Главный научно-информационный вычислительный центр (центральная база данных)

Рис. 3. Организационная структура ЕАИС ФТС России.

Организация передачи таможенной информации в ЕАИС ФТС России регламентируется положениями соответствующих отраслевых руководящих документов.

С точки зрения транспортной системы компоненты участвующие в процессах таможенного оформления и контроля, расположенные в РТУ, таможнях и таможенных постах в настоящее время формируют файлы, содержащие платежные документы, статистическую информацию, архивы, которые передаются в соответствующие головные организации и обратно.

Характер обмена информацией – асинхронный, то есть прикладная система формирует файл (электронный документ, ЭД), выкладывает его в директорию для отправки через транспортную систему и продолжает работу. Таким образом, подтверждения о доставке информации в тот же момент не требуется.

В ФТС России нет единой транспортной системы передачи информации. Используется многоуровневая схема передачи информации, в соответствии с которой выполняется передача электронной информации по каналам связи между таможенными органами.

Циркулирующая в ЕАИС ФТС России информация по источнику ее формирования подразделяется на:

     -информацию, подготовленную при помощи специальных программных комплексов, реализующих информационные таможенные технологии

     -информацию, сформированную стандартными средствами общего пользования (текстовые редакторы, электронные таблицы и др.)

     ­­­-прочую информацию, оформленную в виде файлов, с неопределенными средствами ее подготовки (например, дистрибутивы программ)

С другой стороны циркулирующую в ЕАИС ФТС России информацию, можно разделить на следующие категории:

-исходные данные для загрузки и формирования баз данных таможенной информации

-нормативно-справочная информация

-оперативная информация таможенных органов

-служебная переписка таможенных органов

-регламентная отчетная информация таможенных органов

-транзитная информация, проходящая через ГНИВЦ ФТС России

В части сроков передачи информации в ЕАИС ФТС России, и в соответствии с требованиями существующих нормативных документов и установленными регламентами может, использоваться следующая классификация:

оперативная информация (данные мониторинга таможенного оформления). Оперативная информация должна быть доставлена в минимально возможные сроки. К данной категории относятся также различные сообщения в контуре оперативного управления таможенной деятельностью (например, ориентировки), а также служебные и технологические потоки данных, связанные к контролем функционирования автоматизированных систем, входящих в состав ЕАИС ФТС России;

регламентная информация (отчеты таможенных органов в соответствии с ежегодными приказами ФТС России о введении форм статистической отчетности). Отличительной особенностью данной категории является периодический характер формирования и необходимость получения необходимых данных к определенному нормативными документами сроку;

информация, используемая для формирования официальных статистических отчетов, бюллетеней и сборников. Информация данной категории должна быть максимально достоверной и полной, при этом на оперативность ее формирования не накладывается настолько же жестких ограничений, как в предыдущих категориях;

нормативно-справочная информация, которая должна вступать в действие одновременно во всех таможенных органах в установленное время.

Максимальные объемы передачи сообщений приходятся на Центральное таможенное управление (почти 35% общего объема) и Северо-Западное таможенное управление (почти 18% общего объема). Каждое из остальных 5 региональных таможенных управлений имеют трафик меньше чем 10% от общего объема. В целом отмечается ежегодный прирост объемов передаваемых данных на 10-15%. При этом максимальный объем сообщений составляет информация, передаваемая в адрес ГНИВЦ ФТС России.

Для передачи большей части указанных данных используются канальные ресурсы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России).

Основными критериями оценки функционирующей ЕАИС являются:

-формирование достоверной таможенной статистики

-полное взимание всех таможенных сборов в бюджет

-улучшение эффективности работы, связанной с осуществлением таможенных операций и управления, путем оптимизации таможенных технологий

-решение задач таможенной службы в оперативном режиме

-достигаемое ускорение процесса таможенного оформления и контроля

-сокращение временных и финансовых затрат на информационно-поисковые, расчетные и аналитические работы

-адекватная отчетность по финансовым операциям таможенных органов (контроль начисления и взимания таможенных платежей)

-обеспечение соответствующего уровня защиты системы и соответственно ограничение доступности данных, включая полный аудит использования (попытки использования) информационных ресурсов системы

-минимизация времени стабилизации системы при изменении нормативно-правовой базы

-полное резервирования критичных компонентов системы: аппаратной части, программного обеспечения, коммуникаций и целостности данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: