Модернизация участка по производству мебели
Введение
Технико-экономическое обоснование – это инструмент, обеспечивающий потенциальных инвесторов, проектоустроителей и финансистов информацией, необходимой для принятия решения об инвестировании и способах финансирования.
При подготовке и оценке технико-экономического обоснования важно понимать, что расчет финансовых величин и показателей без анализа условий и допущений, определяющих эти цифры, представляет мало интереса для лиц, принимающих решения. Этот анализ охватывает социально-экономические, финансовые и экологические аспекты инвестирования, а также оценку альтернативных стратегий и рамок проекта, маркетинга, ресурсов, место расположения, производственной мощности и технологии.
Концепция технико-экономического обоснования, впервые опубликованная ЮНИДО в 1978г., стала принятым во всем мире стандартом. Благодаря широкому признанию, она также облегчает передачу технологии, создание предприятий, международное финансирование. Таким образом, разработанная ЮНИДО методология весьма полезна, особенно для экономик в период перехода к рыночным условиям.
|
|
Эта методика подходит не только для новых инвестиций, например, при создании нового предприятия, она в равной мере пригодна для проектов по оздоровлению, расширению, модернизации, реинжиниринга и перепрофилированию предприятий. Применение стандартной и общепринятой методики выгодно для инвесторов, партнеров по созданию предприятия, консультационных фирм и поставщиков оборудования, поскольку облегчает взаимодействие партнеров и способствует улучшению качества инвестиционных предложений. Еще большую пользу представляет для инвестиционных банков и других финансовых организаций, так как оценка заявок на финансирование проекта облегчается, если подготовленные для банка обоснования хорошо структурированы, составлены полно и представляются в стандартной форме.
Комплексный подход, принятый в Руководстве, требует привлечения многих областей профессиональных знаний, наиболее важные из которых – анализ рынка и маркетинга, исследование места расположения, участка и окружающей среды, энергетика и технология, финансовый анализ. Таким образом, Руководство предназначено для специалистов в области рынка, финансового анализа, экономики, техники, планирования проектов, социологов.
Экономика России находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот процесс требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Приватизация, конверсия и оздоровление существующих промышленных предприятий, их эффективное и прибыльное функционирование очень важны для экономики в целом. Кроме этого, для успешного развития российской экономики жизненно важно создание новых фирм, как с участием иностранных партнеров, так и без них. Но без привлечения достаточного капитала на приемлемых условиях предприятия не могут достичь расцвета. При этом национальные и международные банки предоставляют кредиты, а партнеры по совместным предприятиям обеспечивают поступление акционерного капитала только в том случае, если в основе соглашений будут глубоко проработанные и хорошо подготовленные технико-экономические обоснования.
|
|
Можно ожидать, что дальнейшее распространение методологии ЮНИДО, отражающей новейшие разработки в области проектного анализа, будут продолжаться и послужат совершенствованию качества инвестиционных предложений и облегчению реализации проектных идей от стадии теоретической переработки до успешного функционирующих и прибыльных предприятий.
Методологию ЮНИДО отражает содержание бизнес-плана. Бизнес-план – план предпринимательской деятельности; в условиях рыночной экономики – необходимый инструмент технико-экономического обоснования и организации дела.
Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле, он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, ставшую не только привычной, но и обязательной.
Бизнес-план является результатом исследований деятельности фирмы в конкретном направлении, поэтому в нем должны быть: сбалансированы цели и задачи фирмы с ее реальными финансовыми возможностями; обоснована экономическая целесообразность направления развития фирмы; рассчитана ожидаемая экономическая эффективность деятельности фирмы; определены источники финансирования деятельности фирмы. Последнее особенно важно, так как в бизнес-плане должно быть определено, что, в каком объеме будет финансироваться за счет своих ресурсов, а что – за счет привлечения инвесторов со стороны. Разработка бизнес-плана позволяет предотвращать возможные ошибки и ускоряет становление предприятия. Кроме того, наличие хорошо продуманного бизнес-плана производит благоприятное впечатление на потенциальных инвесторов и компаньонов фирмы, на всех людей, с кем предприятие имеет и может иметь деловые отношения.
Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:
· определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;
· сформулировать цели развития фирмы, стратегию, тактику и комплекс мероприятий для их достижения;
· проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы и необходимость привлечения внешних ресурсов;
· выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;
· оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;
· определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, мероприятий по рекламе, по разработке каналов сбыта и пр.;
· и, наконец, по возможности, предусмотреть “подводные камни”, могущие учинить препятствия в реализации намеченных планов.
Целью дипломной работы является технико-экономическое обоснование модернизации участка по производству мебели (на примере производства компьютерного стола).
|
|
Технико-экономическое обоснование будет представлено в виде бизнес-плана организации производства новой продукции (модифицированного компьютерного стола).
Приведем описание основных задач дипломной работы, которые будут решены в разделах бизнес-плана.
В первом разделе бизнес-плана будет представлена характеристика организации, на которой предполагается осуществление инновационного проекта, ее организационная структура.
Второй раздел - экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности данной организации.
В третьем разделе будет проведен анализ возможностей предприятия с учетом положения дел в отрасли.
Четвертый раздел будет представлять сущность проекта, анализ его сильных и слабых сторон.
В пятом разделе дипломной работы будет описана программа производства; технология; степень готовности организации к производству продукции, наличие сертификатов, лицензий, изготовленных опытных образцов; состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (покупка, аренда, лизинг); обоснование выбора поставщиков оборудования с учетом производительности оборудования, его качества, цены; затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции.
Шестой раздел будет представлять собой план маркетинга, в котором будут определены существующие и потенциальные потребители; уровень удовлетворенности спроса, его характер (сезонный, равномерный); сравнительные потребительские характеристики; организация сбыта; возможные действия конкурентов, стратегии противодействия; обоснование цены на продукцию; программа организации рекламы, объем затрат.
В седьмом и восьмом разделе работы будут представлены этапы реализации проекта; сетевой и календарный графики реализации; основные его параметры и финансовый план проекта.
1 Характеристика предприятия ООО "Золотой АуДос"
Общество с ограниченной ответственностью "Золотой АуДос" представляет собой мебельную фирму, производящую корпусную мебель по индивидуальным дизайн-проектам и некоторые виды серийной мебели.
|
|
Уставный капитал сформирован из долей участников-учредителей, между которыми заключен учредительный договор и имеется Устав организации.
Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ООО "Золотой АуДос" он является единоличным в лице генерального директора.
Отрасль деятельности – промышленность.
Потребителями продукции ООО "Золотой АуДос" являются в основном конечные потребители (индивидуальные заказчики, население), а также предприятия и организации (юридические лица), которые берут мебель для своих офисных помещений.
ООО "Золотой АуДос" возникло в 1994 году на базе лесопильного предприятия по переработке древесины с целью изготовления столярных изделий. За это время не раз изменялся ассортимент, неизменной осталась лишь основная идея создания предприятия – миссия организации. А она заключается в следующем: обеспечение индивидуальных заказчиков и фирм Новосибирска и Сибирского региона качественной недорогой мебелью.
Сегодня "Золотой АуДос" – стабильно работающее предприятие города, продукцию которого хорошо знают не только в Новосибирской области, но и по Алтайскому краю, Томской, Кемеровской области.
На настоящий момент ООО "Золотой АуДос" производит мебель под заказ для спален, столовых, а также офисную мебель.
Характер производства – в основном единичный или мелкосерийный.
При изготовлении мебели используются самые передовые технологии и материалы, поэтому качество мебельной продукции ООО "Золотой АуДос" очень высоко. Полностью оснащенное современным импортным оборудованием и материалами, производство позволяет изготавливать качественные детали с высокой точностью.
Используется широкий спектр материалов: ЛДСП различных расцветок, декоративные пластики импортного производства, в том числе натуральное дерево.
Помимо технологий и оборудования предприятие располагает:
· собственной сырьевой базой (400 м²) для производства;
· необходимым транспортом;
· производственными и складскими помещениями;
· фирменными салонами.
· Фирменных салонов всего пять по Сибирскому региону. Все они едины по ассортиментной и ценовой политике. Однако необходимо отметить отсутствие единого стиля оформления этих салонов.
В настоящее время на предприятии работает 95 человек.
На рисунке 1 представлена организационная структура ООО "Золотой АуДос".
Рисунок 1 – Структура управления ООО "Золотой АуДос"
Дизайнеры мебели входят в подчинение директора по производству, фирменные отделы магазинов – в подчинение коммерческого директора.
На всю продукцию предприятие выдает гарантию не менее чем на пять лет. Практикуется качественное сервисное обслуживание, сборка, доставка, консультирование. Опытные дизайнеры по просьбе заказчика разрабатывают дизайн-проект с учетом размера помещения, функциональности и эргономичности.
Отношения "ООО "Золотой АуДос" – Покупатель" – это взаимовыгодный союз и тот сервис, который на сегодняшний день в России предлагают немногие. Под этим в данной фирме понимается не только выпуск безупречной по качеству продукции, но и:
· минимальный срок выполнения заказов;
· изготовление мебели в любой комплектации (возможно, самой нестандартной);
· возможность соавторства с дизайнерами по разработке персональных гарнитуров;
· надежное гарантийное обслуживание;
· цены, доступные для каждой российской семьи.
Все поставщики материалов для производства ООО "Золотой АуДос" находятся в Сибирском регионе. В связи с этим доставка сырья и комплектующих не имеет затруднений.
Место расположения ООО "Золотой АуДос" также позволяет без проблем поставлять продукцию покупателям, непосредственно общаться с ними.
Предприятие проводит гибкую ценовую и сбытовую политику.
Для более точной оценки состояния и резервов ООО "Золотой АуДос", его возможностей для реализации инновационного проекта проведем экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности за последние три года.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Золотой АуДос" проведем кратко по следующим направлениям:
· анализ объемов производства;
· анализ ассортимента продукции;
· анализ использования основных и оборотных средств;
· анализ эффективности использования трудового потенциала;
· анализ финансового состояния;
· анализ финансовых результатов и эффективности деятельности.
В следующей таблице представлены данные по объемам производства ООО "Золотой АуДос" за три года.
Таблица 1 – Объем производства ООО "Золотой АуДос"
Показатель | Значение по годам, тыс. руб. | |||
2000 | 2001 | 2002 | 2002 к 2000, % | |
Объем производства | 7 920 | 8 260 | 9 130 | 115,28 |
Таким образом, видим, что объем производства ООО "Золотой АуДос" имеет устойчивую тенденцию роста, хотя темпы роста невысокие. За период 2000-2002гг. объем производства увеличился на 15,28%.
Теперь проанализируем ассортимент продукции ООО "Золотой АуДос".
Таблица 2 - Товарные группы ООО "Золотой АуДос" (на начало 2003г.)
Наименование товарной группы | Удельный вес, % | Характер спроса |
Офисная мебель | 46,8 | Подвержен сезонным колебаниям |
Спальни | 24,6 | Подвержен сезонным колебаниям |
Столовые | 15,5 | Подвержен сезонным колебаниям |
Специальная мебель | 13,1 | Подвержен сезонным колебаниям |
Рисунок 2 – Удельный вес отдельных видов ассортиментных групп в общем объеме производства
Видим, что основную долю общего объема производства занимает офисная мебель (46%). Далее следуют в порядке убывания: мебель для спален, столовых и мебель специального назначения.
Оценим полноту и стабильность ассортимента.
Таблица 3 - Определение коэффициента полноты ассортимента для ООО "Золотой АуДос" по годам
Показатель | Значение показателя по годам | |||
2000 | 2001 | 2002 | 2002 к 2000, % | |
Фактическое количество видов продукции | 115 | 125 | 120 | 104,3 |
Количество видов, предусмотренное номенклатурой производства | 127 | 130 | 125 | 98,42 |
Коэффициент полноты ассортимента | 0,9055 | 0,961 | 0,96 | 106 |
Коэффициент стабильности ассортимента | 0,8 | 0,85 | 0,85 | 106,3 |
Значения коэффициентов показывают, что ассортимент продукции ООО "Золотой АуДос" является достаточно полным. За период 2000-2001 его полнота и устойчивость увеличилась на 6%.
Теперь перейдем к анализу состояния и использования основных и оборотных средств предприятия.
Таблица 4 - Состав основных средств ООО "Золотой АуДос"
№ | Наименование объекта основных средств | Остаточная стоимость на начало 2001 г. | Остаточная стоимость на начало 2002 г. | ||
Тыс. руб. | Доля в объеме, % | Тыс. руб. | Доля в объеме, % | ||
1. | Машины и оборудование | 2568 | 75,33 | 2955 | 75,1 |
2. | Транспортные средства | 547 | 16,05 | 655 | 16,6 |
3. | Прочие основные средства | 294 | 8,62 | 325 | 8,3 |
Итого | 3409 | 100 | 3935 | 100 |
Состав основных средств ООО "Золотой АуДос" за 2001-2002 гг. принципиально не изменился. Основную долю занимает производственное оборудование. Значительную часть также занимают транспортные средства.
Таблица 5 - Оценка процессов движения основных фондов
Коэффициент | Формула расчета | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Коэффициент обновления | Фввед/Фкг | 0,116 | 0,101 | 0,09 |
Коэффициент выбытия | Фвыб/Фнг | 0,048 | 0,05 | 0,52 |
Выводы по таблице:
коэффициент обновления снижается – это означает, что уменьшилось поступление нового капитала, а значит несколько снизилась скорость замены устаревшего физического капитала новым, более совершенным.
Таблица 6 - Анализ эффективности использования основных фондов
Показатель | Ед. изм. | Обозначение | Значение показателя на 2000 г. | Значение показателя | |
2001 г. | 2002 г. | ||||
Объем продаж (выручка) | тыс. руб. | ВР | 7 820 | 8150 | 9070 |
Среднегодовая балансовая стоимость ОФ | тыс. руб. | ОФср | 3 208 | 3 409 | 3 935 |
Прибыль предприятия | тыс. руб. | П | 2 737 | 2 852 | 3 524 |
Фондоотдача | руб. | Фо | 2,44 | 2,39 | 2,30 |
Фондоемкость | руб. | Фё | 0,41 | 0,42 | 0,43 |
Рентабельность основных фондов | % | Роф | 85 | 84 | 90 |
Таким образом, видим, что основные фонды ООО "Золотой АуДос" – высокорентабельные средства предприятия. Рентабельность основных фондов имеет высокое значение, которое выросло за 2001-2002 гг. с 84 до 90%. Хотя фондоотдача снизилась за 2002-2001 гг. с 2,39 до 2,3 руб., это означает, что каждый рубль, вложенный в основные фонды приносит уже не 2,39 руб. выручки, а 2,3 руб. Фондоемкость, соответственно, несколько увеличилась. Чтобы получить теперь 1 руб. выручки необходимо вложить в основные фонды 43 копейки.
Таблица 7 - Показатели эффективности использования оборотных средств
№ | Показатель | 2001г. | 2002г. | Изменение (2001/2002), % |
1. | Оборотные средства, тыс. руб. | 1214,9 | 1198,3 | 98,63 |
2. | Выручка, тыс. руб. | 8150 | 9070 | 111,29 |
3. | Коэффициент оборачиваемости - Коб | 6,7 | 7,5 | 111,94 |
4. | Длительность одного оборота - t | 54,48 | 48,67 | 89,34 |
5. | Коэффициент загрузки - Кз | 0,149 | 0,133 | 89,26 |
Таким образом, видим, что если эффективность использования основных средств несколько снизилась, то эффективность использования оборотных средств увеличилась. Оборачиваемость оборотных активов увеличилась на 11,94% и составила 7,5 оборотов в 2002 г. по сравнению с 6,7 оборотами в 2001г. Длительность одного оборота оборотных активов снизилась примерно с 54 до 47 дней.
Теперь перейдем к анализу использования трудового потенциала в ООО "Золотой АуДос".
Таблица 8 - Основные показатели эффективности использования трудового потенциала
Показатель | 2000 | 2001 | 2002 | 2002 к 2000, % |
Численность работников, чел. | 70 | 82 | 92 | 131,43 |
Выработка продукции на одного человека, тыс. руб. | 113,14 | 100,73 | 99,24 | 87,71 |
Показатель текучести кадров, % | 8,12 | 9,2 | 11,1 | 136,70 |
Показатель стабильности кадров, % | 54,6 | 67,8 | 71,6 | 131,14 |
Показатель постоянства кадрового состава, % | 67,9 | 72,5 | 81,5 | 120,03 |
Показатели эффективности использования трудового потенциала в ООО "Золотой АуДос" свидетельствуют о снижении производительности труда работников. Если в 2000 году она составляла 113,14 тыс. рублей, то в 2002 году составила всего 99,24 тыс. рублей, т.е. снизилась на 12,29%.
При одновременном росте текучести кадров (на 36,7%) увеличилось постоянство и стабильность кадрового состава за счет увеличения доли работников, проработавших на предприятии более трех лет (для показателя стабильности кадров) и более одного года (для показателя постоянства кадрового состава).
Следующим этапом анализа финансово-хозяйственной деятельности организации оценим ее финансовое состояние.
Сначала оценим ликвидность имущества ООО "Золотой АуДос".
Таблица 9 - Анализ коэффициентов ликвидности организации
Наименование коэффициента | Значение коэффициента | Относительное отклонение за анализируемый период, % | ||
норматив | 2001 | 2002 | ||
Коэффициент текущей ликвидности - Ккл | необх.=1, оптим. >=2 | 3,39 | 2,1 | 61,95 |
Коэффициент срочной ликвидности - Ксл | ~0,7-0,8, желательно >=1,5 | 2,8 | 1,8 | 64,3 |
Коэффициент абсолютной ликвидности - Кал | >0,2...0,7 | 0,49 | 0,44 | 89,8 |
Коэффициент ликвидности - Кл | >1 | 0,85 | 0,65 | 76,5 |
Коэффициент покрытия - Кп | >1 | 3,39 | 2,11 | 62,2 |
Как следует из представленной таблицы ликвидность имущества организации находится на невысоком уровне и имеет тенденцию к снижению.
Коэффициент покрытия на начало рассматриваемого периода соответствовало рекомендуемому значению. Однако к концу периода он снизился на 37,8%.
По результатам анализа ликвидности активов, сделанным в процессе анализа можно сделать вывод о необходимости повышения ликвидности имущества при сохранении высокой рентабельности капитала.
Таблица 10 -Анализ платежеспособности организации
Наименование показателя | Значение показателя, тыс. руб. | Абсолютное отклонение за период, тыс. руб. | |
2001 | 2002 | ||
1. Общая или предварительная платежеспособность (ПЛо) | 559 | 472 | -87 |
2. Уточненная платежеспособность (Плу) | 419 | 318 | -101 |
3. Чистый оборотный капитал (ЧОК) | 564 | 497 | -67 |
4. Коэффициент покрытия привлеченных источников (Кп*) | 3,2 | 1,93 | -1,27 |
Таким образом значение Пло2002 < Пло2001, это означает, что платежеспособность организации становится менее устойчивой. Оба полученных значения можно сравнить с минимальным значением платежеспособности, которое принимают на уровне рекомендаций Минфина России – 10% от оборотных активов (ТА).
ПЛ min 2001 = 10% от ТА (2001) = 80 тыс. руб.
ПЛ min 2002 = 10% от ТА (2002) = 94,3 тыс. руб.
Рассчитанные минимальные значения платежеспособности показывают, что организация платежеспособна, хотя она имеет тенденцию к снижению.
Уточненная платежеспособность, чистый оборотный капитал и коэффициент покрытия привлеченных источников также снижаются за анализируемый период.
Если на конец года сумма чистого оборотного капитала больше чем на начало, то считается, что организация стабильна и расширяется. В нашем случае его величина снижается, что говорит об обратном его эффекте: организация нестабильна.
Соответствие условию Кп ≥ 1 выполняется, что характеризует возможность организации покрытия всех внешних обязательств. Однако высокое значение этого коэффициента в начале года свидетельствовало о нерациональном использовании собственных средств, об их излишнем отвлечении в оборот. К концу года его величина уменьшилась, что свидетельствует об улучшении использования капитала.
Таблица 11 - Изменение структуры активов
Показатель | На начало года, % | На конец года, % | Отклонение |
1. Доля оборотных средств в активах | 41,3 | 41,96 | +0,66 |
2. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме | 28 | 21 | -7 |
3. Доля запасов в оборотных активах | 73,75 | 67,97 | -5,78 |
Снижение доли запасов в оборотных активах – положительный момент в деятельности организации. Это способствует повышению ликвидности имущества.
Таблица 12 - Анализ показателей финансовой устойчивости организации
Наименование коэффициента | Значение коэффициента | Изменение в течение периода | Рекомендуемое значение | |
2001 | 2002 | |||
1. Автономии (финансовой независимости) | 0,87 | 0,79 | снижение | Более 0,5 |
2. Соотношения заемных и собственных средств | 0,14 | 0,25 | рост | Менее 0,7 |
3. Показатель маневренности | 0,32 | 0,27 | снижение | Около 0,5 |
4. Коэффициент инвестирования | 1,48 | 1,36 | снижение | Более 1 |
5. Коэффициент задолженности | 0,12 | 0,2 | рост | Менее 0,5 |
Показатель финансовой независимости соответствует рекомендуемому значению (более 0,5), однако за отчетный период произошло его снижение.
Показатель соотношения заемных и собственных средств удовлетворяет нормальному значению (менее 0,7), однако в течении года он вырос на 0,11 пункта.
Значение показателя маневренности значительно меньше рекомендуемого. Уменьшение, стремление его к нулю в течение года показывает, что организацию в большей степени «тяготит» к использованию собственных основных фондов, а не арендованных.
Коэффициент инвестирования больше единицы и в начале, и в конце года, однако происходит его снижение.
Показатель задолженности соответствует рекомендованному значению, однако его значение увеличилось за анализируемый период.
В целом, анализируя показатели финансовой устойчивости, можно сделать вывод о том, что организация финансово устойчива, однако есть негативная тенденция снижения к снижению устойчивости (снижается финансовая независимость, растет величина заемных средств, снижается маневренность деятельности, показатель инвестирования, увеличивается задолженность организации).
И, наконец, проанализируем показатели эффективности деятельности ООО "Золотой АуДос".
Таблица 13 - Анализ показателей рентабельности (эффективности) деятельности
№ | Наименование показателя | Рекомендуемое значение | 2000 | 2001 | 2002 |
1 | Рентабельность продаж (общая экономическая рентабельность) | Не ниже норматива, заложенного в цене продукции | 38,44 | 34,99 | 38,85 |
2 | Рентабельность производства | Не менее 25% | 46,35 | 41,03 | 39,28 |
3 | Рентабельность организации | Не ниже средней ставки за пользование банковскими кредитами | 39,12 | 35,14 | 39,88 |
4 | Рентабельность собственного капитала | То же, Рск>Рорг | 61,88 | 61,90 | 87,37 |
5 | Рентабельность производственных фондов | То же | 85 | 84 | 90 |
Из таблицы видим, что организация имеет высокие показатели рентабельности. Это свидетельствует о высокой эффективности ее деятельности.
Хотя эффективность деятельности организации в целом можно оценить как высокую, финансово-экономическое состояние предприятия характеризуется как нестабильное. Поэтому для повышения финансовой стабильности необходимо использовать внутрихозяйственные резервы ООО "Золотой АуДос" и начать организацию производства более совершенного продукта.