(На доске написано: «Толерантность – это способность, умение терпеть»).
М. Ш.- Объясните, почему дети так долго терпели жесткость матери?
Индира: - Потому, что она была им матерью, и они любили ее, несмотря ни на что.
М. Х.-О.- Почему дети вернулись?
Витя: - Дети решили избавить мать от злых чар.
М. Ш.- Кто злой герой в сказке?
Азамат: - Злой колдун. Но сперва кажется, что злая героиня – старуха, мать Джека и Джил.
М. Х.-О.- Как понять то, что старуха злобствовала, желая добра детям? Нет ли здесь противоречия? Как можно быть злым ради добра?
Адина: - Мать Джека и Джил была заколдована. Если бы она проявила доброту к детям, она лишилась бы своих детей. Вот почему она была злой.
М. Ш.- Был ли у матери Джека и Джил шанс избежать участи злобной старухи?
Валентин: - Да, если бы она согласилась на предложение колдуна.
М. Х.-О.- Расскажите эту историю от имени колдуна (или от имени детей).
Задание: Разыграйте сказку по ролям.
Цель: сравнить ситуацию Джека и Джил с ситуациями в жизни, в семьях. Кроме того, проигрывая сценку из сказки, играя ту или иную роль, дети пропускают через себя чувства разных людей. Роль Джека и Джил была для них испытанием. Они поняли, что значит быть ребенком, которого осыпают бранью, побоями.
|
|
Следующий шаг.
Задание: расскажите историю от имени матери. (Для нас было неожиданным, что девочки замялись, не спешили выполнить задание. Было очевидно: не все поняли трагедию матери). Шаг за шагом мы подводили детей к пониманию несчастной женщины. Слезы на глазах детей стали свидетельством того, что теперь все они сочувствуют матери, понимают весь ужас ее положения.
Задание: расскажите о ситуации из жизни, в которой есть «недобрая» по отношению к своим детям мать. Не называя имен, ученик рассказал, что мама его друга, по его мнению, слишком часто ругает мальчика. Обсуждение показало, что у детей выработалась способность понимания других людей. Они высказали мнение, что мама друга вовсе не злая. Просто она раздражена, устала, потому что у нее нет работы, нет заработка. Дети выразили уверенность, что их друг может помочь своей маме. Если он станет хорошо учиться, помогать ей, она, как в сказке, преобразится. У нее разгладятся морщины, она станет чаще улыбаться, у нее появится желание сделать красивую прическу, устроить семейный праздник. Когда она почувствует тепло и поддержку близких, у нее появится желание найти работу. Тогда разрушатся чары злой колдуньи по имени «Безработица»
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся порой между родителями и детьми, на примере известной сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель». Мы снабдили ее сопутствующими комментариями. Тема, затронутая в сказке, к сожалении, не утратила своей актуальности и по сей день. Если взрослый человек прибегнет к рассудку, анализируя ее содержание, то ребенок воспримет все эмоционально, будет учиться по образцу, показанному ее героями. Бруно Беттель-гейм, известный детский психолог, назвал сказку букварем, по которому ребенок учится читать собственные мысли, воплощенные в образной форме. И это единственный язык, доступный детям с их пока еще незрелым рассудком.
|
|
На опушке огромного леса жилбедный дровосек. У него были жена и двое детей; сына звали Гензель, а дочку Гретель. Семья и всегда-то жила впроголодь, а потом, когда на их край обрушились беды, у них даже кусок хлеба стал большой редкостью. Как-то вечером лег бедняк спать, ворочался-ворочался, вздохнул даи говорит:
– Что же с нами будет? Как нам прокормить бедных детишек, когда нам и самим уже Нечего есть?
– Знаешь что, муженек, - ответила жена, давай встанем завтра пораньше и отведем детей в лес, в самую чащу, разложим там костер и дадим им по куску хлеба. А сами отправимся, будто бы рубить дрова, да и убежим от них, Сами они дорогу домой не найдут. Вот мы и сбудем их с рук.
Проблема, лежащая в основе сказки «Гензель иГретель», - отказ родителей от детей по социальным причинам - актуальна и поныне.
Начинается сказка вполне реалистично. На фоне увеличивающейся безработицы нетрудно понять, сколько семей в наши дни с трудом находят себе средства на жизнь. А ведь бедность редко бывает хорошим воспитателем; нередко из-за нее в ребенке накапливается черствость и даже жестокость, для детей трагедией оборачивается эгоизм родителей, которые, даже не пытаясь как-нибудь продержаться всем вместе, попросту решили избавиться от лишних ртов. И такое решение персонифицирует самые худшие детские страхи: ведь дети, пока они маленькие, даже не представляют себе жизнь без родителей, которые их кормят и защищают. Ситуация, в которой родители бросают своих детей, воспринимается ребенком как крайне опасная для его жизни. Помимо бедности, в сказке дается еще одно объяснение мотивов жестокого поступка родителей: жена дровосека не родная мать детей, мачеха.
Обсуждение сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель»
М. Ш.- Что взволновало вас больше всего?
Адалина:- Жестокость родителей, которые решили оставить детей в лесу.
М. Х-О.- Почему родители так поступили?
Азамат:- Потому, что были злыми.
Витя:- Потому, что были бедными.
Валентин:- Они не любили своих детей.
Фатима:- Родители не хотели видеть голодную смерть своих детей.
М. Ш. – Но сами они не собирались умирать голодной смертью, не так ли?
Мадина: - Верно…
М. Х.-О. – Если бы у детей была родная мать, а не мачеха, их участь могла быть другой?
Адина: - Да, родная мать защитила бы своих детей. Я не знаю, что бы она сделала, но не бросила бы детей в лесу.
М. Ш. –Что почувствовали дети, когда поняли, что брошены?
Валентин: - Страх и отчаяние.
Магомед: - Они почувствовали себя несчастными, ненужными никому.
Мадина: - Им было страшно в лесу, где водятся дикие звери.
Аида: - Им хотелось выбраться из леса.
М. Х.-О. – Гензель и Гретель сумели начать самостоятельную жизнь, твердо стали на ноги. Что помогло им выбраться?
Витя: - Я смотрел передачу по телевидению о том, что в Европе воспитывают детей так, что они должны рассчитывать только на себя.
М. Ш.- А у нас, на Кавказе?
Азамат: - У нас рассчитывают на родителей, на родственников и даже соседей. Родители всю жизнь помогают детям.
М. Ш. – Можете привести примеры?
(Дети рассказывают о своих соседях и родственниках).
М. Х.-О.- Вы согласны, что случай с Гензель и Гретель подтверждает пословицу «Нет худа без добра»?
Айдан: - Я согласна. Если бы они не оказались в такой ситуации, они бы не стали на самостоятельный путь.
|
|
Айшат: - Эта пословица учит: то что мы считаем худом, может неожиданно принести добро.
М. Ш.- Молодцы, ребята, вы правы. Не нужно бояться трудностей. Нужно верить в добро, в собственные силы, и тогда любые беды можно преодолеть. Это правильный взгляд на жизнь.
Работа над сказками так увлекла нас, что побудила к творчеству.
Мы обратились к детям с предложением написать сказку. Предложили начало, героев, попросили написать продолжение. Работа закипела. Авторов вдохновили горы, минеральные источники, сосновые леса и животный мир нашего прекрасного края. На следующем занятии мы слушали, выбирали варианты развития сюжета. Вот какая сказка получилась:
«Слезы горы»
Давно это было. Тогда, когда горы, реки и долины принимали свой нынешний облик. По велению верховного бога Тейри всё на земле занимало свое место. Бурная горная река торопливо спускалась с ледника Эльбруса. Тейри, верховный бог, железным посохом прочертил речке русло между гор. Река обрадовано хлынула вниз, но неожиданно она встретила преграду - скалистый выступ Горы. Река, не найдя выхода, металась между скал.
На склонах той Горы жил Маленький Тур. Он остался без матери и Гора заботилась о нем: давала сочную зеленую траву, а когда лил дождь, укрывала в пещере. А надо вам сказать, что это было время, когда и люди, и звери и все в природе понимали друг друга. Как раз в это время Гора и Маленький Тур рассказывали друг другу, как прошел день. Вдруг раздался строгий голос Тейри, он обратился к Горе: «Гора, повелеваю тебе посторониться, твоя скала мешает Реке». Гора ответила: «Великий Тейри, если я подвинусь, пещера, где живет Маленький Тур, обвалится». Тейри в нетерпении грозно повторил свое повеление. Но строптивая Гора не спешила выполнять требование Тейри. Маленький Тур, дрожа всем телом, в страхе ждал, что будет. В небе блеснула молния. В гневе Тейри ударил железным посохом Гору. Удар был страшен, он пришелся в самое сердце Горы. Задрожала, затряслась Гора, полились слезы из ее глаз. А гневный Тейри ударил посохом еще и отломил скалу. Река, бурливая, торопливая, потекла дальше. Обвалилась пещера, где укрывался Маленький Тур. Он едва успел спастись от огромных камней, падающих с обвалившейся скалы. «Беги, укройся в моем лесу»,- сказала Гора Маленькому Туру. Он побежал в сосновый лес, где скрывался весь день и ночь. Наутро, мучимый жаждой, Маленький Тур направился на водопой. Но привычная тропа оканчивалась обрывом. Он с трудом нашел спуск к реке, но увидел, что не сможет напиться воды, потому, что Река, взбухшая после ночного ливня, была каким-то грязно-коричневым потоком, так что пить из нее было нельзя. Маленький Тур отпрянул назад от страшного потока и тут услышал голос Горы: «Маленький Тур, подойди сюда. Ты ищешь воду, испей из моего источника. Маленький Тур огорченно сказал: «Нет, Гора, я не смогу пить из этого источника. Ведь это - твои слезы». «Пей!»,- настаивала Гора. Маленький Тур опустился на колени и припал к источнику. Вкус у него был слегка соленный, но очень вкусный. Маленький Тур поблагодарил Гору, потерся головой о мшистый камень и поднялся на склон.
|
|
Старый охотник – балкарец, который шел по следу Маленького Тура, остановился, услышав разговор Горы и Маленького Тура. Он подошел к источнику, наклонился, и тоже испил из него. Затем, не спеша поднялся, отряхнул пыль с колен, крепко подпоясался и стал спускаться к себе в аул. «Небось, не умрем с голода»,- сказал он себе. «Жена испечет лепешки, в доме есть сыр, - будет чем детишкам поужинать. А Маленький Тур пусть пасется на склонах Горы, которая так его любит». Вернувшись домой, охотник рассказал внукам историю «Слез Горы». С тех пор люди стали часто приходить к источнику, за которым вскоре утвердилась слава целебного.