Глава 3. Аниме в других странах

 

Япония, пожалуй, единственная страна, в которой анимация и комиксы приобрели значимый культовый характер и стали национальной гордостью. У американцев и европейцев существует некоторое стереотипное восприятие аниме и манги. Скорее всего, это связано с различием в культуре эстетического воспитания. Если посмотреть на период лет семьсот назад, то можно почувствовать как современное искусство Европы невидимыми нитями связано с техникой изображения человека в картинах и скульптурах эпохи Возрождения, а манга и аниме имеет некоторые черты, характерные только для произведений японских художников того же периода времени. И тем не менее, в Европе и в Америке немало поклонников аниме и манги, число которых продолжает расти.

В СССР показ кино и анимации капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранных по идеологическим критериям фильмов, поэтому советский зритель был практически не знаком с японской анимацией. Исключением стали фильмы: «Летающий корабль-призрак», «Кот в сапогах» и «Двенадцать месяцев»

Первое знакомство российской аудитории с аниме состоялось во время «видеобума» конца 1980-х — начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме, распространяемое «видеопиратами» или переписываемое в частном порядке. Наибольшую популярность в это время приобрели показанные по телевидению «Роботек», «Макрон-1» и «Ведьма Салли». [4]

В середине 1990-х годов по телевидению демонстрируется нестандартный для аудитории проект — «Сейлор Мун: Луна в матроске». В отличие от большинства западных стран в России он практически не цензурируется, что увеличивает интерес публики. Поколение, начавшее свое знакомство с аниме с «Сейлор Мун», среди отаку принято называть «муняшками». К этому же времени относится появление клубов отаку. Первым таким клубом стал клуб R.An.Ma (Российская ассоциация поклонников аниме и манги), основанный в 1996 году. К концу 1990-х годов развитие интернета и цифровых технологий, позволяющих быстро скачивать и передавать информацию, влияет и на популяризацию аниме.

Начиная с 2000 года на российском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал «Покемон». До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведения обозначались просто как «японские мультфильмы». Новой волны отаку сериал не создал из-за небольшого возраста целевой аудитории, но его показ вызвал большой отклик в прессе. В том же году в Воронеже проводится первый в России аниме-фестиваль.

В 2002 году в журнале «Страна игр» появляется рубрика «Банзай!», самая компетентная серия статей о японской массовой культуре на территории России, и интернет-журнал AnimeMagazine.

Наконец появляются официальные распространители аниме на видеокассетах и DVD: в 2002 году была создана компания «МС Entertainment». Также лицензиями аниме занились компании «Видеосервис» и «CP Digital». В 2003 и 2004 годах издается журнал «anime*magazine», печатная версия сетевого AnimeMagazine. Чуть позже появляется и второй журнал, полностью посвященные аниме и манге, — «АнимеГид».

А дальше аниме-движение приобретает всё больший охват. Появляются новые издатели аниме: в 2005 году «XL Media», в 2006 — «Мега-Аниме», а в 2007 — «Reanimedia». В 2005 году начинается активная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия» и «Муз-ТВ». Постоянно организуются аниме-фестивали, в том числе Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже, северо-западный фестиваль любителей манги и аниме «М.Ани.Фест» в Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль японской анимации «Танибата» в Ростове-на-Дону и Московский аниме-фестиваль.[1]

Популярность аниме затронула и российских музыкантов: в 2003 году студия Production I.G создала аниме-видеоклип на песню Линды «Цепи и кольца», а в 2005 Studio 4 °C был выпущен клип «Первый отряд» на композицию Лигалайза, группа Тату выпустила композицию Gomenasai, один из клипов к которой был сделан в аниме-стиле. В 2009 году вышел совместный проект японских аниматоров и российских сценаристов — «Первый отряд», включающий в себя кроме полнометражного аниме мангу и повести. [3]

Параллельно росту популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих, количество насилия и эротики в аниме, неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме — отаку, — выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимости). В европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории; иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры.

Многим не нравится аниме на эмоциональном уровне: если зритель считает, что мультфильмы создают только для детской аудитории, он ожидает и соответствующего развития сюжета, и либо испытывает дискомфорт от просмотра аниме, рассчитанного на юношескую или взрослую аудитории, либо отказываясь от просмотра, создаёт заочное негативное мнение о произведении. Также часто зрителям не нравится графическое решение в аниме — пресловутые «большие глаза», или голоса персонажей, из-за непривычного для европейца звучания слов и выражения эмоций в японском языке.

Таким образом, можно сделать вывод: некоторым зрителям не нравиться, яркий контраст аниме и западных мультфильмов. Так же довольно часто причиной нелюбви являются предубеждение, что аниме - мультфильмы для детей. Однако немало людей смотрит и любит произведения японской анимации



Заключение

 

Проследив за всеми этапами развития японской мультипликации, можно сказать, что это явление сложилось под сильным воздействием внешних факторов (ситуация в государстве и т.п.) и их слиянием с чертами присущими сугубо японской философии, морали и устоям. Примером является старейшее дошедшее для нас аниме, с весьма своеобразным названием «Гора, на которой оставляли умирать старух», нарисованное по мотивам одноименной сказки. На протяжении развития аниме и отхода от европейской мультипликации появляется то, чего в европейских мультфильмах недостает.

Как направление аниме появилось в предвоенный период и сначала служило пропагандой военных, однако потом стало обычным видом развлечения. Этому всячески способствовала компания Toei Animation, которая существует и сейчас. Помимо Toei существовало мало копаний анимации, но со временем их число увеличивалось. После провала многих высокобюджетных проектов примерно половина компаний прекратили свою деятельность, но это благоприятно сказалось на развитии аниме. Вследствие этого появился Евангелион, в простонародье более известный как Ева. Это стало толчком к очередному этапу развития японской анимации. В наше время в развитии аниме наблюдается очередной период активного роста.

Аниме довольно сильно отличается от других мультфильмов. Основным отличием, конечно, является стиль рисования, а именно: минимальное использование технических экспериментов и символическо-графический язык. Так же в аниме большее внимание уделяется к проработке персонажа: его внешности, характеру и биографии. Еще стоит отметить разнообразность сюжетов, которая в Западных мультфильмах «хромает».

Вместе с ростом популярности аниме увеличивается и количество противников японской анимации. Это связанно с ярким контрастом аниме и европейских мультфильмов. Так же многим не нравится аниме из-за предубеждения, что мультфильмы для детей и испытывает некий дискомфорт при просмотре аниме, рассчитанного не для детей.

Аниме - типично японское искусство, потому что оно, в первую очередь, показывает японскую жизнь во всех её проявлениях. Таким образом, можно проследить быт современного японца. Даже при изображении параллельного мира или реальности некоторые черты традиционного общества остаются. В то же время аниме является универсальным языком искусства, так как показываемые проблемы актуальны везде. Поэтому аниме и является понятным и любимым не только в Японии, но и во всем мире.

Автор сам увлекается японской анимацией больше года. И, посмотрев немало аниме, может с уверенностью сказать, что найдутся полезные и интересные мультфильмы как для детей, например Арена Ангелов и Сейлор Мун, так и для взрослых(Мой сосед Тоторо или Служба доставки Кики)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: