходи­мости, с участием РКЦ.

Подытоживая изложение двух последних, взаимосвязанных между собой принципов организации безналичных расчетов, сле­дует отметить, что пока еще не налажена целостная система кон­троля за сферой расчетов со стороны коммерческих и централь­ного банков, Министерства финансов РФ, Государственной на­логовой службы РФ, Прокуратуры РФ и других органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также не­достатками в создании соответствующей законодательной базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: