При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента (табл. 5).
Таблица 5
Номенклатура свойств и показателей ассортимента
| Наименования и условные обозначения | Расчет показателей | |
| свойства | показатели | |
| Широта (Ш): действительная (Шд) | Показатели широты (Ш): действительный (Шд) | Шд=д |
| базовая (Шб) | базовый (Шб) | Шб=б |
| Коэффициент широты (К) |
| |
| Полнота (П): действительная | Показатель полноты (П): действительный (Пд) | Пд = д однородной группы товаров |
| базовая | базовый (Пб) | Пб = б однородной группы товаров |
| Коэффициент полноты (Кп) |
| |
| Устойчивость (У) | Показатель устойчивости (У) | У = у |
| Коэффициент устойчивости (Ку) |
| |
| Новизна (Н) | Показатель новизны (Н) | Н = н |
| Степень (коэффициент) обновления (Кн) |
| |
| Структура (С) | Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) |
|
*Примечания: 1. 
2. Расшифровка условных обозначений:
д - количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;
б - базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;
Аi - количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;
Si - суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении;
м - минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации;
у - количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;
н - количество новых видов и наименований товаров;
вш, вп, ву, вн - коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.
Были проведены 3 проверки: 01.01.06, 01.01.07, 01.01.08. (таблица 6)
Таблица 6
Результаты проверок наличия ассортимента виноградных вин в магазине «Золотое Кольцо»
| Периоды проверок (n) | Количество продукции по результатам проверки (Q) |
| 01.01.06 | 5 |
| 01.01.07 | 4 |
| 01.01.08 | 6 |
Количество виноградных вин, пользующих устойчивым спросом включает в себя следующие виды: вина сухие, полусладкие, специальные крепкие, специальные полудесертные, полусухие, специальные десертные.
Ку =
= 0,8
Таким образом, коэффициент устойчивости в магазине «Золотое Кольцо» с 0,8, из этого можно сделать вывод, что ассортимент вина в данном магазине достаточно устойчивый.
Ассортимент виноградных вин, реализованных в магазине «Золотое Кольцо» г. Воронежа по содержанию спирта и сахара и в зависимости от способа производства подразделяется:
- на натуральные сухие, сухие особые, полусухие и полусладкие вина; а также
- на специальные сухие, крепкие, полудесертные, десертные и ликерные вина.
В зависимости от качества и сроков выдержки вина подразделяют:
- на молодые вина без выдержки;
- выдержанные вина;
- марочные и коллекционные вина.
По цвету виноградные вина подразделяются на белые, розовые и красные.
По однородности сырья виноградные вина подразделяются на сортовые, купажные и сепажные.
Широта ассортимента виноградных вин в магазине «Золотое Кольцо» представлен в таблице 7.
Таблица 7
Широта ассортимента виноградных вин в магазине «Золотое Кольцо»
| Признаки по классификации | Действительный показатель | Базовый показатель | Коэффициент широты |
| содержание спирта и сахара, способа производства | 2 | 2 | 100,0 |
| качество и сроки выдержки вина | 2 | 3 | 75,0 |
| цвет | 3 | 3 | 100 |
| однородность сырья | 2 | 3 | 75,0 |
| Средний коэффициент | 9 | 11 | 0,75 |
Структура ассортимента виноградных вин, реализованных в магазине «Холотое Кольцо» г. Воронежа представлена в таблице 8.
Таблица 8
Структура ассортимента виноградных вин, реализованных в магазине «Золотое Кольцо» г. Воронежа
| Ассортимент | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Темп роста 2008 г в % к 2006 г. | |||
| литров | % к объему | литров | % к объему | литров | % к объему | ||
| Сухие вина | 36895 | 17,66 | 39765 | 19,70 | 38120 | 19,87 | 1,12 |
| Шардоне (белое) | 10750 | 5,15 | 9850 | 4,88 | 11650 | 6,07 | 1,18 |
| Каберне (красное) | 11230 | 5,38 | 12425 | 6,15 | 9870 | 5,14 | 0,96 |
| Изабелла (красное) | 8320 | 3,98 | 9850 | 4,88 | 7950 | 4,14 | 1,04 |
| Мерло (красное) | 6595 | 3,16 | 7640 | 3,78 | 8650 | 4,51 | 1,43 |
| Полусладкие вина | 43670 | 20,91 | 42000 | 20,81 | 46210 | 24,08 | 1,15 |
| Мускатное (белое) | 7950 | 3,81 | 7630 | 3,78 | 8900 | 4,64 | 1,22 |
| Долина грез (розовое) | 6970 | 3,34 | 7350 | 3,64 | 6150 | 3,21 | 0,96 |
| Чары Диониса (красное) | 9850 | 4,72 | 10350 | 5,13 | 8950 | 4,66 | 0,99 |
| Шардоне (белое) | 6950 | 3,33 | 5970 | 2,96 | 7560 | 3,94 | 1,18 |
| Каберне (красное) | 11950 | 5,72 | 10700 | 5,30 | 14650 | 7,63 | 1,33 |
| Вина ароматизированные сухие | 16070 | 7,69 | 14775 | 7,32 | 12750 | 6,64 | 0,86 |
| Арго (белое) | 6450 | 3,09 | 6150 | 3,05 | 5625 | 2,93 | 0,95 |
| Целитель (красное) | 9620 | 4,61 | 8625 | 4,27 | 7125 | 3,71 | 0,81 |
| Вина специальные | 30275 | 14,49 | 28925 | 14,33 | 25525 | 13,30 | 0,92 |
| Анапа крепкое (белое) | 14695 | 7,04 | 12325 | 6,11 | 10450 | 5,45 | 0,77 |
| Портвейн 29 (белое) | 9630 | 4,61 | 8950 | 4,43 | 9125 | 4,76 | 1,03 |
| Портвейн 22(красное) | 5950 | 2,85 | 7650 | 3,79 | 5950 | 3,10 | 1,09 |
| Вино ароматизированное полусухое | |||||||
| Вермут Долины (розовое) | 4625 | 2,21 | 4955 | 2,45 | 4120 | 2,15 | 0,97 |
| Вина специальные | 77340 | 37,03 | 71450 | 35,39 | 65160 | 33,96 | 0,92 |
| Рубиновый браслет (красное) | 11620 | 5,56 | 10750 | 5,33 | 9425 | 4,91 | 0,88 |
| Золотое руно (белое) | 9500 | 4,55 | 9625 | 4,77 | 7345 | 3,83 | 0,84 |
| Изабелла (красное) | 7200 | 3,45 | 6320 | 3,13 | 5985 | 3,12 | 0,90 |
| Долина (красное) | 12325 | 5,90 | 11975 | 5,93 | 9635 | 5,02 | 0,85 |
| Мускат (белое) | 10125 | 4,85 | 7930 | 3,93 | 8695 | 4,53 | 0,93 |
| Рандеву (розовое) | 5970 | 2,86 | 6450 | 3,20 | 5950 | 3,10 | 1,08 |
| Миледи (янтарный) | 7355 | 3,52 | 6950 | 3,44 | 8675 | 4,52 | 1,28 |
| Кагор Православный (красное) | 13245 | 6,34 | 11450 | 5,67 | 9450 | 4,92 | 0,78 |
| Итого | 208875 | 100,00 | 201870 | 100,00 | 191885 | 100,00 | 0,92 |
Анализируя данные таблицы 8, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в реализации занимают специальные вины. Так, в 2006 г. они составляли 37,03 % всего ассортимента вин, в 2007 г. – 35,39 % и в 2008 г. 33,96 %. На основании этого можно говорить о снижении темпа роста реализации этого вида вина на 0,8 %.
Почти равные доли в структуре ассортимента виноградных вин в магазине «Золотое Кольцо» г. Воронежа занимают сухие и полусладкие вина. В 2008 г. произошло увеличение темпов роста реализации этих вин по сравнению с 2006 г. на 1,12 и 1,15 % соответственно.
Вина ароматизированные сухие и полусухое занимают в структуре ассортимента виноградных вин всего 7,69 % и 2,21 %, т.е. в магазине «Золотое Кольцо» недостаточно полно представлен ассортимент этого вида.
В целом по всему ассортименту виноградных вин в магазине «Золотое Кольцо» в отчетном 2008 г. произошло снижение темпа реализации на 0,8 %.






