Экспертные оценки на целевой стадии разработки программы

 

Под экспертными оценками понимаются количественные или порядковые оценки компетентными специалистами факторов, не поддающихся непосредственному измерению. Методы экспертных оценок, основанные на использовании профессионального опыта и интуиции специалистов, являются полезным инструментом исследования сложных, многокритериальных проблем, анализ которых не вполне поддается формализации. Таковы по своему характеру проблемы природопользования, составляющие содержание дерева целей о котором шла речь выше.

Задача определения оценок относительной важности целей дерева с точки зрения их влияния на достижение конечной цели программы представляет собой типичную задачу, решаемую методами экспертных оценок.

Опыт, интуиция, знание помогают специалисту решать многие проблемы, возникающие в условиях неопределенности.

Но в то же время очевидно, что при решении сложных, многокритериальных проблем для качественного проведения экспертизы необходимо участие группы эрудированных специалистов, что позволяет всесторонне проанализировать количественные и качественные аспекты рассматриваемых проблем.

Задача групповой количественной оценки целей в виде коэффициентов относительной важности впервые была поставлена и решена в США при разработке известной системы ПАТТЕРН. Коэффициенты относительной важности в этой системе получаются методом экспертных оценок и многократной баллотировки значений коэффициентов. Результаты первой баллотировки объявляются членам группы, и каждый получает возможность их оспаривать и приводить новые аргументы. Затем проводится вторая баллотировка; полученные результаты усредняются и т.д.

Существует и другой способ экспертного оценивания - индивидуальная экспертная оценка с последующим усреднением. Этот простейший и наиболее распространенный способ получения групповой экспертной оценки позволяет устранить черты субъективной неопределенности, свойственные индивидуальным оценкам. Это удается сделать тем успешнее, чем больше численность группы экспертов.

Можно выделить следующие основные этапы проведения экспертизы: формирование группы экспертов; опрос экспертов; обработка экспертных оценок.

Дерево целей позволяет выявить соподчиненность целей по уровням иерархии и определить место программных мероприятий в достижении заданной цели.

Для крупных федеральных или республиканских программ целесообразно в качестве одного из уровней вводить деление на более мелкие территориальные разрезы (области, районы, крупные города).

Для построения дерева целей нельзя рекомендовать какую-либо формализованную структуру, поскольку определение целей различного иерархического уровня и их соподчиненность определяются искусством исследователя. Перечислим основные требования для построения такого дерева целей:

формулирование целей должно быть ясным и исключающим возможность неоднозначного толкования;

цели одного уровня иерархии должны быть сопоставимы по своему масштабу и значению;

формулировки целей должны обеспечивать возможность количественной или порядковой оценки степени их достижения;

полнота дерева целей - каждая цель на любом уровне должна быть представлена как конъюнкция всевозможных целей нижнего уровня;

непрерывность дерева целей - между двумя последовательными уровнями дерева не должно существовать цели, промежуточной по степени общности;

в дереве целей не должно быть циклов;

в дереве целей не должно быть изолированных вершин.



Литература

 

1. Агаджанян НА., Торшин В.И. Экология человека. - М., 2004.

2. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. - М, 2006.

3. Введение в социальную экологию. Уч. пособие. Ч.1,2. - М., 2007.

4. Вернадский В.И. Биосфера. - М., 2007.

5. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. - М., 2009.

6. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. - М., 2006.

7. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана природы. - М, 2007.

8. Комаров В.Д. Социальная экология. - Л., 2000.

9. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. - Новосибирск, 2005.

10. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. - М., 2009.

11. Мазур И.И., Молдованов О.И. Введение в инженерную экологию. - М., 2006.

12. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 кл. - М, 2006.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: