Роль и место внеурочной работы в курсе биология

В основной и средней школе преподавание курса «Экология» на уроках биологии представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием времени, поэтому осуществлять экологическое воспитание приходится во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа — это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя.

Внеурочные работы выполняются учащимися по каждому учебному курсу: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене человека, общей биологии. При изучении растений и животных содержание внеурочных работ больше связано с наблюдением и уходом за живыми объектами, а в старших классах (9 – 11) включаются работы с дополнительной литературой.

На уроке во время лабораторной работы можно познакомить учащихся с теоретическими основами по разделу экология, но невозможно провести некоторые опыты, требующие продолжительного наблюдения.

Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий. Такие работы носят предварительный характер. Это значит, что учителю надо своевременно организовать учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку, основываясь на продолжительности того или иного опыта, того или иного наблюдения. Например, в опытах по ботанике:

· влияние экологических факторов на скорость прорастания семян гороха (2 дня);

· влияние длины светового дня на растение редис; и другие опыты.

Внеурочные работы предварительного характера обогащают уроки и развивают интерес учащихся.

По зоологии длительные наблюдения связаны с изучением стадий развития животных (например, хомячков, мышей), различных фаз развития (метаморфоз у жуков — мучного хрущака, божьей коровки и др.), развития плодовой мухи дрозофилы, размножения (аквариумных рыб), поведения комнатных животных (попугайчиков, кошки, собаки, перепелов, хоря) и др. Эти наблюдения могут быть организованы в условиях уголка живой природы и дома. В природных условиях можно наблюдать особенности предостерегающей окраски (божья коровка, краснотелка), ловчие сети и поведение пауков, приспособленности животных к обитанию в определенных условиях (лягушка, жаба, ящерица), выработку рефлексов у птиц (на примере зимней подкормки синиц и воробьев) и прочее.

Можно провести, например, опыт по выявлению роли мух в распространении бактерий.

Определяя направление наблюдений и опытов с растениями, организацию работы по уходу за животными в уголке живой природы, особое внимание следует уделять темам которые формируют основные биологические и экологические понятия, способствуют углублению знаний биологических и экологических законов, бережного отношения к природе, помогают овладеть практическими умениями по выращиванию и уходу за живыми организмами.

Внеурочные работы могут осуществляться и непосредственно после изучения темы в классе как закрепление и углубление знаний, полученных на уроке. Такие работы могут быть достаточно сложными по сравнению с предварительными заданиями. Здесь уже можно в большей степени рассчитывать на самостоятельность школьников. В зависимости от уровня подготовленности дети получают задания разной сложности.

Продолжительность выполнения внеурочной работы может быть различна в зависимости от характера задания и времени, необходимого для проведения тех или иных опытов и наблюдений. Иногда выполнение заданий приходится переносить на весенне-летний период. В этом случае лучше их сопроводить четко написанной инструкцией. Учащиеся должны вести записи своих наблюдений в дневнике. В дальнейшем об их результатах дети делают краткие сообщения на соответствующем уроке. Результаты работы должны использоваться на уроках при повторении пройденного материала или при изучении следующих тем.

Надо помнить, что, составляя поурочный план, учитель специально предусматривает время на выступление учащихся.

К внеурочным работам относятся и предусмотренные программой летние задания. Они выполняются учащимися при переходе из 6 в 7 и из 7 в 8 класс.

Учитель имеет возможность обогатить кабинет интересными объектами с помощью учеников, разъезжающихся на лето в самые разные районы страны; дети получают индивидуальные задания. Однако летние задания нельзя рассматривать как сбор любого ботанического или зоологического материала без определенного биологического осмысления. Учащиеся должны собирать объекты целенаправленно по определенным заданиям, например, расте­ния леса, теневыносливые или светолюбивые растения, гербарий сорных растений, коллекции вредителей сада (огорода или поля).

Очень важно предусмотреть групповые летние задания, которые в первую очередь касаются длительных опытов на школьном учебно-опытном участке. Каждая группа учащихся участвует в планировании закрепленного за ними опыта, его закладке, использует агротехнические приемы, способствующие развитию растений на опытных и контрольных делянках в течение лета. Отсутствие участка при школе не уменьшает значения этого вида работ. Учащиеся на своих дачах могут с высокой степенью самостоятельности провести опыты, которые ставят на пришкольном участке. По каждому заданию преподавателю надо своевременно подготовить для детей подробный инструктаж.

Внеурочные работы имеют большое значение для формирования личности учащегося. Они развивают самостоятельность, прививают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям; школьники овладевают исследовательскими умениями, у них; вырабатываются волевые качества, необходимые для завершения: работы, аккуратность и трудолюбие, формируется умение наблю­дать природные явления [39, 222].

В целом организация внеурочной работы по биологии должна удовлетворять таким требованиям, как: системность, систематичность проведения, четкая продуманность научно обоснованной системы заданий, связь с тематикой уроков, обязательность контроля в различной форме, гибкость и вариативность с направленностью на развитие индивидуальных способностей учащихся; наличие упражнений, предполагающих проявление творчества и инициативы детей; личностно-центрированный и нередко утилитарно-прагматический характер проводимой работы (детям необходимо понимать возможность реального применения полученных знаний на практике, поэтому часть заданий должна носить практический характер); проведение подробного инструктажа по выполнению каждого задания, способствующего отработке у школьников навыков самостоятельной работы; смена видов деятельности в процессе выполнения заданий блока.

Именно такая четко отлаженная система внеурочной работы способствует не только повышению эффективности усвоения материала, но и постоянному поддержанию интереса детей к процессу познания окружающего мира, в том числе самостоятельному.

     Для того чтобы определить место экологического воспитания во внеурочной работе мы проанализировали несколько образовательных программ по биологии.

Внеурочная работа экологической тематики в курсе биологии (программа по Н. И. Сонину):

Курс Тема (количество часов) Внеурочная работа экологической тематики. Воспитательные задачи урока.  
1 Природоведение (5 класс) Жизнь на Земле (16 часов) 1.Исследование разнообразия растений различных экологических условий с использованием растений учебно-опытного участка 2.Работа в живом уголке по ознакомлению с организмами различных сред обитания и их приспособленностью к экологическим условиям Формирование естественнонаучного мировоззрения, экологической культуры.     Формирование естественнонаучного мировоззрения, экологической культуры.  
2 Живой организм (6 класс) Природные сообщества (2 часа). Домашняя работа по составлению моделей цепей питания. Формирование экологической культуры, творческих способностей учащихся.
3 Многообразие живых организмов (7 класс). Кишечнополостные, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Земноводные, Птицы, Млекопитающие. Изучение экологических особенностей и многообразия животных и растений своего края. Наблюдения. Формирование бережного отношения к животным различных ареалов
4 Человек (8 класс) Дыхание (5 часов). Домашняя работа по определению гигиенической оценки микроклимата помещений (измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости). Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.
5 Биология. Общие закономерности (9 класс). Общие закономерности развития живой природы (8 часов). Работа в живом уголке по изучению приспособленности организмов к среде обитания на примере животных и растений живого уголка Формирование бережного отношения к животным и растениям своего края, коммуникативных качеств, ответственности.
6 Общая биология (10–11 класс). Взаимодействие организма и среды (15 часов).     Биосфера и человек. Основы экологии (10 часов). 1.Домашняя работа: подготовить сообщение о круговоротах в биосфере важнейших веществ и элементов. 2.Подготовить сообщение о разных формах симбиоза.   Сформулировать принципы рационального природопользования Формирование бережного, ответственного отношения к природе.   Формирование естественнонаучного мировоззрения, экологической культуры. Формирование естественнонаучного мировоззрения, экологической культуры.  

Внеурочная работа экологической тематики в курсе биологии (программа по В. В. Пасечнику):

Курс Тема (количество часов) Внеурочная работа экологической тематики Воспитательные задачи урока.
1 Природа (5 класс). Строение и свойства вещества (10 часов). Почва (4 часа).   Организмы (6 часов).   Растения (6 часов).   Животные (4 часа).   Летние задания Домашняя работа: опыты по определению состава и свойства почв своей местности, почв с разной структурой, влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы. Наблюдения за растениями и животными, их приспособленностью к условиям среды; факторами неживой природы по сезонам года. Наблюдения за растениями и их приспособленностью к экологическим условиям в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Наблюдения за животными и их экологией на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Наблюдения за растениями и животными в уголке живой природы и в природе. Проведение опытнической работы. Формирование бережного, ответственного отношения к природе.   Формирование бережного отношения к природе, животным и растениям, охрана их от болезней.     Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры.   Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры.   Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры.  
2 Введение в общую биологию и экологию (9 класс). Экосистемный уровень (8 часов)     Экология (19 часов)  Составление цепей питания в биоценозах. 1.Строение растений в связи с условиями жизни   2.Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (аквариуме). Формирование естественнонаучного мировоззрения, экологической культуры.   Формирование экологической культуры, творческих способностей учащихся.
3 Общая биология (10 класс). Основы цитологии (30 часов). 1.Приготовить сообщение на тему «Последствия для живых организмов недостатка некоторых элементов в окружающей среде». 2.Сообщение: «Распространение бактерий в природе и их экологическая роль». Формирование экологической культуры, творческих способностей учащихся.     Формирование экологической культуры, творческих способностей учащихся.
4 Общая биология (11 класс). Основы учения об эволюции (18 часов).     Основы экологии (19 часов).     Эволюция биосферы и человек (9 часов) 1.Обнаружить в своей местности популяции дикорастущих растений, выявить отличия таких популяций и охарактеризовать их. 1.Обнаружить в окрестностях школы или рядом со своим домом растения или животных, испытывающих особенно влияние абиотических факторов. Предложить свой путь выхода из экологического кризиса. Формирование экологической культуры, творческих способностей учащихся.     Формирование экологической культуры, творческих способностей учащихся.   Формирование экологической культуры, творческих способностей учащихся.

Таким образом, внеурочная работа по биологии играет важную роль в процессе экологического воспитания школьников. Она имеет большое значение для формирования личности учащихся, формирование экологической культуры, бережного отношения к природе. Содержание экологического воспитания определяется программой, а ее реализация зависит от мастерства учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: