Признаки | Характеристика | Приспособительное значение признака к вытаптыванию |
Расположение листьев | Листья розеткой прилегают к земле | Под давлением ног листья не рвутся, а лишь плотнее прижимаются к грунту и передают ему силу давления |
Свойства жилок в листьях | ||
Высота и свойства цветоноса Величина и масса семян | ||
Количество семян | ||
Окраска семян | ||
Поверхность семян | ||
Способ распространения семян | ||
Корневая система | ||
Сравните размеры и количество особей подорожника на различных дорогах (на пешеходной тропинке, проселочной, автомобильной), на различных участках одной и той же дороги.
Вопросы. Почему это растение у нас назвали подорожником, а коренные жители Америки называют его “следом белого человека”? На каких дорогах и на каких участках дороги подорожник растет плохо или совсем не растет? Может ли расти подорожник вдали от дороги, там, где не ступает нога человека, среди густой травы, в тени лесов, на болотах, на пашне, на степных участках, в местах естественных выпасов диких копытных?
|
|
Приложение 5
Домашние задания по теме: «Адаптации организмов к неблагоприятным условиям среды».
(11 класс, по Н. И. Сонину)
1.Три основных способа приспособлении (адаптации) организмов к неблагоприятным условиям среды: подчиненно, сопротивление и избегание этих условий. Наполните таблицу, выписав преимущества и недостатки каждого из этих способов. Используйте учебник.
Основные способы адаптации организмов к неблагоприятным условиям среды
Способ адаптации | Преимущества | Недостатки |
Подчинение | ||
Сопротивление | ||
Избегание |
2.Назовите способ выживания (избегание, подчинение или сопротивление) при взаимодействии организмов с окружающей средой в следующих примерах:
а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные регионы зимовок;
б) зимняя спячка бурых медведей;
в) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -40 °С;
г) переход в состояние спор бактерий при понижении температуры;
д) нагревание тела верблюда днем на жаре с 37 до 41 °С и остывание его ночью до 37 °С;
е) нахождение человека в бане при температуре 100 °С, при этом его внутренняя температура остается прежней — 36,6 °С;
ж) переживание кактусами в пустыне жары 80 °С;
з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега.
3. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защиты напротив каждой из этих групп.
|
|
Способы защиты организмов от хищников | Номера предлагаемых вариантов защиты |
А.Избегание жертвой встречи с хищником | |
Б.Избегание жертвой контакта с хищником после ее обнаружения | |
В.Способы, действенные при непосредственном контакте |
Варианты защиты.
1. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий.
2. Несъедобность, ядовитость “при опробовании”.
3. Покровительственная форма и окраска.
4. Жертва обладает крупными размерами тела.
5. Миграции из мест, обильных хищниками.
6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.
7. Выбрасывание защитных веществ.
8. Оповещение других особей о приближении хищника.
9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.
10. Затаивание.
11. Самокалечение (автотомия).
12. Бегство.
13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.
Назовите организмы, которые защищаются от хищников этими способами.
Приложение 6
Практические работы в живом уголке
(7 класс, по Н. И. Сонину)
1) “Изучение способа питания дафний”
Введение. Дафнии — ветвистоусые рачки, широко распространенные в пресных водоемах. Дафнии играют значительную роль в круговороте веществ в водоеме, составляя порою до 70—80% всей биомассы зоопланктона. Дафнии — активные фильтраторы, способствующие значительному очищению воды. Оптимальная температура для культивирования дафний составляет +20 °С, освещенность — 400—600 лк при продолжительности светового дня 12—14 часов. Вода для культивирования должна иметь рН равный 7,0—8,2. Оптимальная плотность культуры — 25 половозрелых самок в 1 литре воды. Материал и оборудование: предметное стекло с лункой, покровное стекло, препаровальная игла, кусочек ваты, бино- и монокулярные микроскопы; культура дрожжевых клеток, окрашенных нейтральным красным, культура дафний.
Ход работы
1. Поместите культуру дафний в лунку предметного стекла.
2. Добавьте несколько волокон ваты, чтобы замедлить движение животных.
3. Добавьте каплю суспензии дрожжевых клеток, окрашенных нейтральным красным. Этот краситель является индикатором (рН = 6,0 — красная окраска; рН = 7,7 — розовато-красная; рН = 8,0 — оранжево-желтая).
4. Накройте покровным стеклом и рассмотрите дафний, находящихся в латеральном положении. Обратите внимание на строение и характер движения расположенных под карапаксом грудных ног и на их щетинки.
5. Проследите за перемещением дрожжевых клеток, направляющихся к фильтрующему отделу дафний.
6. Отметьте изменение окраски поглощенных дафниями клеток по мере их прохождения по кишечнику и объясните наблюдаемые явления.
7. Сделайте выводы о способе питания дафний и их воздействии на водоемы.
2) “Наблюдения за характером движения и приспособительные особенности строения у роющих почвенных беспозвоночных ”
Материал и оборудование: виды роющих почвенных беспозвоночных, бинокуляры, лупы, стекла с влажной почвой между ними, склеенные пластилином.
Ход работы
За час до занятия поместить между стеклами с влажной почвой по два крупных дождевых червя. Через час оценить изменения. Пронаблюдать за поведением и способами передвижения этих животных. На фиксированном препарате, под бинокуляром или лупой, рассмотреть и зарисовать строение конечностей медведки, последний сегмент личинок щелкунчиков (родов Selatosomus, Athous), строение тела многоножек — костянок и геофилов. Проанализировать способы передвижения этих животных в почве.
Вопросы. Чем отличаются способы передвижения в почве у многоножек-геофилов и личинок жуков-щелкунов? Каков механизм передвижения в почве дождевого червя? Как изменяется образ жизни почвенных организмов с увеличением их размерности?
|
|
Приложение 7