Состояние и тенденции развития фармацевтического рынка в России

Фармацевтический рынок России всегда имел свои особенности. В настоящее время страна проходит путь от жестко централизованной государственной системы здравоохранения, предоставлявшей гражданам определенный набор социальных гарантий, к другой системе, более приспособленной к потребностям рыночной экономики.

В настоящее время субъектов фармацевтического рынка можно представить в следующей схеме (Рис. 1.):

 

 

(Рис.1. Структура фармацевтического рынка)

Говоря об основных производителях, следует отметить, что сегодня на российском рынке лекарственных средств работает около 820 произво­ди­телей, 340 из которых – отечественные компании, однако наиболее активных пред­приятий наберется не более 100.

По заявлению Ф.Брайтенштайна, Исполнительного директора по Центральной и Восточ­ной Европе немецкой фирмы Pfizer, крупнейшего производителя лекарств в мире, через 2-3 года компания планирует занять лидирующие позиции на российском фармацевтическом рынке. "Для укрепления наших позиций в России достаточно изменить маркетинговую стратегию, увеличить бюджет для продвижения наших препаратов и выстроить дистрибью­ционную сеть", - считает Ф.Брайтенштайн. В то же время, по его словам, в ближайшем будущем компания не собирается открывать собственную фабрику в России.

Ведущие 25 предприятий российской фармацевтической отрасли с наибольшими объемами производства суммарно обеспечили 85 % выпуска медикаментов. На до­лю финансово-промышленных групп “Микроген”, “Фармстандарт”, “Фарм-Центр”, “Оте­чественные лекарства”, “Верофарм” пришлось 43,8 % производства. Стоит отме­тить, что от 20 % до 50 % произведенной отечественными предприятиями продукции не поступает в розницу, а реализуется через госпитальные и тендерные закупки.

До 2003 г. лидером российской фармацевтической индустрии был холдинг «Отечественные лекарства», но слияния и поглощения, произошедшие на рынке, оттеснили его на 4-е место – после НПО «Микроген», ЗАО «Фарм-Центр» и группы «Фармстандарт».

Отечественная фармпромышленность занимается активной экспортной политикой. Основная часть импорта медикаментов приходится на страны дальнего зарубежья и составляет около 90% (Таблица 2).

Таблица 2. Товарная структура импорта выглядит следующим образом (%):

Лекарственные средства (готовые) 94
Лекарственные средства (in bulk) 2
Перевязочные материалы 2
Препараты крови вакцины, сыворотки и прочие фармацевтические товары 2

 

Одной из особенностей фармацевтического рынка в России в настоящее время является тенденция к увеличению препаратов безрецептурного отпуска в общем объеме продаж (до 43%). По данным международных маркетинговых компаний, рынок препаратов безрецептурного отпуска в Восточной Европе к концу столетия может составить 80%.

Формируют структуру препаратов безрецептурного отпуска в разных странах в основном одни и те же фармакотерапевтические группы (Таблица 3.)

Таблица 3. Фармакотерапевтические группы препаратовэ

Наименование Доля в %
Витамины 6-50
Анальгетики 24-80
Противовоспалительные 12-25
Слабительные 6-61
Седативные 30
Желудочно-кишечные 8-34

 

Структура номенклатуры, реализуемой на рынке продукции, также в настоящее время имеет особенности, а именно:

1 Растет рынок гомеопатических препаратов.

2  Увеличивается реализация сопутствующих парафармацевтических товаров (в аптечных учреждениях центральных регионов эти продажи составляют 15 - 20% в зависимости от региона).

3 Активно осуществляется реализация пищевых добавок.

Более 50% рынка занимают дженерики, произведенные в странах, не входящих в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

По оценке ряда экспертов, российские потребители тратят на медикаменты не более 1,4 - 2,7% своих денежных доходов. В странах, где культ здоровья стал нормой, на эти цели из семейного бюджета выделяется средств в 2 - 3 раза больше.

Одной из важнейших составляющих фармацевтического рынка в Росси являются дистрибьюторы (Таблица 4). Из огромного числа зарегистрированных в России фармдистрибьюторов (до 4000 компаний), активно работают по разным оценкам порядка 700-1200 компаний. Одной из возмож­ностей для мелких дистрибьюторов удержаться на плаву является консолидация. Примером удачного слияния дистрибьюторов может служить группа РОСТА, которая в последние месяцы уверенно выходит по объемам продаж с 4-го места на 3-е. По итогам 2008 г. доля 6 национальных дистрибьюторов среди импортеров ГЛС составила 31,8%.

 

 

Таблица 4. Основные дистрибьюторы российского фармрынка.

Рейтинг Дистрибьюторы Объем импорта, $ Доля рынка, %
1 ЦВ Протек 400 461 088 13,7 %
2 СИА Интернейшнл 284 440 628 9,7%
3 Шрея Корпорейшн 102 748 914 3,5%
4 РОСТА 55 270 885 1,9%
5 Аптека-Холдинг 54 224 526 1,9%
6 Катрен 31 211 469 1,1%

Итого

928 357 510 31,8%

 

Увеличившаяся роль розничного звена меняет правила игры: теперь уже крупные аптечные сети во многом диктуют дистрибьюторам свои требования. С этим естественным образом связано постепенное падение уровня рентабельности дистрибьюторского звена (по разным оценкам сейчас он составляет 3-5 % при стремительно растущих издержках).

Что касается розничных сетей, то по оценке экспертов ЦМИ «Фармэксперт», доля розничного рынка, контролируемого аптечными сетями, составляет около 25-30 %, остальные 70-75 % приходятся на независимые аптеки.

Привлекательность розничного фармацевти­ческого рынка объясняется темпами его роста, высокой прибыльностью и низкой структуриро­ванностью. Например, если в Великобритании 5 ведущих аптечных сетей контролируют 70 % рынка, то в РФ лидирующей пятерке принадлежит только 6 % рынка.

Динамика оборота в сетевой рознице значительно превышает среднюю динамику по рынку. Прирост оборота на 1 сетевую аптеку в среднем составляет 25-35 %, для единичной аптеки эти цифры ниже – 15-20 %.

Наибольшее количество аптек имеют «Аптеки 36,6» – 253 (на март 2005 г.) и «Доктор Столетов» – 270. В последнее время сети прирастают в среднем на 50 аптек в год, в основном за счет покупки готовых аптечных сетей в регионах.

Наибольший региональный охват имеют «Натур Продукт» – 6 федеральных округов и 15 областей, «Ригла» и «О3» – по 9 областей в 5 федеральных округах.

Крупнейшими региональными аптечными сетями являются: «Фармакор», «Первая помощь» (С.-Петербург), «Вита» (Самара), «Старый лекаръ» (Москва). Наиболее крупные государственные аптечные сети сохранились в Тюмени – «Фармация» и Кургане – «Курганфармация».

По прогнозам ЦМИ «Фармэксперт», в ближайшие три года будет продолжаться укрупнение сетевых игроков за счет слияний и поглощений. К 2008 г. 4-5 аптечных сетей будут контролировать 50-60 % национального розничного рынка.

В перспективе в России ожидается рост концентрации оптовиков на региональном уровне. Некоторые из ведущих компаний в отдельных регионах останутся местными компаниями, а другие выйдут на национальный уровень.

В ближайшем будущем останется 3 основных типа компаний: национальные, охватывающие всю территорию России, местные и межрегиональные (обслуживающие несколько областей). Сейчас отдельные аптеки продолжают покупать лекарства у большого количества поставщиков (иногда более 50). По прогнозу аналитиков, в перспективе число поставщиков, работающих на российском рынке, будет сокращаться. В результате консолидации отрасли через 4 - 5 лет останется около 10 оптовиков общероссийского уровня с долей рынка до 30%. Эти компании будут сосуществовать и взаимодействовать с региональными компаниями, имеющими сильные позиции на местном рынке.

Особенностью российского фармацевтического рынка является активная роль государства. Минздравом постоянно разрабатываются различные программы по стимулированию и развитию отечественной фарминдустрии.

Структура государственных расходов на лекарственное обеспечение в зависимости от источников финансирования, складывалается традиционно следующим образом:

1 территориальный бюджет - 65%*, в том числе средства ТФОМС - 17%;

2 федеральный бюджет - 35%, в том числе средства ФОМС - 9%.(* Исполнение территориального бюджета, как правило, передается в ТФОМС).

3 Федеральный бюджет на медикаменты финансирует порядка 50%. Из-за ограниченного поступления средств из федерального бюджета Министерство здравоохранения РФ не смогло полностью выполнить мероприятия по федеральным целевым программам, в которых оно является заказчиком (10 программ).

Минздрав России имеет возможность оказания медицинской помощи подведомственным организациям за счет незначительного поступления внебюджетных средств от оплаты за проведение экспертизы при регистрации лекарственных средств; за получение лицензий на оптовую реализацию; выдачу разрешений на ввоз и вывоз лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Расходование этих средств производится в порядке, утвержденном специальным указанием МЗ РФ.

Территориальный бюджет лишь на 25% (по данным Минэкономики России, 5 - 20%) в среднем по стране финансируется реальными деньгами; остальные расчеты с поставщиками производятся за счет имеющихся в регионе ресурсов ценными бумагами, векселями, налоговыми освобождениями, передачей процента от уставного капитала и т.п.

Товарооборот лекарственных средств бесплатного и льготного отпуска в общем товарообороте составляет около 35% в зависимости от региона (в доперестроечный период - 5%).

Реализация программ по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для государственных нужд на федеральном уровне и в территориях осуществляется на конкурсной основе с учетом качества, цены и сроков поставки продукции. Предприятия, участвующие в конкурсе, должны соответствовать всем лицензионным требованиям, предъявляемым к объекту, занимающемуся фармацевтической деятельностью. При этом необходимо, чтобы при проведении конкурсных торгов исключались закупки медикаментов, срок действия патентов на которые истек, под торговыми патентованными названиями.

В целях проведения единой государственной политики на региональном уровне по организации закупок лекарственных средств, выпускаемых российскими предприятиями, финансируемыми из федерального бюджета, оплату этих закупок целесообразно производить через систему государственного казначейства.

При реализации государственной политики в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения России необходима единая комплексная программа (концепция) лекарственного обеспечения, сбалансированная с потребностями общества, государственными возможностями и широким привлечением негосударственных материальных, технических, кадровых, информационных ресурсов, которые в настоящее время рассредоточены и используются нерационально. Такой подход при условии государственной координации позволит объединить и эффективно использовать все имеющиеся в стране ресурсы для охраны здоровья граждан России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: