Функции, задачи и структура этики

Существует три функции этики: она описывает мораль, объясня­ет мораль и учит морали. Соответственно этим трем функ­циям этика делится на: эмпирически-историческую (описатель­ную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответ­ствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций.

Какова (в общих чертах) модель нормативной этики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится? Нормативная этика — это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рацио­нализация, в чем бы она ни выражалась, не имеет здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности. Нормативная этика — и это ее определяющий признак — всегда что-то «оценивает» (с моральных — в широком смысле слова — позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), — причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполне научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую норматив­ность таких рассуждений, (например, философ классифицирует добродетели, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу, однако само отнесение каких-либо человеческих качеств к «добродетелям» уже говорит о применении ценностных критериев, предшествующих данной классифика­ции; само слово «добродетель» является оценочным).

Нормативная этика выполняет определенные функции: а) проклами­рование некоторых «жизненных» («моральных») ценностей и защита (обо­снование) их; б) рационально-понятийное оформление и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека; в) формирование нрав­ственных убеждений, перевод внешнего (социального) императива во внут­ренний (личностный) импульс.

Происхождение и развитие морали

     Происхождение морали как этико-философская проблема. Основные подходы к вопросу о генеалогии морали. Логика генеалогического исследования.

     Эволюционистские теории происхождения морали. Социобиология: основные идеи и концепции, объясняющие происхождение морали, альтруизма и «помогающего поведения».

Социально-договорные теории происхождения морали (права).

      Формирование первичных нравственных форм в процессе разложения первобытной общины, социальной дифференциации и обособления индивидов. Отражение процесса становления морали в языке и в древней литературе.

      Формирование императивно-ценностного содержания морали.  Талион, золотое правило, заповедь любви: их ценностное и нормативное своеобразие.

 

Философские проблемы этики

     Нормативная регуляция поведения и ее структура. Сравнительно-структурный анализ морали, права, обычая как форм нормативной регуляции поведения. Антитеза должного и сущего, ее отражение в моральном сознании. Долг и идеал. Нравственные обязанности человека по отношению к другим людям и по отношению к самому себе. Проблема всеобщности (универсальности) моральных требований. Универсализируемость моральных суждений и решений. Абсолютное и относительное в морали.

      Совесть. Совесть и стыд. Различные представления о природе совести. Негативная и позитивная трактовки совести. «Чистая совесть». «Свобода совести».

     Понятие ценности. Объективные и субъективные, абсолютные и относительные, положительные и отрицательные ценности. Ценность и оценка. Содержательно-предметное разнообразие ценностей.

     Добро и зло. Историческая дифференциация ценностного сознания и формирование моральных понятий о добре и зле. Разнообразие содержательно-ценностных истолкований добра и зла в истории мысли. Добро и долг. Идея непреодолимой связности добра и зла в истории философии.

      Справедливость. Уравнивающая (ретрибутивная) и распределительная (дистрибутивная) справедливость. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Принципы универсализируемости и равенства в установлении оснований справедливости. Исторические формы справедливости как равенства. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания, в частности, уголовного.

      Свобода. Проблема негативной и позитивной свободы. Свобода воли (хотения) и своеволие. Формальная (отрицательная) и материальная (положительная) свобода. Свобода как гражданская автономия. Свобода духа. Проблема «сублимации свободы». Ответственность. Естественная и контакторная ответственность. «Этика ответственности» и «этика убежденности».

 

Заключение

     Итак, этика как наука о морали содержит в себе культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, а этикет в своей совокупности обра­зуют целостную систему нравственной культуры личнос­ти. Каждый из этих элементов непосредственно вопло­щается в этической морали.

 Мораль понимается как форма об­щественного сознания и выступает регулятором пове­дения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, ли­бо общественного мнения. Этика связана с нравственной культурой личности — это характери­стика нравственного развития личности, в которой отра­жается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведе­нии и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенст­вованию. Личность аккумулирует в своем сознании и по­ведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания тра­диций и новаций, в соединении конкретного опыта лич­ности и всего богатства общественной морали. Элемен­тами нравственной культуры личности являются культу­ра этического мышления («способность морального суж­дения», умение пользоваться этическим знанием и раз­личать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее со­переживание их горестей и радостей), культура поведе­ния и этикет.

 

 

Список литературы

1. Гегель В.Ф. Философия права. - М., 1990.

2. Гельвеций К.А. О человеке - М., 1974.

3. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. - М., 2001.

4. История этических учений / Под ред. А.А. Гусейнова. -М., 2003.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: