O неправильно истолкованное событие

O историческая память о деятельности древних великих людей, ставшая фактором властно-идеологических отношений общества,

O продукт синтеза удивления, подражания и удовольствия,

O художественно-образное воображение,

O философия древних,

O жанр народного фольклора, басня, сказка с аллегорическим смыслом,

O заблуждение в процессе познания,

O орудие власти,

O недопонимание Бога

Все эти концепции мифа отражают закономерные стороны мифотворчества. Вместе с тем уровень философии мифологии, достигнутый к первой половине XIX в., не позволил раскрыть содержание и структуру субстанциональных оснований первобытного мифотворчества, придающих ему внутреннюю целостность, единство, закономерно определяющих его последующие исторические трансформации.

Исторические этапы развития философии мифологии позволяет ставить вопрос о мифе как особой форме сознания, исключительная функция которой состоит в продуцировании и воспроизведении конкретно-чувственной образности, которая переживается сознанием, но не объясняется.

Первобытная мифология - исторически первая, но не единственная форма проявления такой образной деятельности сознания. К числу таких форм относятся фольклорные и мифопоэтические структуры. При оценке таких фольклорно-мифопоэтических структур, особенно современных, нельзя забывать, что они имеют в качестве доминирующей не познавательную, а художественно-образную основу.

В эпоху романтизма завершается первый большой исторический период развития философии мифологии. Это был период, когда миф выступал прежде всего тайной духа, а потому предметом философии мифологии, но не проблемой конкретно-научного исследования. Это был длительный период поиска и осмысления путей, принципов и средств постижения мифа.

В начале XIX в. философия мифологии, во многом благодаря активности романтиков, окончательно исчерпала свои возможности философско-теоретической рационализации мифа как тайны. Миф из тайны превратился еще и в проблему конкретно-научного познания. А философия мифологии приобрела новые функции: формулирования мировоззренческих и методологических предпосылок конкретно-научного изучения мифов. С этого времени такие функции становятся основными для философии мифологии.

В 1830-х гг. романтизм с его созерцательно-мечтательной идеализацией мифотворчества, возвышенно-эмоциональным толкованием его, всесторонним преклонением перед мифом исчерпал свой идейно-художественный и философско-теоретический потенциал. На смену романтизму приходил реализм, рожденный потребностью в объективно-истинном и практически-заинтересованном воспроизведении действительности, а вместе с ним зарождались и качественно новые философские подходы к мифотворчеству.

Литература

Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. - М.: Градарики, 2002.

Жирмунский В.М. Народный героический эпос - Ленинград: Гослитиздат, 1962.

Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: Золотая аллея,1993

Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость- М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: