Развитие муниципального управления и местного самоуправления находятся сегодня на переднем плане демократических преобразований и формирования гражданского общества в России. Это – важнейшая задача, решение которой определяет как прочность системы гражданских институтов, так и возможности эффективной организации хозяйственной жизни на территориях России.
Перед определением устройств повышения эффективности муниципального управления следует найти аспекты эффективности - это способность муниципальных структур на различном уровне удачно решать экономические, социальные, денежные, организационные и остальные задачи, достигать поставленных целей, согласовывать и координировать экономические и политические интересы разных групп населения, действуя при всем этом в строго определенном правовом пространстве. Верно делегируя возможности, можно создать идеальный механизм, который будет поражать собственной эффективностью [16].
Одним из вопросов, крайне актуальных для развития муниципального управления является уровень профессионализации его деятельности и, соответственно, кадровая обеспеченность. Отсюда, в свою очередь, вытекает актуальность вопроса подготовки и переподготовки кадров для сферы муниципального управления.
|
|
Развитие системы местного самоуправления в России формирует муниципальное управление как новую сферу управленческой деятельности и новую профессиональную квалификацию. Это происходит из-за того, что задачи, с которыми сегодня имеют дело органы местного самоуправления, существенно отличаются от задач, которые решали местные советы и их исполнительные комитеты в советской структуре территориального управления, а также от задач, которые решаются в системе государственного, производственного и бизнес - управления.
Для того чтобы работа органов муниципального управления была эффективной, необходимо, чтобы основополагающие принципы ее работы задавались на федеральном уровне, в частности, чтобы федеральное законодательство в части местного самоуправления было полным, непротиворечивым, системным. Опыт показал, что регулирование ряда ключевых вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Федерации не дает положительных результатов, а зачастую приводит к явно негативным для людей явлениям. Местное самоуправление должно быть надежно защищено федеральным центром. Иначе социальные проблемы никогда не будут решены [14].
Особым видом управленческого решения является бюджет муниципального образования, когда органы исполнительной власти берут на себя обязательства, что, в соответствии с выделенными средствами, они обязуются достичь согласованных результатов, а представительные — обеспечение контроля расходования и выполнение взятых перед избирателями на себя обязательств [10].
|
|
По сути, разработка и утверждение бюджета — это то время, когда следовало бы определиться с оценкой эффективности муниципального управления. Когда исполнительные органы берут на себя обязательства, выраженные «измеримыми результатами», «под которые выделяются соответствующие средства» и определяются изменения, которые должны произойти в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере и т.п. необходимо при этом понять, что муниципальные ресурсы вкладываются не в образование, здравоохранение, жилищно-коммунальную сферу и т.п., а в изменения, которые должны в них произойти.
Для каждого структурного подразделения необходимо, во-первых, определить сферы деятельности и изменения, которые должны произойти в данных сферах. Во-вторых, определить сферы деятельности совместной, с другими структурными подразделениями, компетенции и, соответственно, изменения, которые должны в них произойти. Определить средства, которые могут быть выделены из бюджета. Все названные атрибуты должны носить согласованный характер.
Определить, какие обязательства берет на себя представительный орган местного самоуправления, а какие — органы исполнительной власти местного самоуправления. Все это должно приобрести для органов местного самоуправления статус закона.
Информационное обеспечение – механизм повышения эффективности муниципального управления.
В данный момент можно сказать, что мы живем в информационном обществе, где ценность информации тяжело переоценить. "Кто обладает информацией, тот обладает миром" - это теорема. Особо принципиальное значение она приобретает в органах муниципального управления, обеспечивая его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность муниципального аппарата [14].
Информация, циркулирующая в органах муниципального управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для соответственных региональных управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах собственной компетенции. Не считая того, она служит в качестве базы для нормативных документов
Требование к информации как к средству повышения эффективности муниципального управления:
1. Информация - это стратегический ресурс. Она обязана быть полной, актуальной, достоверной, обхватывать весь диапазон интересующих вопросов, собираться часто, с определенной периодичностью.
2. Информация обязана отвечать композиции целей, которые ставят органы муниципального управления, с теми средствами, которыми она хочет их добиваться. Её качественность и достаточность разрешают органам иметь перед собой действующий план, определять настоящие и чёткие цели управленческих действий.
Использование Интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет многочисленные возможности, основные из которых:
• повышение конкурентного потенциала, инвестиционной привлекательности муниципального образования (МО), так как создается имидж прогрессивной администрации и положительный образ МО как места проживания и работы;
• использование в работе МО технологий регионального и муниципального Интернет - маркетинга;
• повышение качества отношений с жителями и организациями:
- сокращение времени на получение требуемой информации;
|
|
- обеспечение круглосуточного доступа;
- сокращение штата муниципальных служащих, экономия бюджетных средств на обеспечение деятельности (фонд оплаты труда, канцелярские расходы и т.д.);
- формирование активной и сплоченной власти;
- местная власть станет более доступной, а ее деятельность - более прозрачной с точки зрения процедур и функций, и подотчетной через электронную почту и публичные выступления в сети ее руководителей.
Укрепление экономической и денежной базы регионов. Это действующий путь повышения эффективности муниципального управления, который получает возможность сформировывать обычный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней вопросы. Но для этого необходимы отлично проработанные программы с верно поставленными целями и задачами [10].
Успешное экономическое и социальное развитие регионов - это центральный нюанс повышения эффективности муниципального управления. Конкретно на данной почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и нужную динамику. А это главные составляющие эффективности муниципального управления.
Публичность как один из механизмов эффективности муниципального управления.
В практике муниципального управления существуют разнообразные формы участия населения в процессе управления муниципальным образованием: через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно и через советы, комиссии, конференции, референдумы и др., поэтому органы муниципального управления должны создать условия для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
Для создания эффективной работы органов местного самоуправление планируется:
- внедрение методических основ и систем мониторинга процессов управления по результатам, качества предоставления услуг
- освещение хода реализации системы мероприятий административной реформы
-обеспечение информационной открытости местного самоуправления
- участие представителей гражданского общества в процессе подготовки и принятия органами местного самоуправления решений с последующим осуществлением необходимого мониторинга
|
|
Создание системы мониторинга качества и доступности муниципальных услуг является неотъемлемым элементом внедрения административных регламентов и должно обеспечить системную независимую оценку их применения с участием пользователей услуг, своевременную коррекцию предоставления услуг.
Механизмами повышения эффективности муниципального управления являются:
· умеренная децентрализация;
· улучшение использования информационной составляющей муниципального управления;
· улучшение свойства муниципальных услуг и механизма их распределения;
· необходимость включения масс в активную жизнедеятельность.
Заключение
Местное самоуправление в силу того, что оно наиболее близко к проблемам населения, способно решать проблемы людей эффективней, чем любой другой уровень власти.
Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;
б) муниципальное управление - это прерогатива только органов муниципального управления (местного самоуправления);
в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Внутренняя эффективность муниципального управления — эффективность работы органов местного самоуправления, которая заключается в эффективности выработки, принятия, организации исполнения решений, обеспечивающих наращивание, развитие и рациональное использование потенциала личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, их самодостаточность.
Внешняя эффективность — эффективность, т.е. степень соответствия целей и результатов деятельности органов местного самоуправления потребностям и интересам населения, уровень удовлетворенности запросов населения в услугах данного рода.
Эффективность и целесообразность органов местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Можно с уверенностью утверждать, что миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.