Синхронизированные гуманитарные курсы

(история, литература, история искусств, латынь)

 

Важной особенностью программ с 7 по 11 класс, вытекающей из общей концепции, является их «встроенность» в общий процесс изучения гуманитарных и социальных дисциплин: литературы, истории мировой художественной культуры, экономической географии, обществознания. Такая «встроенность» достигается как синхронизацией изучаемых курсов, так и их общей теоретической основой, которой является цивилизационный подход к обществу и культуре. Изучение истории того или иного общества «показывает» детям социальную и политическую составляющую соответствующей цивилизации, истории искусств – художественно-образную и т.д. Задачей в данном случае является воссоздание целостной, многоаспектной картины того или иного «общества во времени» (Л.Февр), восстановление той сложной, неоднозначной «сети отношений» между различными сторонами исторической жизни, которая и образует «живую ткань» социума.

Собственно говоря, можно в каком-то смысле сказать, что "история" в «Лиге Школ» не существует как отдельный предмет. Конечно, в расписании он значится и, более того, ему придается весьма большое значение, но…. Но история важна не сама по себе. Она – стержень человеческой культуры.

Для нас формулировка «стержень человеческой культуры» очень важна. Можно сказать, она является определяющей. Действительно, и Октавиан Август, и Уильям Шекспир, и Андрей Рублев мобильниками пользоваться не умели, но каждый из них (и многие, многие другие) создали в разных областях человеческой жизни нечто их самих на века пережившее, в чем-то и как-то прикоснулись к Вечности. И тогда на уроках истории детям надо рассказывать о том, как общество, каждый раз по-новому, (преодолевая сопротивление этого самого времени) восходило к вечности. История в школе есть разговор об опытах преодоления времени. История в школе оправдана тогда, когда учит вечным ценностям. А Вечность – это дама столь серьезная, что перед ней не только умные взрослые снимают шляпу, но и «представители продвинутой молодежи» стягивают с головы бандану. Причем как-то так вполне само собой, естественно. Никаких великих открытий – это называется цивилизационным подходом к истории, и вот в рамках этого самого цивилизационного подхода мы и работаем.

Как? Как перевести в опыт ежедневной школьной рутины с контрольными, оценками, «хвостами», учебными и не учебными планами эти красивые слова?

Первое – это командная работа. Человек должен иметь возможность «погрузиться» в цивилизацию и эпоху, о которой идет речь, увидеть и ее «временное» (события, драмы, взлеты, падения) и ее «вечное» – зрительные и словесные образы. Увидеть во взаимосвязи, в том самом опыте преодоления времени. Для этого нужно соблюсти несколько условий. Учителя должны понимать общую задачу и понимать друг друга. Совсем необязательно быть полными единомышленниками, но говорить надо на одном языке.

Второе – единство содержания учебного процесса. Программы по истории, литературе и истории искусств у нас синхронизированы: говорить разные преподаватели в одно время должны об одной эпохе и культуре.

Третье: учебное время для такого «погружения» должно быть сконцентрировано. Делается это за счет других предметов, которые получают аналогичную концентрацию за счет гуманитариев в другое время (например, в следующей четверти). Общее число учебных часов по каждому предмету программы при этом остается неизменным, меняется только их распределение в течение года.

И, наконец, в идеальном случае (не всегда получается, но всегда стремимся) выстраиваются сквозные сюжеты. В центр такого сюжета ставится некое несомненное достижение человеческого гения: шедевр архитектуры или искусства (или художественное направление), явление литературы, религиозное откровение, философская идея, достижение в организации общества. И тогда можно говорить об итальянском и северном Возрождении, экономическом и художественном опыте Республики Соединенных провинций XVII века или о Руси эпохи раздробленности (список, естественно, можно продолжить и он будет довольно длинным).

Содержание курса истории литературы с 8 по 11 класс определяется двумя принципами: жанровым и хронологическим. Литературные произведения для анализа на уроках выбираются так, чтобы познакомить детей с основными жанрами литературного творчества каждой эпохи от Античности до XX века. Тексты изучаются в хронологическом порядке: такое построение курса позволяет показать учащимся взаимовлияние и связи между творчеством писателей разных эпох, а также объективно доказать важнейшее значение классических литературных текстов для современной культуры.

Поскольку на уроках изучаются произведения зарубежной литературы, то большое внимание уделяется установлению влияния европейских авторов на русскую классику (например, Мольер – Грибоедов) и наоборот (например, Достоевский – Кафка). Кроме того, обязательная часть работы при изучении иностранной литературы – сравнение различных переводов произведений на русский язык, сделанных разными авторами в разное время (например, сравнение переводов Гомера Гнедичем и Вересаевым). И, наоборот, при изучении русской литературы ребята видят, как произведения отечественных авторов выглядят в переводе на другие языки (например, переводы русской классики на английский язык, сделанные Набоковым).

В программе для 8-11 классов параллельно с изучением истории литературы продолжается, начатое в формальном курсе, дальнейшее углубление теоретических знаний. Ученики знакомятся с жанровой системой европейской литературы, а также с основными научным концепциями крупнейших отечественных филологов: Потебни, Веселовского, Проппа, Бахтина, Лотмана, Лихачева и др.

Ниже для каждого класса будут приведены списки основных программных произведений, изучаемых в курсе истории литературы.

Основной курс истории искусства в 7-11 классах построен хронологически. Таким образом, удается наглядно проследить долгую жизнь идей и образов в этой области человеческой культуры. Одновременно происходит и понимание того, что в сфере искусства механизм порождения новых образов неразрывно связан с механизмом их накопления. Одной из главных задач курса является осознание детьми того факта, что интерпретация – основной метод искусствознания – всегда субъективна, и обусловлено это как личностью автора, так и временем интерпретации. Каждая эпоха порождает не только свои произведения искусства, но и свой, характерный только для нее взгляд на памятники прошлого, свои ракурсы восприятия. Понимание восприятия как сложного процесса постоянной утраты и порождения смыслов, как соприкосновения культурного пространства автора и зрителя, которым в частности является и ученик – цель пятилетнего курса истории искусства. В итоге интерпретацию можно определить и как сотворчество, "музой" которого должна быть чуткость к воссоздаваемой эпохе.

Фундаментальным для данного курса является отношение к произведению искусства как к тексту, который мы можем читать и интерпретировать, исходя из разнообразных кодов и знаковых систем. Первоочередная задача – обучение переводу зрительных впечатлений в слова. Решается эта задача очень постепенно, далеко не за один год.

Так со временем становится понятно, что совсем не все можно истолковать исходя из знания символики и иконографических схем, а шедевр отличается от среднего произведения своей эпохи неописуемым пространством «сверх» любых интерпретаций.

Именно на уроках истории искусства, сталкиваясь с невербальными системами, ученики могут оценить действие интуиции. В первую очередь это интуиция мастера, ощупью ищущего нечто новое, для него самого еще неопределимое. Во вторую – это интуиция самих учеников, оценивающих в какой момент автором был совершен радикальный шаг и в чем он заключался. Обладая иным культурным опытом нежели современники автора, ученики способны делать самые неожиданные сопоставления, видеть аналогии и парадоксы.

 

Класс

 

Сразу отметим важные организационные принципы. Во-первых, в курс географии в 7 классе перенесено изучение Евразии для лучшего понимания истории, во-вторых, после курса "Панорамы" в курсе истории начинается длительное изучение Первобытности, которое дает своего рода «временной лаг», позволяющий в других гуманитарных предметах читать «формальные курсы». Изучение Древних цивилизаций в курсах истории и истории искусства происходит синхронно. Заканчивается 7 класс в хронологическом отрезке VIII – VII веков до н.э. Курс истории литературы в 7 классе не начинается.

Школьная программа по истории, в которой на изучение Первобытности и Древнего мира отводится столько же времени, сколько и на изучение ХХ века, выглядит неожиданно. Однако для подобного распределения учебного времени существует ряд как научно-теоретических, так и научно-методических аргументов. Цивилизационная теория при своем последовательном применении исключает идею линейного прогресса (всякого рода «эшелонов модернизации» и т.д.). Все эпохи и культуры равноценны, ни одну нельзя считать ступенью к чему-то «более совершенному», по той простой причине, что никто не располагает универсальными критериями этого совершенства. Из этого положения, в частности, следует вывод о самоценности каждой человеческой судьбы в истории, вывод, ставший в науке основой современной концепции социальной истории, а для школы имеющий громадное значение в решении задачи воспитания толерантного, плюралистического мышления у детей. Обращая особое внимание не просто на древность, но конкретно на первобытность, объясняя ее не абстрактно, как это принято во всех известных нам школьных исторических курсах, а с «привязкой» к конкретным археологическим реалиям (от палеолита до славян), мы разбиваем привычный набор исторических штампов (типа: «пещера, шкура, дубина») и показываем сложную, многоступенчатую, разноликую эпоху, являющуюся «исторической родиной» очень многих ключевых идей и символов практически всех культур, «исторической родиной» единого в своем многообразии человечества. При этом в курсе «Панорама истории цивилизации» преподаватель по истории религии уже указывал на архетипические сюжеты, пары и оппозиции, сложившиеся в недрах первобытной культуры, а искусствовед трактовал наскальные рисунки в символическом ключе.

Подробное изучение первобытности и ранней древности представляется важным еще и потому, что именно в этих разделах исторической науки за последние десятилетия и даже буквально в последние годы сделан ряд важнейших научных открытий, как фактического, так и теоретического плана, которые вывели эти дисциплины на передний край научного знания. То, что любознательный и активный семиклассник начинает изучение истории с получения сведений, лишь недавно вошедших в научный оборот, сильнейшим образом стимулирует интерес к предмету, творческую инициативу и самостоятельный поиск информации.

Чрезвычайно важно, что в программе впервые в отечественной (и, насколько нам известно, в мировой) школьной практике представлен раздел, посвященный особому, совсем недавно выделенному специалистами типу человеческих обществ: бесписьменным цивилизациям. Этот этап человеческой истории, важнейший по своему историческому значению, – этап начала классообразования и политогенеза, складывания классических цивилизационных форм – до сих пор не был отчетливо (именно как особый этап истории, особый тип цивилизаций, разных по своим географическим и хронологическим координатам, но объединенных рядом общих типологических черт) представлен не только в школьных, но и ВУЗовских программах.

Подробное и неторопливое знакомство семиклассников с историей первобытности, бесписьменных цивилизаций, Древнего Востока и доколумбовой Америки (которые типологически принадлежит к тому же ряду ранних цивилизаций и лишь в связи с привычным европоцентризмом авторов программ и учебников «пристегивались» к эпохе Великих географических открытий) важно для нас в связи с еще одним обстоятельством. Стремящиеся к самостоятельному мышлению школьники нуждаются в обучении этой интеллектуальной самостоятельности. И здесь очень важно, что первобытность и ранняя древность дают огромный фонд наглядных, вещественных и при этом развивающих самостоятельное мышление средств обучения. Речь идет об археологическом (в «картинках», а по возможности, в «живых» находках) и изобразительном материале, интерпретация которого прекрасно развивает как логику, так и историческое воображение, дает наглядное и практическое введение в «ремесло исследователя».

Класс

 

Вторая часть курса (8 класс) целиком посвящена истории классической античности (до 4 века н.э.). В течение года изучаются история античности (88 часов), античная литература (50 часов) и искусство (38 часов), изучается латинский язык (170 часов).

На это есть ряд причин. Во-первых, основательное изучение античной классики всегда было основой серьезного гуманитарного образования. История и культура греко-римской античности несут в себе мощнейший воспитательный и образовательный заряд, предлагают вниманию учащихся яркие биографии, выдающиеся примеры патриотизма и борьбы за свободу, поучительные нравственные уроки. Во-вторых, наилучшей основой глубокого понимания цивилизационного подхода является серьезное изучение целостной, завершенной в своей истории и при этом хорошо изученной и документированной цивилизации. Античность в этом отношении оптимальна.

Список изучаемых литературных произведений для 8 класса:

 

Эзоп                      Басни

Сапфо       Лирика

Анакреонт Лирика

Гомер        Иллиада. Одиссея (неадаптированное издание)

Эсхил        Персы

Аристофан Облака

Апулей      Золотой осел

Эврипид   Медея, Антигона

Софокл     Эдип-царь

Лонг           Дафнис и Хлоя

Плавт        Клад

Вергилий  Энеида

Овидий      Наука любви. Метаморфозы

Любовные

элегии       Гораций Оды

Библия      Книга Бытия, Песнь Песней Соломона,

Книга Экклесиаста, Книга Иова, Книга Ионы,

Апокалипсис. Евангелие от Матфея

В 9 и 10 классах преподавание каждой дисциплины идет в своем темпе, преподаватели более автономны (в частности, мы отдаем должное курсу русской литературы XIX века и отводим на него почти целый год).

 

Класс

 

Третья часть курса (9 класс) наиболее традиционна по своим хронологическим границам (с V в. н.э. по конец XVIII в.) и вряд ли вызовет споры. По сути, это курс «Россия и мир», охватывающий эпоху Средневековья и Раннего Нового времени. Особенностью его построения является большее, чем это обычно принято, внимание к цивилизациям Востока, особенно в эпоху раннего Средневековья, когда они с очевидностью доминировали в Евразии во всех отношениях. В этом же году продолжается изучение латинского языка.

Список изучаемых литературных произведений для 9 класса

 

· Старшая Эдда

· Младшая Эдда

· Скандинавские мифы

· Песнь о Нибелунгах

· Песнь о Роланде

· Песнь о моем Сиде

· Слово о полку Игореве

 

Мэлори                               "Смерть Артура"

Вийон                                  "Малое завещание",

"Большое завещание"

Данте                                  Божественная комедия

(Ад – обязательно)

Эразм Роттердамский         "Похвала глупости"

Ваганты и трубадуры         Лирика

Петрарка                            Сонеты

Бокаччо                              Декамерон (2 новеллы – обязательно)

 

Рабле                                   Гаргантюа и Пантагрюель

(неадаптированное издание)

Шекспир                             Ромео и Джульетта

Гамлет

Сон в летнюю ночь

Король Лир

Генрих IV                           Макбет

Буря                                                     Сонеты

Кальдерон                           Жизнь есть сон

Сервантес                           Дон Кихот (неадаптированное издание)

 

В курсе истории искусства особенное внимание уделяется средневековью. Именно на примере этого хронологического отрезка видна полифония человеческой культуры. Здесь есть возможность сопоставить не только цивилизации востока и запада, но и разные варианты близких культур. Так, искусство древней Руси рассматривается в контексте византийской культуры вместе с искусством Балкан, а в культуре высокого средневековья уделяется внимание не только «единственно-верному» искусству французской готики, но и Норвегии, Англии, Испании и Италии. В теоретической части курса истории искусства особое внимание уделяется появлению новых жанров в европейском искусстве, развитию новой жанровой системы, просуществовавшей около трех столетий.

 

Класс

 

Четвертая часть курса (10 класс), охватывающая отечественную и мировую историю с конца XVIII в. до конца Первой мировой войны выглядит несколько нестандартно: обычно и XIX, и начало ХХ в. выделяются в отдельные периоды. Однако, представляется, что в таком построении есть свой смысл: предлагаемый период охватывает историю индустриальной цивилизации от зарождения ее основ в эпоху Просвещения до начала ее кризиса в Первой мировой войне. При этом становится явным важное обстоятельство: нарастающий кризис российской цивилизации оказывается частью кризиса общемирового, а не пресловутой «национальной особенностью». Курсы литературы и истории искусств «не успевают» пересечь рубеж XIX и XX веков и завершаются в последней четверти XIX века исключительно из-за отсутствия учебных часов, которые могут быть лишь по норме.

Сквозным сюжетом года в курсе истории искусства является тема «Россия на арене европейской культуры». Также как в 9 классе проблемы русской культуры обсуждались на фоне византийской, так в курсе 10 класса русское искусство ведет диалог с французским.

Список изучаемых литературных произведений для 10 класса

 

Мольер    Мещанин во дворянстве, Тартюф

Скупой,     Проделки Скапена, Дон Жуан

Дефо      Робинзон Крузо (неадаптированное издание)

Свифт     Путешествие Гулливера (неадаптированное издание)

Гете      Фауст, Страдания молодого Вертера

Гофман    Золотой горшок, Повелитель блох, Крошка Цахес

Байрон    Паломничество Чайльд-Гарольда, Дон Жуан

Пушкин   Лирика, Маленькие трагедии,

Борис Годунов, Евгений Онегин,

Повести Белкина, Кавказкий пленник,

поэмы, Капитанская дочка

Лермонотов Лирика, Маскарад, Герой нашего времени

Гоголь    Сорочинская ярмарка. Ревизор. Мертвые души

Миргород. Петербургские повести.

Тургенев Стихотворения в прозе. Отцы и дети. Ася.

Первая любовь.

Салтыков-Щедрин История одного города.

Гончаров            Обломов

Мопассан           Новеллы

О.де Бальзак           Человеческая комедия

Ч.Диккенс             Посмертные записки Пиквикского клуба

У.Теккерей             Ярмарка тщеславия

Флобер                Госпожа Бовари

Достоевский           Бедные люди, Преступление и наказание

Братья Карамазовы + 1 роман по выбору

Ларошфуко             Максимы

Паскаль               Мысли

Вольтер               Кандид

Корнель               Сид

Рассин                  Береника

Житие Протопопа Аввакума

Ломоносов            Оды

Фонвизин            Недоросль. Бригадир

Сумароков            Лирика

Державин            Лирика

Жуковский            Лирика, баллады

Грибоедов            Горе от ума

Баратынский                     Лирика

Некрасов             Лирика, Мороз красный нос, Кому на Руси...

Островский            Гроза, Бесприданница,

Свои люди – сочтемся и др.

Фет                           Лирика

Тютчев                 Лирика

Бодлер                 Стихотворения в прозе

                               Парижский сплин

 

Класс

 

Последняя, пятая часть (11 класс) посвящена ХХ веку (с 1918 по 1991 гг. по истории, с конца XIX века – по литературе и истории искусств). В курсе истории акценты поставлены на проблеме тоталитаризма, его преступлениях и порожденной им Второй мировой войне. Особое внимание уделяется характеристике развития мировой экономики от Второй технологической революции до Второй НТР. Изучение истории заканчивается распадом СССР, а не доводится, по советской привычке, «до последнего пленума», т.к. события последнего десятилетия являются не историей, а современностью и могут подлежать политологической, но не исторической оценке. Изучение литературы и истории искусств опирается на исторический контекст в той мере, в какой развитие культуры зависело от исторических реалий.

В курсе истории искусства особое внимание уделяется проблеме границы между "искусством" и "неискусством", которая является стержневой для всего ХХ века. Существование культуры и личности автора в тоталитарных обществах – еще одна сквозная тема занятий этого года. В 11 классе многие лекции проходят в музеях. Такая возможность в Москве есть именно в 7 и 10 – 11 классах, когда изучается египетская древность (коллекция музея им.Пушкина) и русская и европейская живопись XVIII – XX вв. (коллекции музея им.Пушкина и Третьяковской галереи). Тем самым обращение к подлинникам происходит в важнейшие периоды обучения – в начале овладения навыками стилистического анализа и в конце, после курса "Семиотики".

Список изучаемых литературных произведений для 11 класса

 

Толстой   Детство. Отрочество. Юность.

Севастопольские рассказы. Война и мир.

Анна Каренина или Воскресенье

Чехов       Три сестры. Вишневый сад. Дядя Ваня.

Чайка.

Рассказы.

Дама с собачкой

 

Новая европейская драматургия: Брехт, Ибсен, Шоу (по одной пьесе)

 

Серебряный век русской поэзии

Маяковский, Бальмонт, Брюсов, Гумилев

Мандельштам, Ахматова, Цветаева

Есенин

Белый                   Петербург, Крещеный китаец.

Франц Кафка     Рассказы

Герман Гессе     Рассказы, Степной волк, Игра в бисер

Набоков                   Защита Лужина, Лолита

Ю.Ильф, Е.Петров 12 стульев, Золотой теленок

Булгаков             Мастер и Маргарита, Собачье сердце

Белая гвардия

Шолохов             Тихий Дон, Донские рассказы

Платонов            Котлован, Чевенгур

Солженицын                      Один день Ивана Денисовича, Матренин двор,

В круге первом

Бродский            Поэзия

Маркес                Сто лет одиночества, Осень патриарха

Умберто Эко        Имя Розы

Пастернак            Доктор Живаго, Охранная грамота,

                                    стихотворения

Исканер               Кролики и удавы

Аксенов               Затоваренная бочкотара

Окуджава            Путешествие дилетантов

М.Метерлинк         Синяя птица

Ремарк                 Три товарища

Юрий Олеша          Рассказы

Замятин               Мы

Венедикт Ерофеев "Москва-Петушки"

Бродский             Поэзия

Арс. Тарковский Лирика

Борхес                 Сад расходящихся тропок

----------- Полезно прочитать ------------------------

Томас Манн            Будденброки, Доктор Фаустус,

Иосиф и его братья

Марсель Пруст, Жан-Поль Сартр,

Альбер Камю, Поль Клодель, Жан Ануй

Джон Стейнбек, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй

 



Таблица распределения учебных часов

 

Закончим рассмотрение синхронизированных курсов таблицей распределения учебных часов по хронологическим периодам.

 

Года/века или тема История Литература Ист. иск. в год СУММА
Формальный курс Первобытность до 800 гг. до н.э. 0 68 60 52 0 0 52 0 36 (88) по 8 в нед 270
800 – 600 гг. до н.э. 600 – 400 гг. до н.э. 400 – 200 гг. до н.э. 200 г. до н.э. – 0 г. 0 – 200 гг. н.э. 200 – 400 гг. 12 20 16 16 12 12(88) (50) 6 6 6 4 12 4 (38) по 5 в нед 170
400 – 600 гг. 600 – 800 гг. 800 – 1000 гг. 1000 – 1200 гг. 13 век 14 век 15 век 16 век 17 век 1700 – 1773 12 12 14 14 14 14 16 16 16 12(140) (86) 2 2 2 8 8 10 16 20 28 18 (114) по 10 в нед 340
1773 – 1815 1815-1850 1850-1900 26 16 18 (60) (238) 12 14 16 (42) по 10 в нед 340
20 век 128 118 60 по 9 в нед 306

 

Распределение учебных часов по темам курса является условным и может изменяться в зависимости от подготовленности класса и степени интереса к теме.

 

Финал

 

Симметричным ответом курсу "Панорама" в 7 классе в 11 классе становится курс «Введение в семиотику», в котором устанавливаются связи между точными, естественно-научным и гуманитарным циклами на основе семиотики.

В этом курсе все научные описания реального мира рассматриваются как построение моделей. Эти модели (или языки) анализируются с точки зрения синтаксиса и семантики. На любой научный язык учащиеся смотрят не только изнутри, но и снаружи. Генетику, информатику, лингвистику, алгебру и искусство воспринимают как цельные логические конструкции. Особое внимание в этом курсе уделяется модели наблюдателя. Заканчивается курс апологией и критикой гипотезы Сепира-Уорфа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: