Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аудита продаж готовой продукции, товаров, работ, услуг 4
1.1 Организация учета реализации готовой продукции. 4
1.2 Цель, задачи и информационная база аудита операций по продаже готовой продукции 4
Глава 2. Аудит учета реализации готовой продукции в ООО «Регион Инвест-ХХI». 4
2.1 Характеристика деятельности предприятия 4
2.2 Расчет уровня существенности и оценка системы внутреннего контроля 4
2.3 План и программа аудиторской проверки. 4
2.4 Отчет по результатам аудиторской проверки. 4
Заключение 4
Список литературы. 4
Введение
Вопросы проверки операций по отгрузке (отпуску) готовой продукции относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудит реализации готовой продукции - один из основных и наиболее важных вопросов при проведении аудиторской проверки на предприятии, так как готовая продукция - конечная цель производственной деятельности предприятия. Именно от правильного и строгого учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции зависит успешность функционирования всего предприятия в целом, так как на готовой продукции замыкается весь производственно-технологический цикл. Поэтому повышение качества учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции - узловой момент оптимизации внутрифирменного бухгалтерского учета, проводимой при помощи аудиторов.
|
|
- изучить теоретические основы аудита продаж готовой продукции, товаров, работ, услуг;
- разработать план и программу аудиторской проверки учета реализации готовой продукции;
- дать оценку результатов аудиторской проверки.
Глава 1. Теоретические основы аудита продаж готовой продукции, товаров, работ, услуг
Организация учета реализации готовой продукции
Заключительным этапом кругооборота средств предприятия, по результатам которого определяется эффективность его хозяйственной деятельности, является реализация выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
|
|
Готовая продукция - это конечный результат производственного цикла, предназначенный для продажи. Это изготовленные на предприятии изделия и полуфабрикаты, полностью укомплектованные, сданные на склад предприятия в соответствии с утвержденным порядком их приемки и готовые к продаже[1].
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н, готовая продукция и товары являются частью материально-производственных запасов организации[2]. Основные задачи учета готовой продукции определены п. 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н.
Бухгалтерский учет готовой продукции должен обеспечивать выполнение следующих задач[3]:
- осуществлять формирование фактической себестоимости готовой продукции;
- осуществлять контроль:
за правильным и своевременным документальным оформлением операций по поступлению и отпуску продукции;
за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах движения;
за своевременностью расчетов покупателей и заказчиков;
- контролировать выполнение сметы расходов, связанной с отгрузкой и реализацией продукции.
Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях (рисунок 1).
Рисунок 1 - Показатели учета готовой продукции
Задачи бухгалтерского учета готовой продукции решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета движения готовой продукции (рисунок 2).
Рисунок 2 - Движение готовой продукции
При учете готовой продукции необходимо обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам. Как правило, вся готовая продукция должна быть сдана на склад готовой продукции. Исключение допускается для крупногабаритных изделий и иной продукции, сдача на склад которых затруднена по техническим причинам. Они могут приниматься представителем покупателя (заказчика) на месте изготовления, комплектации или сборки либо отгружаться непосредственно с этих мест.
Учет движения готовой продукции на складе состоит из двух этапов:
1. поступление готовой продукции на склад;
2. отпуск готовой продукции со склада покупателям (заказчикам) в порядке реализации или при ином се выбытии.
Реализованной считается продукция, отгруженная и оплаченная покупателями, а также выполненные работы и услуги, принятые заказчиком.
Продажа продукции (работ, услуг) осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Основным нормативным актом, регулирующим взаимоотношения сторон, связанных с договорами поставки и купли-продажи, является гл. 30 ГК РФ[4]. В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары (работы, услуги)[5]. Отгруженной продукцией считаются товары, отпущенные со склада покупателю. Моментом отгрузки считается дата документа, удостоверяющего факт приема груза к перевозке транспортной организацией, или дата сдачи продукции заказчику в месте ее изготовления.
При отгрузке готовой продукции поставщиком оформляется и предъявляется к оплате покупателю расчетный документ. При этом суммы, подлежащие оплате покупателем, состоят из:
- стоимости отгруженной продукции по договорным (продажным) ценам (кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка»);
- стоимости тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции, товара (кредит счета 10 «Материалы», субсчет 10-4 «Тара и тарные материалы»);
- расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без НДС), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции: выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»); выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без НДС) или физическими лицами (кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);
|
|
- налога на добавленную стоимость, акцизов, других налогов, установленных в соответствии с действующим законодательством (кредит счета 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и др.).
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Расчеты за поставляемые товары, согласно ст. 516 ГК РФ, производятся покупателем с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (платежным поручением, чеком, на основании выставленного поставщиком платежного требования, по аккредитиву). Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. В договоре поставки могут быть предусмотрены следующие условия оплаты:
- предварительная оплата (полностью или частично) непосредственно до передачи (отгрузки) ему готовой продукции продавцом;
- последующая оплата, то есть после передачи готовой продукции покупателю с определением срока оплаты.
На суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. 11а суммы, на которые предъявлены расчетные документы, счет 62 дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».
При получении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров поставщик обязан включить эти суммы в налоговую базу для уплаты налога на добавленную стоимость (ст. 162 НК РФ), за исключением авансов, полученных под реализацию товаров, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ. Аналитический учет по субсчету «Авансы полученные» счета 62 должен вестись по каждому кредитору.
|
|
Если выручка от продажи готовой продукции, отгруженной покупателю, определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), предприятие использует счет 45 «Товары отгруженные». На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах.
Товары отгруженные учитываются на счете 45 по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции (товаров) (при их частичном списании).
Итак, реализация продукции производится по цене, которая устанавливается предприятием самостоятельно с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию.
Полная стоимость реализованной продукции складывается из ее производственной себестоимости и коммерческих расходов, связанных с ее продажей.
Прибыль от реализации определяется как разница между ценой продажи - выручкой и полной стоимостью реализованной продукции.
Для учета реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг используется активно-пассивный счет 90 «Продажи».
Таблица 1
Схема счета 90 «Продажи»
Дебет | Кредит | ||
Д90 К43, 45 Д90 К44 | Производственная себестоимость реализованной продукции (СП) Коммерческие расходы, связанные с продажей готовой продукции (КР) | Выручка от реализации продукции (В) | Д51 К90 |
Д90 К99 | Полученная прибыль (ПР) | Полученный убыток (УБ) | Д99 К90 |
В конце каждого месяца счет 90 «Продажи» закрывается для определения финансового результата, поэтому счет 90 сальдо не имеет и в балансе не отражается.
Финансовым результатом от реализации готовой продукции может быть прибыль или убыток, которые списываются на счет 99 «Прибыли и убытки».
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации. На основании накладных на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписываются в нескольких экземплярах платежные требования для расчетов с покупателями через банк.
Платежные требования должны быть выписаны поставщиком и сданы в банк на инкассо (то есть с поручением получить платеж от покупателя) не позднее следующего дня после отгрузки или сдачи готовой продукции грузополучателю. Второй экземпляр платежного требования отправляется покупателю для оплаты.
Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф.№16 или 16а). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных.
Отгруженную продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам.
Ведомость ф.№ 16 используют при определении выручки по отгрузке (метод начислений), а № 16а - при определении выручки по оплате (кассовый метод).
Организациям разрешается определять выручку от реализации продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.
В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю). Именно поэтому при обоих методах реализации продукции для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи» (субсчет 1 «Выручка»).
Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 2 «Себестоимость продаж») кредита счета 43 «Готовая продукция».
С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость и акцизы (по установленному перечню товаров).
При методе реализации «по отгрузке» сумма начисленного НДС отражается по дебету субсчета 90-3 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этой проводкой отражается задолженность организации перед бюджетом по НДС, которая затем погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счета 68, кредит счетов денежных средств).
При методе реализации «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. Поэтому после отгрузки продукции покупателям организации отражают сумму НДС по реализованной продукции по дебету 90-3 и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступившие платежи за реализованную продукцию отражаются по дебету счета 51 «Расчетный счет» и других счетов с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После поступления платежей организации, применяющие метод реализации «по оплате», отражают задолженность по НДС перед бюджетом.
Таким образом, разница в методах реализации продукции для целей налогообложения заключается в следующем. При методе реализации «по отгрузке» задолженность перед бюджетом по НДС оформляется сразу одной проводкой: дебет субсчета 90-3, кредит счета 68. При методе реализации «по оплате» по НДС составляют две проводки:
дебет субсчета 90-3, кредит счета 76 (отражена сумма НДС по реализуемой продукции);
дебет счета 76, кредит счета 68 (отражена задолженность по НДС перед бюджетом).
Следует отметить, что метод реализации продукции «по отгрузке» пока еще не получил широкого распространения в нашей стране, хотя он повсеместно используется в международной практике. Основными причинами этого являются неплатежеспособность многих организаций, а также отсутствие вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания, невозможность создания текущих резервов (разрешается указанный резерв создавать лишь после окончания отчетного года) и т.д.
В последнее время широко применяется предварительная оплата получаемой к поставке готовой продукции.
При предварительной оплате поставки, оговоренной в договоре купли-продажи поставщик выписывает счет-фактуру и направляет ее покупателю. После получения этого документа покупатель платежным поручением переводит поставщику сумму платежа за продукцию. Сумму поступивших платежей отражают в бухгалтерском учете до момента отгрузки продукции как кредиторскую задолженность.