Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Модернизация участка по производству мебели

 

Введение

Технико-экономическое обоснование – это инструмент, обеспечивающий потенциальных инвесторов, проектоустроителей и финансистов информацией, необходимой для принятия решения об инвестировании и способах финансирования.

При подготовке и оценке технико-экономического обоснования важно понимать, что расчет финансовых величин и показателей без анализа условий и допущений, определяющих эти цифры, представляет мало интереса для лиц, принимающих решения. Этот анализ охватывает социально-экономические, финансовые и экологические аспекты инвестирования, а также оценку альтернативных стратегий и рамок проекта, маркетинга, ресурсов, место расположения, производственной мощности и технологии.

Концепция технико-экономического обоснования, впервые опубликованная ЮНИДО в 1978г., стала принятым во всем мире стандартом. Благодаря широкому признанию, она также облегчает передачу технологии, создание предприятий, международное финансирование. Таким образом, разработанная ЮНИДО методология весьма полезна, особенно для экономик в период перехода к рыночным условиям.

Эта методика подходит не только для новых инвестиций, например, при создании нового предприятия, она в равной мере пригодна для проектов по оздоровлению, расширению, модернизации, реинжиниринга и перепрофилированию предприятий. Применение стандартной и общепринятой методики выгодно для инвесторов, партнеров по созданию предприятия, консультационных фирм и поставщиков оборудования, поскольку облегчает взаимодействие партнеров и способствует улучшению качества инвестиционных предложений. Еще большую пользу представляет для инвестиционных банков и других финансовых организаций, так как оценка заявок на финансирование проекта облегчается, если подготовленные для банка обоснования хорошо структурированы, составлены полно и представляются в стандартной форме.

Комплексный подход, принятый в Руководстве, требует привлечения многих областей профессиональных знаний, наиболее важные из которых – анализ рынка и маркетинга, исследование места расположения, участка и окружающей среды, энергетика и технология, финансовый анализ. Таким образом, Руководство предназначено для специалистов в области рынка, финансового анализа, экономики, техники, планирования проектов, социологов.

Экономика России находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот процесс требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Приватизация, конверсия и оздоровление существующих промышленных предприятий, их эффективное и прибыльное функционирование очень важны для экономики в целом. Кроме этого, для успешного развития российской экономики жизненно важно создание новых фирм, как с участием иностранных партнеров, так и без них. Но без привлечения достаточного капитала на приемлемых условиях предприятия не могут достичь расцвета. При этом национальные и международные банки предоставляют кредиты, а партнеры по совместным предприятиям обеспечивают поступление акционерного капитала только в том случае, если в основе соглашений будут глубоко проработанные и хорошо подготовленные технико-экономические обоснования.

Можно ожидать, что дальнейшее распространение методологии ЮНИДО, отражающей новейшие разработки в области проектного анализа, будут продолжаться и послужат совершенствованию качества инвестиционных предложений и облегчению реализации проектных идей от стадии теоретической переработки до успешного функционирующих и прибыльных предприятий.

Методологию ЮНИДО отражает содержание бизнес-плана. Бизнес-план – план предпринимательской деятельности; в условиях рыночной экономики – необходимый инструмент технико-экономического обоснования и организации дела.

Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле, он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, ставшую не только привычной, но и обязательной.

Бизнес-план является результатом исследований деятельности фирмы в конкретном направлении, поэтому в нем должны быть: сбалансированы цели и задачи фирмы с ее реальными финансовыми возможностями; обоснована экономическая целесообразность направления развития фирмы; рассчитана ожидаемая экономическая эффективность деятельности фирмы; определены источники финансирования деятельности фирмы. Последнее особенно важно, так как в бизнес-плане должно быть определено, что, в каком объеме будет финансироваться за счет своих ресурсов, а что – за счет привлечения инвесторов со стороны. Разработка бизнес-плана позволяет предотвращать возможные ошибки и ускоряет становление предприятия. Кроме того, наличие хорошо продуманного бизнес-плана производит благоприятное впечатление на потенциальных инвесторов и компаньонов фирмы, на всех людей, с кем предприятие имеет и может иметь деловые отношения.

Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:

· определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;

· сформулировать цели развития фирмы, стратегию, тактику и комплекс мероприятий для их достижения;

· проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы и необходимость привлечения внешних ресурсов;

· выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;

· оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;

· определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, мероприятий по рекламе, по разработке каналов сбыта и пр.;

· и, наконец, по возможности, предусмотреть “подводные камни”, могущие учинить препятствия в реализации намеченных планов.

Целью дипломной работы является технико-экономическое обоснование модернизации участка по производству мебели (на примере производства компьютерного стола).

Технико-экономическое обоснование будет представлено в виде бизнес-плана организации производства новой продукции (модифицированного компьютерного стола).

Приведем описание основных задач дипломной работы, которые будут решены в разделах бизнес-плана.

В первом разделе бизнес-плана будет представлена характеристика организации, на которой предполагается осуществление инновационного проекта, ее организационная структура.

Второй раздел - экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности данной организации.

В третьем разделе будет проведен анализ возможностей предприятия с учетом положения дел в отрасли.

Четвертый раздел будет представлять сущность проекта, анализ его сильных и слабых сторон.

В пятом разделе дипломной работы будет описана программа производства; технология; степень готовности организации к производству продукции, наличие сертификатов, лицензий, изготовленных опытных образцов; состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (покупка, аренда, лизинг); обоснование выбора поставщиков оборудования с учетом производительности оборудования, его качества, цены; затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции.

Шестой раздел будет представлять собой план маркетинга, в котором будут определены существующие и потенциальные потребители; уровень удовлетворенности спроса, его характер (сезонный, равномерный); сравнительные потребительские характеристики; организация сбыта; возможные действия конкурентов, стратегии противодействия; обоснование цены на продукцию; программа организации рекламы, объем затрат.

В седьмом и восьмом разделе работы будут представлены этапы реализации проекта; сетевой и календарный графики реализации; основные его параметры и финансовый план проекта.

 

1 Характеристика предприятия ООО "Золотой АуДос"

Общество с ограниченной ответственностью "Золотой АуДос" представляет собой мебельную фирму, производящую корпусную мебель по индивидуальным дизайн-проектам и некоторые виды серийной мебели.

Уставный капитал сформирован из долей участников-учредителей, между которыми заключен учредительный договор и имеется Устав организации.

Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ООО "Золотой АуДос" он является единоличным в лице генерального директора.

Отрасль деятельности – промышленность.

Потребителями продукции ООО "Золотой АуДос" являются в основном конечные потребители (индивидуальные заказчики, население), а также предприятия и организации (юридические лица), которые берут мебель для своих офисных помещений.

ООО "Золотой АуДос" возникло в 1994 году на базе лесопильного предприятия по переработке древесины с целью изготовления столярных изделий. За это время не раз изменялся ассортимент, неизменной осталась лишь основная идея создания предприятия – миссия организации. А она заключается в следующем: обеспечение индивидуальных заказчиков и фирм Новосибирска и Сибирского региона качественной недорогой мебелью.

Сегодня "Золотой АуДос" – стабильно работающее предприятие города, продукцию которого хорошо знают не только в Новосибирской области, но и по Алтайскому краю, Томской, Кемеровской области.

На настоящий момент ООО "Золотой АуДос" производит мебель под заказ для спален, столовых, а также офисную мебель.

Характер производства – в основном единичный или мелкосерийный.

При изготовлении мебели используются самые передовые технологии и материалы, поэтому качество мебельной продукции ООО "Золотой АуДос" очень высоко. Полностью оснащенное современным импортным оборудованием и материалами, производство позволяет изготавливать качественные детали с высокой точностью.

Используется широкий спектр материалов: ЛДСП различных расцветок, декоративные пластики импортного производства, в том числе натуральное дерево.

Помимо технологий и оборудования предприятие располагает:

· собственной сырьевой базой (400 м²) для производства;

· необходимым транспортом;

· производственными и складскими помещениями;

· фирменными салонами.

· Фирменных салонов всего пять по Сибирскому региону. Все они едины по ассортиментной и ценовой политике. Однако необходимо отметить отсутствие единого стиля оформления этих салонов.

В настоящее время на предприятии работает 95 человек.

На рисунке 1 представлена организационная структура ООО "Золотой АуДос".   

Рисунок 1 – Структура управления ООО "Золотой АуДос"

Дизайнеры мебели входят в подчинение директора по производству, фирменные отделы магазинов – в подчинение коммерческого директора.

На всю продукцию предприятие выдает гарантию не менее чем на пять лет. Практикуется качественное сервисное обслуживание, сборка, доставка, консультирование. Опытные дизайнеры по просьбе заказчика разрабатывают дизайн-проект с учетом размера помещения, функциональности и эргономичности.

Отношения "ООО "Золотой АуДос" – Покупатель" – это взаимовыгодный союз и тот сервис, который на сегодняшний день в России предлагают немногие. Под этим в данной фирме понимается не только выпуск безупречной по качеству продукции, но и:

· минимальный срок выполнения заказов;

· изготовление мебели в любой комплектации (возможно, самой нестандартной);

· возможность соавторства с дизайнерами по разработке персональных гарнитуров;

· надежное гарантийное обслуживание;

· цены, доступные для каждой российской семьи.

Все поставщики материалов для производства ООО "Золотой АуДос" находятся в Сибирском регионе. В связи с этим доставка сырья и комплектующих не имеет затруднений.

Место расположения ООО "Золотой АуДос" также позволяет без проблем поставлять продукцию покупателям, непосредственно общаться с ними.

Предприятие проводит гибкую ценовую и сбытовую политику.

Для более точной оценки состояния и резервов ООО "Золотой АуДос", его возможностей для реализации инновационного проекта проведем экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности за последние три года.

 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Золотой АуДос" проведем кратко по следующим направлениям:

· анализ объемов производства;

· анализ ассортимента продукции;

· анализ использования основных и оборотных средств;

· анализ эффективности использования трудового потенциала;

· анализ финансового состояния;

· анализ финансовых результатов и эффективности деятельности.

В следующей таблице представлены данные по объемам производства ООО "Золотой АуДос" за три года.

Таблица 1 – Объем производства ООО "Золотой АуДос"

 

Показатель

Значение по годам, тыс. руб.

2000 2001 2002 2002 к 2000, %
Объем производства 7 920 8 260 9 130 115,28

 

Таким образом, видим, что объем производства ООО "Золотой АуДос" имеет устойчивую тенденцию роста, хотя темпы роста невысокие. За период 2000-2002гг. объем производства увеличился на 15,28%.

Теперь проанализируем ассортимент продукции ООО "Золотой АуДос".

Таблица 2 - Товарные группы ООО "Золотой АуДос" (на начало 2003г.)

 

Наименование товарной группы Удельный вес, % Характер спроса
Офисная мебель 46,8 Подвержен сезонным колебаниям
Спальни 24,6 Подвержен сезонным колебаниям
Столовые 15,5 Подвержен сезонным колебаниям
Специальная мебель 13,1 Подвержен сезонным колебаниям

Рисунок 2 – Удельный вес отдельных видов ассортиментных групп в общем объеме производства

Видим, что основную долю общего объема производства занимает офисная мебель (46%). Далее следуют в порядке убывания: мебель для спален, столовых и мебель специального назначения.

Оценим полноту и стабильность ассортимента.

Таблица 3 - Определение коэффициента полноты ассортимента для ООО "Золотой АуДос" по годам

 

Показатель

Значение показателя по годам

2000 2001 2002 2002 к 2000, %
Фактическое количество видов продукции 115 125 120 104,3
Количество видов, предусмотренное номенклатурой производства 127 130 125 98,42
Коэффициент полноты ассортимента 0,9055 0,961 0,96 106
Коэффициент стабильности ассортимента 0,8 0,85 0,85 106,3

 

Значения коэффициентов показывают, что ассортимент продукции ООО "Золотой АуДос" является достаточно полным. За период 2000-2001 его полнота и устойчивость увеличилась на 6%.

Теперь перейдем к анализу состояния и использования основных и оборотных средств предприятия.

Таблица 4 - Состав основных средств ООО "Золотой АуДос"

 

Наименование объекта основных средств

Остаточная стоимость на начало

 2001 г.

Остаточная стоимость на начало

2002 г.

Тыс. руб. Доля в объеме, % Тыс. руб. Доля в объеме, %
1. Машины и оборудование 2568 75,33 2955 75,1
2. Транспортные средства 547 16,05 655 16,6
3. Прочие основные средства 294 8,62 325 8,3
  Итого 3409 100 3935 100

 

Состав основных средств ООО "Золотой АуДос" за 2001-2002 гг. принципиально не изменился. Основную долю занимает производственное оборудование. Значительную часть также занимают транспортные средства.

Таблица 5 - Оценка процессов движения основных фондов

 

Коэффициент Формула расчета 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Коэффициент обновления Фввед/Фкг 0,116 0,101 0,09
Коэффициент выбытия       Фвыб/Фнг 0,048 0,05 0,52

 

Выводы по таблице:

коэффициент обновления снижается – это означает, что уменьшилось поступление нового капитала, а значит несколько снизилась скорость замены устаревшего физического капитала новым, более совершенным.


Таблица 6 - Анализ эффективности использования основных фондов

 

Показатель

Ед. изм.

Обозначение

Значение показателя на 2000 г.

Значение показателя

2001 г. 2002 г.
Объем продаж (выручка) тыс. руб. ВР 7 820 8150 9070
Среднегодовая балансовая стоимость ОФ тыс. руб. ОФср 3 208 3 409 3 935
Прибыль предприятия тыс. руб. П 2 737 2 852 3 524
Фондоотдача руб. Фо 2,44 2,39 2,30
Фондоемкость руб. Фё 0,41 0,42 0,43
Рентабельность основных фондов % Роф 85 84 90

 

Таким образом, видим, что основные фонды ООО "Золотой АуДос" – высокорентабельные средства предприятия. Рентабельность основных фондов имеет высокое значение, которое выросло за 2001-2002 гг. с 84 до 90%. Хотя фондоотдача снизилась за 2002-2001 гг. с 2,39 до 2,3 руб., это означает, что каждый рубль, вложенный в основные фонды приносит уже не 2,39 руб. выручки, а 2,3 руб. Фондоемкость, соответственно, несколько увеличилась. Чтобы получить теперь 1 руб. выручки необходимо вложить в основные фонды 43 копейки.

Таблица 7 - Показатели эффективности использования оборотных средств

 

Показатель 2001г. 2002г. Изменение (2001/2002), %
1. Оборотные средства, тыс. руб. 1214,9 1198,3 98,63
2. Выручка, тыс. руб. 8150 9070 111,29
3. Коэффициент оборачиваемости - Коб 6,7 7,5 111,94
4. Длительность одного оборота - t 54,48 48,67 89,34
5. Коэффициент загрузки - Кз 0,149 0,133 89,26

 

Таким образом, видим, что если эффективность использования основных средств несколько снизилась, то эффективность использования оборотных средств увеличилась. Оборачиваемость оборотных активов увеличилась на 11,94% и составила 7,5 оборотов в 2002 г. по сравнению с 6,7 оборотами в 2001г. Длительность одного оборота оборотных активов снизилась примерно с 54 до 47 дней.

Теперь перейдем к анализу использования трудового потенциала в ООО "Золотой АуДос".

Таблица 8 - Основные показатели эффективности использования трудового потенциала

 

Показатель 2000 2001 2002 2002 к 2000, %
Численность работников, чел. 70 82 92 131,43
Выработка продукции на одного человека, тыс. руб. 113,14 100,73 99,24 87,71
Показатель текучести кадров, % 8,12 9,2 11,1 136,70
Показатель стабильности кадров, % 54,6 67,8 71,6 131,14
Показатель постоянства кадрового состава, % 67,9 72,5 81,5 120,03

 

Показатели эффективности использования трудового потенциала в ООО "Золотой АуДос" свидетельствуют о снижении производительности труда работников. Если в 2000 году она составляла 113,14 тыс. рублей, то в 2002 году составила всего 99,24 тыс. рублей, т.е. снизилась на 12,29%.

При одновременном росте текучести кадров (на 36,7%) увеличилось постоянство и стабильность кадрового состава за счет увеличения доли работников, проработавших на предприятии более трех лет (для показателя стабильности кадров) и более одного года (для показателя постоянства кадрового состава).

Следующим этапом анализа финансово-хозяйственной деятельности организации оценим ее финансовое состояние.

Сначала оценим ликвидность имущества ООО "Золотой АуДос".

Таблица 9 - Анализ коэффициентов ликвидности организации

 

Наименование коэффициента

Значение коэффициента

Относительное отклонение за анализируемый период, %

норматив 2001 2002
Коэффициент текущей ликвидности - Ккл необх.=1, оптим. >=2 3,39 2,1 61,95
Коэффициент срочной ликвидности - Ксл ~0,7-0,8, желательно >=1,5 2,8 1,8 64,3
Коэффициент абсолютной ликвидности - Кал >0,2...0,7 0,49 0,44 89,8
Коэффициент ликвидности - Кл >1 0,85 0,65 76,5
Коэффициент покрытия - Кп >1 3,39 2,11 62,2

 

Как следует из представленной таблицы ликвидность имущества организации находится на невысоком уровне и имеет тенденцию к снижению.

Коэффициент покрытия на начало рассматриваемого периода соответствовало рекомендуемому значению. Однако к концу периода он снизился на 37,8%.

По результатам анализа ликвидности активов, сделанным в процессе анализа можно сделать вывод о необходимости повышения ликвидности имущества при сохранении высокой рентабельности капитала.

Таблица 10 -Анализ платежеспособности организации

 

Наименование показателя

Значение показателя, тыс. руб.

Абсолютное отклонение за период, тыс. руб.

2001 2002
1. Общая или предварительная платежеспособность (ПЛо) 559 472 -87
2. Уточненная платежеспособность (Плу) 419 318 -101
3. Чистый оборотный капитал (ЧОК) 564 497 -67
4. Коэффициент покрытия привлеченных источников (Кп*) 3,2 1,93 -1,27

 

Таким образом значение Пло2002 < Пло2001, это означает, что платежеспособность организации становится менее устойчивой. Оба полученных значения можно сравнить с минимальным значением платежеспособности, которое принимают на уровне рекомендаций Минфина России – 10% от оборотных активов (ТА).

ПЛ min 2001 = 10% от ТА (2001) = 80 тыс. руб.

ПЛ min 2002 = 10% от ТА (2002) = 94,3 тыс. руб.

Рассчитанные минимальные значения платежеспособности показывают, что организация платежеспособна, хотя она имеет тенденцию к снижению.

Уточненная платежеспособность, чистый оборотный капитал и коэффициент покрытия привлеченных источников также снижаются за анализируемый период.

Если на конец года сумма чистого оборотного капитала больше чем на начало, то считается, что организация стабильна и расширяется. В нашем случае его величина снижается, что говорит об обратном его эффекте: организация нестабильна.

Соответствие условию Кп ≥ 1 выполняется, что характеризует возможность организации покрытия всех внешних обязательств. Однако высокое значение этого коэффициента в начале года свидетельствовало о нерациональном использовании собственных средств, об их излишнем отвлечении в оборот. К концу года его величина уменьшилась, что свидетельствует об улучшении использования капитала.

Таблица 11 - Изменение структуры активов

 

Показатель На начало года, % На конец года, % Отклонение
1. Доля оборотных средств в активах 41,3 41,96 +0,66
2. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме 28 21 -7
3. Доля запасов в оборотных активах 73,75 67,97 -5,78

 

Снижение доли запасов в оборотных активах – положительный момент в деятельности организации. Это способствует повышению ликвидности имущества.

Таблица 12 - Анализ показателей финансовой устойчивости организации

 

Наименование коэффициента

Значение коэффициента

Изменение в течение периода

Рекомендуемое значение

2001 2002
1. Автономии (финансовой независимости) 0,87 0,79 снижение Более 0,5
2. Соотношения заемных и собственных средств 0,14 0,25 рост Менее 0,7
3. Показатель маневренности 0,32 0,27 снижение Около 0,5
4. Коэффициент инвестирования 1,48 1,36 снижение Более 1
5. Коэффициент задолженности 0,12 0,2 рост Менее 0,5

 

Показатель финансовой независимости соответствует рекомендуемому значению (более 0,5), однако за отчетный период произошло его снижение.

Показатель соотношения заемных и собственных средств удовлетворяет нормальному значению (менее 0,7), однако в течении года он вырос на 0,11 пункта.

Значение показателя маневренности значительно меньше рекомендуемого. Уменьшение, стремление его к нулю в течение года показывает, что организацию в большей степени «тяготит» к использованию собственных основных фондов, а не арендованных.

Коэффициент инвестирования больше единицы и в начале, и в конце года, однако происходит его снижение.

Показатель задолженности соответствует рекомендованному значению, однако его значение увеличилось за анализируемый период.

В целом, анализируя показатели финансовой устойчивости, можно сделать вывод о том, что организация финансово устойчива, однако есть негативная тенденция снижения к снижению устойчивости (снижается финансовая независимость, растет величина заемных средств, снижается маневренность деятельности, показатель инвестирования, увеличивается задолженность организации).

И, наконец, проанализируем показатели эффективности деятельности ООО "Золотой АуДос".

Таблица 13 - Анализ показателей рентабельности (эффективности) деятельности

 

Наименование показателя Рекомендуемое значение 2000 2001 2002
1 Рентабельность продаж (общая экономическая рентабельность) Не ниже норматива, заложенного в цене продукции 38,44 34,99 38,85
2 Рентабельность производства Не менее 25% 46,35 41,03 39,28
3 Рентабельность организации Не ниже средней ставки за пользование банковскими кредитами 39,12 35,14 39,88
4 Рентабельность собственного капитала То же, Рск>Рорг 61,88 61,90 87,37
5 Рентабельность производственных фондов То же 85 84 90

 

Из таблицы видим, что организация имеет высокие показатели рентабельности. Это свидетельствует о высокой эффективности ее деятельности.

Хотя эффективность деятельности организации в целом можно оценить как высокую, финансово-экономическое состояние предприятия характеризуется как нестабильное. Поэтому для повышения финансовой стабильности необходимо использовать внутрихозяйственные резервы ООО "Золотой АуДос" и начать организацию производства более совершенного продукта.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: