Финансовая стратегия восстановления платежеспособности предприятия

 Все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности вступают в определённый период в отношения с государственными органами власти и банками, предприятиями, поставщиками и т.д. В процессе этих отношений у них возникают обязательства, которые могут привести к тому, что они станут должниками и будут обязаны совершать определённые действия, а именно: производить платежи, поставлять товары, оказывать услуги в пользу другого юридического лица-кредитора.

Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определённые сроки исполнения. Несвоевременность исполнения любым хозяйствующим субъектом своих обязательств влечёт за собой, как правило, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами[10].

В условиях экономической стабильности надёжное исполнение обязательств более выгодно, чем их неисполнение, поскольку за хозяйствующим субъектом закрепляется репутация надёжного партнёра, добросовестного плательщика и обязательного работодателя.

Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств возникает вопрос, способно ли оно в полной мере удовлетворить требования кредиторов. В таком случае не принципиально, способно ли оно удовлетворить одних кредиторов в ущерб другим, важно - способно ли предприятие удовлетворить без ущерба требования всех кредиторов в надлежащие сроки, то есть платежеспособно ли оно.

Неплатежеспособность есть переменная характеристика, которая может иметь разные градации: от эпизодической до устойчивой (хронической).

Устойчивая или хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:

-поглощает (с задержкой или безнадёжно) ресурсы или средства кредиторов, их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;

-формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что мешает в полной мере исполнить бюджеты.

Таким образом, неплатежеспособное предприятие наносит финансовый ущерб кредиторам, оказывает на них отрицательное влияние путём изъятия их финансовых ресурсов.

По данным Федеральной службы государственной статистики размер просроченной кредиторской задолженности на конец января 2010г. составил 824,0 млрд.руб.

Платежеспособность представляет собой результирующее состояние экономики и финансов предприятия, определяемое качеством его финансовых потоков, которое влияет на всех внешних субъектов. Текущая платежеспособность воздействует на все внешние макроэкономическое пространство, которое одновременно оказывает обратное влияние на каждое предприятие.

Необходимо отметить, что своевременные и полные платежи каждым предприятием во внешнюю среду обеспечивают размеренное и насыщенное деньгами течение множества финансовых потоков, которые прямо либо косвенно, но обязательно связаны и с каждой единичной трансакцией и все вместе. Напротив, несвоевременные и неполные расчеты, исходящие даже от одного хозяйствующего субъекта, вызывают напряжённость и искажения последующих трансакций по всему глобальному множеству товарных и финансовых потоков, оказывают негативное влияние и на макроэкономическую ситуацию в целом.

К примеру, хронические неплатежи Минобороны России привели к накоплению огромной задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) перед бюджетами и внебюджетными фондами, соисполнителями по кооперации, предприятиями топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Большое число предприятий признано неплатежеспособными. В оборонных отраслях чрезвычайно низким остаётся уровень заработной платы, кроме того накапливаются долги по ней.

В свою очередь, из-за неплатежеспособности населения страдают предприятия жилищно-коммунального хозяйства, одной из причин банкротства которых является наличие просроченной дебиторской задолженности населения[11].

Как видно из примера, система денежных отношений имеет неразрывную и взаимообусловленную внутреннюю связь: финансы всех предприятий взаимодействуют и взаимозависят «по горизонтали» и «по вертикали» на макро-, мезо - и микроуровне.

Платежеспособность, в основном, зависит от потока входящих и исходящих финансовых ресурсов. Необходимый контроль над образованием и использованием финансовых ресурсов обеспечивает финансовое планирование, которое создаёт необходимые условия для улучшения финансового состояния предприятия. Финансовое планирование, в свою очередь, разрабатывается в рамках финансовой стратегии, выбранной с учётом поставленных целей.

Поскольку восстановление платежеспособности является стратегической целью, одним из механизмов вывода предприятия из кризиса неплатежей является разработка и реализация финансовой стратегии восстановления платежеспособности.

В целях преодоления кризиса неплатежеспособности на одном из промышленных предприятий (далее Предприятие), находящемся в реабилитационной процедуре банкротства - внешнем управлении, была разработана и в настоящее время реализуется финансовая стратегия восстановления платежеспособности и достижения долгосрочной финансовой устойчивости.

Начальным этапом разработки финансовой стратегии платежеспособности является проведение комплексного стратегического финансового анализа.

Такой анализ деятельности Предприятия показал: динамика финансовых коэффициентов свидетельствует о значительной зависимости должника от кредиторов и инвесторов.

При этом положительные (выше единицы) значения коэффициента автономии и показателя обеспеченности Предприятия его активами свидетельствуют о принципиальной возможности восстановления платежеспособности, за счёт имеющегося имущества. Отрицательные показатели рентабельности говорят об убыточной деятельности Предприятия.

Установлено, что принципиальная возможность безубыточной работы Предприятия в случае возобновления и расширения производственной деятельности достижима. При этом важным условием безубыточности хозяйственной деятельности должно стать перевооружение производства. Улучшение производственных мощностей может быть достигнуто за счёт приобретения нового оборудования и технологий.

На основе проведённого финансового анализа, а также анализа целей и интересов собственника и кредиторов, тенденций развития отрасли, в которой действует Предприятие, была выбрана стратегия роста. Данная стратегия применяется в случае наличия перспектив восстановления платежеспособности и финансового оздоровления организации-должника.

Поскольку были выявлены перспективы финансового оздоровления в рамках функциональных стратегий, выбранная производственная стратегия развития определяла необходимость переоснащения основных средств и резкое увеличение объёма производства, а наступательная маркетинговая стратегия – активную позицию на рынке сбыта и программу индивидуального подхода, как к оптовым, так и к розничным клиентам.

Далее в ходе разработки и реализации финансовой стратегии необходимо определить стратегические финансовые цели, на основании которых планируется необходимый объём ресурсов и времени для их достижения. В качестве стратегических целей можно выбрать различные финансовые показатели деятельности предприятия, однако, в рамках восстановления платежеспособности в процедурах банкротства главным таким показателем будет величина дохода, совокупная сумма которого должна превышать размер задолженности кредиторам. Также возможно использовать величину ежеквартальной выручки, коэффициент отношения дебиторской задолженности к совокупным активам (если ранее наблюдалась высокая доля просроченной дебиторской задолженности)[12].

Так, в рамках финансового оздоровления Предприятия оставлены следующие стратегические финансовые цели:

1. Величина дохода за период 7 кварталов, предполагаемая к выплате кредиторам-142 млн.руб.

2. Ежеквартальный объём реализации продукции- 182 млн.руб.

3. Коэффициент отношения дебиторской задолженности к совокупным активам - от 5 до 7 %.  

Для достижения поставленных финансовых целей выбрана стратегия наращивания денежной выручки.

После того как определена финансовая стратегия и её цели, разрабатывается этапы и сроки реализации стратегии. Для восстановления платежеспособности в течение 7 кварталов планируется применить оперативный механизм финансовой стабилизации. Этот механизм предполагает обеспечить сбалансированность денежных активов и краткосрочных финансовых обязательств предприятия путём проведения реструктуризации. Положительный денежный поток должен быть обеспечен за счёт: 

- ускорения инкассации дебиторской задолженности;

- снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

- продажи избыточных производственных запасов;

- переуступки прав требований;

- введения моратория на удовлетворение требований кредиторов.

В качестве основной меры достижения финансового равновесия предусматривается реструктуризация имущества за счёт продажи его части, неиспользуемой в производственной деятельности Предприятия, техническое перевооружение и запуск производства с помощью применения лизингового механизма.

Долгосрочную финансовую устойчивость Предприятия планируется достичь благодаря реализации стратегии концентрированного роста. Будет отлажен механизм расчетов с контрагентами, значительно увеличен выпуск продукции, ожидаемая рентабельность продаж должна составить 20%. Предприятие будет получать стабильную и высокую в абсолютном отношении прибыль, за счёт которой будут покрыты убытки прошлых лет и, соответственно, в конце планируемого периода будет достигнута достаточная величина коэффициента автономии. Реализация механизмов предложенной стратегии позволит выйти на новый, бурно развивающийся рынок сбыта и достигнуть финансовой независимости от кредиторов в долгосрочном периоде.

Далее разрабатываются стратегические финансовые задачи, решаемые в рамках реализации финансовой стратегии, а также соответствующие нормативы финансовых показателей и сроки их достижения (табл.1).

 

Таблица 1

Разработка стратегических финансовых задач, нормативы и сроки их достижения.

Задача

Нормативный показатель Временной показатель

Реализация запасов

37 млн.руб. 1 квартал

Приобретение основных средств посредством лизинга

60 млн.руб. 1 квартал

Приобретение новой технологии посредством франчайзинга

10 млн.руб. 1 квартал

Переуступка прав требований

64 млн.руб. 2 квартал

Рентабельность продаж

20 % 3 квартал

Реализация имущества

24 млн.руб. 4 квартал

Величина реализации продукции в квартал

182 млн.руб. 3-12 квартал
Коэффициент отношения дебиторской задолженности к совокупным активам

5-7%

3-12 квартал
Совокупная величина дохода

142 млн.руб.

7 квартал
Коэффициент автономии (доля собственных средств в источниках финансирования)

0,5

12 квартал
       

 

Полученные нормативы необходимы для достижения требуемой величины стратегического показателя и закладываются в систему стратегического планирования. В рамках целей финансовой стратегии разрабатывается стратегический финансовый план, отражающий все этапы реализации финансовой стратегии и предусматривающий выполнение задач и нормативов, реализация которого приведёт не только к восстановлению платежеспособности, но и к финансовому равновесию в долгосрочной перспективе.

Применение предложенной методики стратегического финансового планирования не является панацеей для всех хозяйствующих субъектов. Испытывающих дефицит платежеспособности, однако, может служить в качестве базы разработки взаимосвязанных системных преобразований и антикризисных механизмов, применяемых промышленными предприятиями.

Реализация финансовой стратегии восстановления платежеспособности способствует устранения кризиса в расчётах с контрагентами, позволяет достичь развития производственной деятельности, роста и стабилизации финансовых результатов и, как следствие, полные и своевременные расчёты предприятий с другими субъектами финансово-хозяйственных отношений будут иметь постоянный характер.

 

 

Заключение

Финансовая стратегия компании – это генеральный план действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми ресурсами (денежными средствами) и по их эффективному использованию с целью капитализации компании.

Грамотно построенная финансовая стратегия предприятия (компании, отрасли) позволяет не только обеспечить предприятие финансовыми ресурсами и оптимизировать риски, но и определить пакет стратегический целей для дальнейшего эффективного развития предприятия.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.

Разработка финансовой стратегии – это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

Таким образом, успешная финансовая деятельность предприятия обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий предприятия, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.

 

 

Список использованной литературы

1. Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 118с.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 259с.

3. Бланк А.И. Финансовая стратегия предприятия. – Киев: Ника-центр, 2004. – 711с.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. и спец. «Менеджмент» – М.: Гардарика, 2007.

5. Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Финансовая стратегия как фактор экономического роста предприятий // Финансы и кредит. – 2007. – №30 – С.11-17.

6. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Финансовая стратегия организации: понятие, содержание и анализ // Финансы и кредит. – 2008. – №7 – с.14-19.

7. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.- 1024 с.

8. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384с.

9. Моисеева Н.В. Стратегия финансового оздоровления предприятия.// Финансовый бизнес. - 2009. - №2.

10. Морозов Т.Г., Пикулькин А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318с.

11. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288с.

12. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. акад. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.

12. Журнал «Финансовый директор» №11, 2005

13. Журнал «Финансы» № 4, 2008.-65-67с.

14. Журнал «Финансовый бизнес» №2, 2003

15. http://www.bestreferat.ru/

16. http://5ballov.qip.ru/

17.

18. http://www.bankreferatov.ru/search.htm

19. http://referats.5-ka.ru/

20. http://allreferat2.narod.ru/

 


[1] Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 118с.

 

[2] Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 259с.

 

[3] Бланк А.И. Финансовая стратегия предприятия. – Киев: Ника-центр, 2004. – 711с.

 

[4] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. и спец. «Менеджмент» – М.: Гардарика, 2007

[5] Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Финансовая стратегия как фактор экономического роста предприятий // Финансы и кредит. – 2007. – №30 – С.11-17.

 

[6] Илышева Н.Н., Крылов С.И. Финансовая стратегия организации: понятие, содержание и анализ // Финансы и кредит. – 2008. – №7 – с.14-19

[7] Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.- 1024 с.

[8] Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384с.

 

[9] Моисеева Н.В. Стратегия финансового оздоровления предприятия.// Финансовый бизнес. - 2009. - №2.

 

[10] Журнал «Финансы» № 4, 2008.-65-67с.

 

[11] Журнал «Финансовый бизнес» №2, 2003

 

[12]

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: