Безопасность в информационной сфере: сущность, основные понятия

 

Процесс поступательного формирования Республики Беларусь, как сильного и процветающего государства, невозможно рассматривать вне контекста развития новых общемировых тенденций и реалий. Одной из таких реалий является тот факт, что в настоящее время мир переживает переход от индустриального общества к обществу информационному. Нельзя не заметить, что только в последние десятилетия значительному изменению подверглись способы производства, межгосударственные отношения, объемы потребления и механизмы распределения материальных благ. Коренным образом изменилось и мировоззрение людей. По своему значению и характеру воздействия на общество этот переход сравним с новой всемирной промышленной революцией. Фактически речь идет о реализации новой промышленной революции, получившей название "информационной", которая приведет к созданию информационного общества. Уровень развития информационного пространства общества определяющим образом влияет на процесс функционирования государственных институтов, экономику, обороноспособность, во многом определяет вопросы внешней и внутренней политики.

Значительная часть исследователей считает, что информационное пространство определяется прежде всего следующими основными компонентами:

информационными ресурсами;

информационно - телекоммуникационной инфраструктурой;

системой массовой информации;

наличием и функционированием рынка информационных технологий, продуктов и услуг;

сопряженностью с мировыми открытыми сетями;

системой информационного законодательства.

Следуя предложенной логике, нетрудно сделать вывод о том, что наличие и состояние информационного пространства общества, в современных условиях приобретает роль нового государственнообразующего признака. Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что обустроенность информационного пространства является необходимым условием общественного развития Республики Беларусь. Вместе с тем, информационное пространство должно быть открытым для общества и должно в полной мере обеспечивать реализацию прав и законоохраняемых интересов личности, общества, государства. Очевидно, что такое информационное пространство может быть создано лишь на основе целенаправленной реализации государственной информационной политики.

Достижения научно-технического прогресса обеспечили гигантское ускорение в развитии человечества в XX веке, изменили условия жизни людей и облик нашей планеты. Современное общество характеризуется особым динамизмом и сложностью процессов происходящих в нем. Возникновение качественно новых условий, усложнение социально-экономических связей, внедрение новых форм организации и методов управления, усиление значимости социально-психологических факторов, ужесточение экологических требований делают традиционные отношения, основанные на рыночных постулатах, менее стабильными и устойчивыми.

Информационные процессы лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего нас мира, поскольку информация есть всеобщее свойство материи. Любой предмет в окружающем мире обладает информационными свойствами. Любой процесс производства материальных благ, является процессом информационного взаимодействия. Как уже указывалось, наличие четко очерченной информационной инфраструктуры, на современном этапе приобретает значение основного государственнообразующего признака. Организация института государства предполагает наличие различных системообразующих признаков, где одним из основных является централизация управления, реализуемого в целях обеспечения свободного развития личности и общества.

"Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, цель которого - упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы".

Хорошо известно, что проще всего управлять системой когда ее состояние неустойчиво - для изменения ее структуры достаточным является лишь малое управляющее воздействие. Что же касается таких сложнейших систем, как государство и цивилизация, то и они подвластны общим законам управления, только управляющие воздействия в них обладают определенной спецификой.

Информационные ресурсы, информационные технологии, и информационная инфраструктура в совокупности образуют информационную среду современного общества. Эта информационная среда является системообразующим фактором всей общественной жизни, фундаментальным основанием современной политики государств во всех ее областях. Традиционный рыночный тип хозяйствования, основу которого составляет индустриальный способ производства, трансформируется под влиянием достижений научно-технической и информационной революции. Области практически любой профессиональной деятельности (и управления в частности) становятся информационно насыщенными и высоко технологичными, а сама эта деятельность - наиболее эффективной. Информационный ресурс является весьма специфической составляющей в совокупности ресурсов развития государства. Его объекты и объединяющая их инфраструктура имеют своеобразные особые пространственно-временные характеристики, не ограничивающиеся пределами национальной территории. Кроме этого, сама информация обладает уникальными свойствами делимости и воспроизводимости. Все эти факторы заметно сказываются на общей оценке потенциала того или иного геополитического субъекта, на его способности к устойчивому развитию, на возможности воздействовать на него извне, восприимчивости к скрытому перераспределению информационного ресурса специальными силами, средствами и способами информационной борьбы. Соперничество, борьба за обладание этим ресурсом, достижение и удержание "информационного превосходства, сегодня занимает значительное место в геополитической конкуренции развитых стран.

Кроме этого, по оценкам российских экспертов,". в информационном обществе первичным становится не стоимость труда, а стоимость знаний. Наряду с традиционными формами богатства все большее значение приобретает накопление информационного богатства. Так свыше 60% всех ресурсов США приходится сегодня на информационные ресурсы. Обработка информации превратилась в новую индустрию, в структуре экономики сложился мощный информационный сектор. Быстро увеличивается доля трудоспособного населения занятого в информационной сфере. В США, например, до 80% занятого населения трудится в сфере, связанной с переработкой информации".

Информационное преимущество является важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических (властных) ресурсов. Вместе с тем, как отмечают эксперты, информационное неравенство ведет и к социальному неравенству. Представляется, что именно это определяет основную угрозу национальной безопасности любого государства.

Противоборство при реализации национальных интересов испокон веков считалось лишь продолжением государственной политики. Насилие - лишь одна из форм организации противоборства. Формы же насилия меняются вместе с прогрессом. На смену физическому насилию меча, пушек и кандалов, а затем экономическому насилию безработицы, конкуренции и денежного кредита пришло информационное насилие: манипулирование сознанием людей, вторжением в их психику. "Сетевой компьютинг" - это одновременно и инструмент информационной, политической и культурной экспансии развитых стран. С его помощью возможны изменения политической карты мира и сложившегося соотношения между геополитическими центрами сил.

Поднимая проблему "новой колонизации", русский философ Александр Зиновьев среди исторических видов колонизации выделял захват с принудительным преобразованием по собственному образцу. Этот вид колонизации принадлежит настоящему времени. Имеется ввиду "захват" не военный, а идеологический: внесение в структуру жизненных ценностей колонизируемой страны несвойственных идеалов и устремлений, то есть ведение "информационной войны". Результатом этого процесса ("западнизации", как его называет А.А. Зиновьев) является то, что в "колонизируемой стране принудительно создается социально-политический строй колониальной демократии. Колониальная демократия - нечто искусственное, навязанное стране извне и вопреки исторически сложившимся возможностям и тенденциям эволюции. Сохраняется видимость суверенитета. Создаются очаги экономики западного образца под контролем западных банков или с иной формой участия западного капитала. Внешние атрибуты западной демократии используются как средства совсем не демократического режима, а как средства манипулирования массами".

Сегодня в список информационно колонизируемых стран входит и Республика Беларусь. Поскольку единое информационное пространство требует унификации информационных и телекоммуникационных технологий всех стран - субъектов информационного сообщества, а необходимая сегодня степень информатизации может быть достигнута лишь в обществе с высоким научно-техническим и промышленным потенциалами и достаточным культурно-образовательным уровнем населения. Страны - лидеры в использовании информационных технологий и услуг проявляют самую "трогательную" заботу и участие в формировании и развитии белорусского информационного рынка и образовании персонала. Опыт показывает, что деятельность, которая приводит к господству в информационной среде, в области культуры, так называемой "сфере смыслов", и как следствие в политике, всегда начинается с экономических акций, с проникновения иностранного капитала в сферу СМИ и информатизации. Представляется, что тщательному анализу подлежит установление точных объемов иностранных явных и неявных инвестиций в белорусские СМИ и объекты информатизации. Выделяя социально-политический аспект этой проблемы, следует заметить что произошедший в ходе развала СССР разрыв эпох и поколений уже нанес белорусской государственности колоссальный урон. Происходит разрушение национального менталитета и самобытности белорусского общества. В образовавшийся вакуум хлынул поток западной пропаганды, призванной "американизировать" общественное сознания белорусов, подготовить их к восприятию идеи колониальной демократии.

Основой экономики постиндустриального (информационного) общества стало получение избыточной прибавочной стоимости. Сам принцип получения максимальной прибыли на основе избыточной прибавочной стоимости постоянно распространяется на все сферы жизни общества. Возникло общество потребления, в котором искусственно создаются все новые потребительские потребности, активно функционирует отлаженная индустрия моды, кумиров, "звезд", престижа. Компьютерно-телевизионная компонента индустрии досуга усиливает непосредственное воздействие СМИ на психику человека, его образовательный потенциал, его жизненные интересы и поведение. На практике воздействия СМИ, и прежде всего телевидения, зачастую перекрывают и трансформируют воздействие таких факторов формирования духовного мира личности, как семья, школа, материальные условия жизни.

Происходящие в настоящее время процессы преобразования в политической жизни и экономике Республики Беларусь оказывают непосредственное влияние на состояние информационной безопасности, и как следствие - на состояние национальной безопасности Республики Беларусь. При этом возникают принципиально новые факторы, которые необходимо учитывать при оценке реального состояния информационной безопасности и определения ключевых проблем в этой области.

Факторы, подлежащие учету при оценке состояния информационной безопасности, с достаточной степенью условности, можно разделить на социально-политические, экономические и организационно-технические.

Социально-политическими факторами являются:

изменение геополитической обстановки, вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, сведение к минимуму вероятности мировой ядерной и обычной войн;

информационная экспансия стран с развитыми экономическими системами, осуществляющими глобальный мониторинг политических, экономических, военных, экологических процессов, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ;

активизация деятельности спецслужб иностранных государств по добыванию сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;

реализация конституционной реформы на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;

преодоление децентрализации системы государственного управления, преобразование в системе обеспечения безопасности страны;

нарушение информационных связей между государствами - участниками СНГ;

низкая общая правовая и информационная культура населения республики;

обострение криминогенной обстановки, рост числа преступлений в информационной сфере, в том числе в отношении кредитно-финансовых учреждений.

Среди экономических факторов, наиболее существенными являются:

включение информационной продукции в систему товарных отношений;

переход экономики Республики Беларусь на недостаточно регулируемые рыночные отношения в экономике, появление множества коммерческих структур (в том числе и с участием зарубежного капитала) - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации;

критическое состояние отечественных отраслей промышленности и науки, разрабатывающих и производящих средства информатизации и защиты информации;

неконтролируемое расширение сотрудничества с зарубежными странами в развитии информационной инфраструктуры Республики Беларусь.

Из организационно-технических факторов, определяющими являются:

бессистемность, непоследовательность развития и недостаточная разработанность нормативно-правовой базы в сфере информационных правоотношений, в том числе, в области обеспечения информационной безопасности;

слабое регулирование государством процессов функционирования и развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг в Республике Беларусь;

широкое использование в сфере государственного управления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств, предназначенных для хранения, обработки и передачи информации;

возрастание объемов передали информации, циркулирующей по открытым каналам связи, в том числе по сетям передачи данных и межмашинного обмена.

безопасность беларусь информационная сфера

В настоящее время определяющим фактором для информационной безопасности республики является активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий на основе компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности общества, в первую очередь в республиканские органы государственного управления и кредитно-финансовую сферу, представляющие собой совокупность программных, технических и организационно-экономических средств, объединенных структурно и функционально для решения задач передачи и обработки информации.

Для информационного обеспечения деятельности органов государственного управления создаются ведомственные и локальные информационные сети. Стоит вопрос о создании единой республиканской сети с использованием новых эффективных информационных технологий с выходом в мировые информационные среды и пространства (типа "Интернет"). В связи с этим, возникает необходимость соблюдения интересов Беларуси при международном информационном обмене и обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Развитие информационного пространства при соблюдении безопасности создания и использования информационных ресурсов требует наличия и поддержания в стране необходимого научно-производственного потенциала. Это требование вытекает из высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационное пространство и обеспечивающих его безопасность и эффективное функционирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: