В настоящее время существует концепция экологического воспитания, разработанная О. М. Дорошко в 2002 году.
Концепция экологического воспитания – методологические, теоретические и методические основы экологического воспитания, в которых отражена структура экологического воспитания.
Целью экологического воспитания является создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до типа экологической гармонии. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности личности [24,132].
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. В школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном поведении на природе, в активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, в пропаганде экологических идей, в зачатках культуры профессионального труда.
|
|
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользователя;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [54, с.29-32].
Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
- интерес к природе;
|
|
- знания о природе и её охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе [5, с.57 - 59].
Основными закономерностями процесса формирования экологической культуры являются:
- зависимость процесса от сформированности у педагога отношения к ученику как субъекту педагогического процесса, для которого характерна свобода учащихся в выборе характера и содержания деятельности;
-зависимость процесса от сформированности индивидуального экологического пространства учителя и учащихся, включающего как внешнее, так и внутреннее пространство через самоопределение, самодеятельность, широту охвата окружающей действительности, чувства причастности к происходящему вокруг;
- зависимость процесса от стиля организации учебно-воспитательной работы в школе, подразумевающего активность, самостоятельность, творческий подход, самоанализ учащихся и педагога;
- зависимость процесса от возрастных и психологических особенностей детей, обеспечивающих восприятие действительности, других людей и себя в жизненном пространстве.
Являясь органической частью целостного процесса формирования человека, экологическое воспитание тесно связано с другими аспектами воспитания (патриотическим, правовым, эстетическим, трудовым и т. д.) [37,262].
Перед экологическим воспитанием стоят следующие задачи:
1) сформировать у учащихся навыки самообразования по вопросам
развития взаимодействия природы и общества;
2) вооружить учащихся методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к другим людям и самому себе;
3) развить личностные качества, определяемые экологической культурой гармоничного типа: самоуважение, уверенность в себе, свободу в выборе деятельности, чувство ответственности за свои дела и поступки и т. д.;
4) формировать умения и навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношения с другими людьми, самоопределение и самоуважение;
5) развивать духовность в восприятии и признании значимости существования природы, ее объектов, др. людей с их личными взглядами и интересами.
В соответствии с целью и задачами экологического воспитания формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического воспитания и характеру учебно–воспитательной деятельности [24,132]. Принципы экологического воспитания подразделяются на две группы. К первой относятся общие дидактические принципы, характерные для всего процесса воспитания, но приобретающие особенности при организации работы по экологическому воспитанию (принцип системности, систематичности, связи теории с практикой, совместной деятельности и другие), а вторая группа включает принципы, характеризующие только экологическое воспитание. Ко второй группе относятся:
- принцип единства познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды;
- принцип комплиментарности требует выделения экологического аспекта в нравственном, эстетическом, трудовом, физическом (и т.п.) воспитании;
- принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природы, определяет необходимость организации в процессе экологического воспитания непосредственного общения с окружающей средой;
- принцип взаимосвязи глобального, национального, краеведческого и личностного подходов;
- принцип творческой координации содержания эклогического воспитания исходя из реальных условий и возможностей учащихся и школы;
|
|
- принцип учета психологических особенностей развития, восприятия и сознания школьника, оценки окружающей действительности и людей, которые его окружают.
Содержание экологического воспитания включают комплекс идей, отражающих особенности отношений человека к природе, др. людям и самому себе. К ним носят следующие:
Развитие и целостность природы; данная идея объединяет знания о биосфере как едином целостном организме.
Взаимосвязь природы и общества - понимание связей между природой и развитием общества; рациональное использование природы обществом создает возможность прогресса и развития каждой личности.
Изменения природы в процессе труда иногда влечет за собой нежелательные, отрицательные экологические последствия; в связи с этим необходимы поиски новых экологически оправданных технологий.
Среда и здоровье человека; оставаясь биологическим существом, человек нуждается в экологически приемлемом состоянии окружающей среды: определенном составе воздуха, воды, пищи, земель и т.д.
Профессиональное использование природы; профессиональная деятельность всегда соотносится с личным и общественным представлением об экологически оп данном поведении.
Второй компонент содержания экологического питания составляют следующие идеи:
Взаимообусловленность научно-технического развития и уровней потребностей общества.
Проблема утилизации и очистки отходов производства связана с необходимостью обогащения природный ископаемых, устранения всего лишнего, ненужного, того, что человек еще не научился использовать.
Совершенствование природы: разумное создание искусственного климата, систем орошения, осушения болот и т.п.
Психологическое здоровье людей в условиях искусственно созданной среды; создаваемый человеком мир, урбанизация, новые искусственно созданные вещества, питания на основе синтезируемых в искусственных условиях веществ не могут не отразиться на естественном состоянии человека.
Развитие экологически чистых технологий; прогнозирование влияния деятельность человека на других людей самого себя - определяющая возможность ответственного отношения к своей деятельности, умение видеть результаты и последствия своей деятельности, оценивать только сиюминутную выгоду, но и далеко идущие перспективы деятельности.
|
|
Третий компонент содержания экологического воспитания определяют следующие положения:
Природа в нравственно-эстетическом развитии личности; для развития необходимых человеку личностных качеств, органов чувств необходимо постоянное общение с окружающей природой.
Объективное восприятие реальности, т.е. восприятие и оценка окружающей действительности, других людей, себя беспристрастно, такими, каковы есть, а не такими, какими хотелось бы видеть; единство эмоциональных и рациональных процессов в человеке.
Зависимость развития личности от культуры и окружения.
Сформированность общественных интересов.
Демократичный характер межличностных отношений - отсутствие предубеждений во взаимоотношениях с людьми.
Способность к творчеству (креативность).
Сформированность субъективного опыта или саморазвитость всех аспектов личности, способствующих чувству внутреннего единства, постоянство относительно его диспозиций, намерений, перспективных целей.
Сформированность целостной жизненной философии - способность видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни: наличие системы ценностей [37, 263].
Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации образования на междисциплинарной основе. Кроме того, необходимо учитывать федеральный и национально – культурный и региональный уровень общеобразовательной системы. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы.
В экологическом воспитании применяются такие методы воспитания, как убеждения, практические задания, создание ситуации выбора, творческие задания, имеющие экологическое содержание [37,263]