Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
В области налоговой политики в 2006–2010 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
· улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
|
|
· снижение нагрузки на фонд заработной платы;
· оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
· повышение стимулирующей роли таможенной политики;
· выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
· совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
· оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006–2010 гг. будет направлена на:
· создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
· обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
· принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере[www.patchworkparrot.com]
|
|
Доходы республиканского бюджета за январь-август 2010 года сложились в сумме 18,7 трлн. рублей, или 52,8 процента годового плана.
Налога на прибыль поступило 2,2 трлн. рублей, или 61,1 процента годового плана. За январь-август 2010 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 6,9 трлн. рублей, или 54,8 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 3,5 трлн. рублей, или 34,4 процента годового плана.
По состоянию на 1 сентября 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 62,0 млрд. рублей и увеличилась с начала года на 3,3 млрд. рублей.
Расходы республиканского бюджета за январь-август 2010 года составили 20,9 трлн. рублей, или 53,2 процента годового плана.
Из них расходы на общегосударственную деятельность составили 8,4 трлн. рублей (52,9 процента), национальной экономики – 5,9 трлн. рублей (45,3 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 4,0 трлн. рублей (64,1 процента).
Дефицит республиканского бюджета за январь-август 2010 года составил – 2,2 трлн. рублей[8].
млрд. рублей | |||
Показатели | План 2010 года | Исполнено за январь- август т.г. | В % к годовому плану |
Всего доходов | 35523,8 | 18741,5 | 52,8 |
из них: | |||
- налог на прибыль | 3550,7 | 2171,2 | 61,1 |
- налог на добавленную стоимость | 12581,4 | 6897,9 | 54,8 |
- акцизы | 4562,1 | 2756,3 | 60,4 |
Всего расходов | 39409,2 | 20948,5 | 53,2 |
из них: | |||
- общегосударственная деятельность | 15816,0 | 8361,8 | 52,9 |
- национальная экономика | 13016,3 | 5894,3 | 45,3 |
- расходы на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) | 6294,5 | 4035,1 | 64,1 |
Превышение доходов над расходами (+), Дефицит (-) | - 3885,4 | -2207,0 |
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобрил проект республиканского бюджета на 2011 год.
Особенностью бюджета будущего года является тот факт, что в нем учтены изменения в Налоговом кодексе, которые существенно упрощают систему налогообложения. В целом налоговая нагрузка в 2011 году снизится на 0,4% к ВВП.
Проект бюджета сформирован, исходя из темпа роста ВВП в 2011 году на уровне 110%, годовой инфляции на уровне 8%, среднегодового курса доллара к белорусскому рублю - 3170 рублей.
В структуре бюджета отмечен значительный рост социального пакета за счет повышения заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных гарантий обществу.
Доходы консолидированного бюджета в 2011 году прогнозируются в размере 54,5 трлн. рублей, что составит 118% к оценке 2010 года. Расходы консолидированного бюджета составят 60,53 трлн. рублей (118,3%).
Доходы республиканского бюджета в 2011 году предусматриваются в сумме 33,6 трлн. рублей или 116,9% к ожидаемому исполнению 2010 года. Расходы республиканского бюджета запланированы в размере 39,6 трлн. рублей (123,3%).
Структура доходов в будущем году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС - 35,1%, налоги от внешнеэкономической деятельности - 13,3%, налоги на доходы и прибыль - 12,8%, подоходный налог - 10,1%, акцизы - 9,8%. В 2011 году увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.
В проекте бюджета страны на 2011 год предусмотрено увеличение дефицита до 3% к ВВП (или около 6 трлн. рублей). Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних и внешних источников [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, необходимо отметить, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
|
|
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Также необходимо отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.
|
|
Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также следует отметить, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.
Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
Таким образом, проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Заяц И.Е. Налоги и налогообложение. – Мн.: Вш.шк., 2003. 303 с.
2. Квачук Л.П. Фискальная политика государства в условиях рыночных преобразований в Республике Беларусь. Мн.: БГАТУ, 2003. 53 с.
3. Кравцова Г.И. Кузьменко Г.С. Кравцов Е.И. Деньги, кредит, банки. Под ред. Г.И. Кравцовой Мн.: БГЭУ, 2003. 527 с.
4. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. – Мн.:БГЭУ,2000. – 214 с.
5. Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
6. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. – Мн.: Право и Экономика. 2005. Электронная версия. – 178 с.
7. www.pravo.by
8. www.minfin.gov.by