С.А. Бебчук, А.С. Лосева, Б.А. Панов, Д.В. Прокудин

 

Межкафедральная

Гуманитарно-эстетическая концепция

 

"Начни с начала... и продолжай, пока не дойдешь до конца"

 

Существующее в современной школе разделение на ряд независимых друг от друга предметов ведет к разрыву базисных связей, к дробности знания, а следовательно, к раздробленности сознания. В основе нашего подхода к содержанию образования лежит принцип целостности.

Первая особенность работы с одаренными детьми – это, проистекающая из специфики обучаемого контингента, его многосторонней любознательности, невозможность отдельного, «ото­рванного» от других дисциплин, изучения конкретного предмета. Межпредметная интеграция при работе с одаренными детьми является не просто благим методическим пожеланием, но насущной необходимостью. В школе должна существовать гуманитарно-социальная межпредметная образовательная среда (в идеале, связанная и с естественными науками), в которой каждая учебная дисциплина будет занимать свое необходимое место именно как часть целого, как одна из несущих конструкций архитектоники «пространства обучения». Таким образом, программа по отдельному учебному предмету может существовать, в данном случае, только как элемент целостной концепции школы, как единого учебно-воспитательного организма.

В основу построения «Лиги Школ», как школы для одаренных детей, положен принцип диалога, интерактивности, постоянного и сознательного участия детей в учебном процессе, который рассматривается как процесс творческий и со стороны учителей, и со стороны учащихся. Подобное сознательное, часто требующее регулярных серьезных усилий от ребенка, участие в учебном процессе, теснейшим образом связано с особенностям психологического развития детей, а потому становится возможным лишь с 12-тилетнего возраста. Именно поэтому, набор в школу осуществляется в 7 класс.

Реализуемая нами концепция гуманитарного образования строится на понятии, которое мы условно назвали "АЛФАВИТ КУЛЬТУРЫ". Его смысл заключается в следующем.

За тысячелетия своей истории человечество выработало целый ряд своеобразных кодов или знаковых систем, в совокупности сос­тавляющих тот многообразный язык, которым пользуется современная культура. С этой точки зрения изучение, например, антич­ности является не только и не столько знакомством с серией па­мятников, сколько овладением определенной части "словарного за­паса" – причем не пассивного, но активно действующего и поныне (примеров можно не приводить, все люди грамотные). Составной частью нашего "словаря" являются и Библия, и фоль­клор, и образный мир того или иного художника, и понятийный ап­парат, выработанный различными "ведческими" дисциплинами, и комплекс событий, вместе составляющий культурно-истори­чес­кую эпоху, и многие другие "коды". Разумеется, одни распространены больше, другие меньше, одни общеупотребительны, другие – узкоспециальны. Наша задача в том и состоит, чтобы отобрать минимум, который необходим человеку для понимания языка культуры. Под ми­нимумом здесь понимается уровень знаний, про который в анкетах пишут "читаю и могу объясняться".

Вторая существенная сторона реализуемых программ вытекает из последовательного применения цивилизационного подхода, из присущего ему принципиального географического и исторического плюрализма, отказа от европоцентризма и прочнейшим образом сидящего в нас «современоцентризма».

Отметим также, что в соответствии с нашей концепцией весь гуманитарный курс должен быть принципиально "живым". В нем обязательно есть место импровизации и экспромту. Тем самым обучение становится изоморфным излагаемому материалу, поскольку все, принадлежащее культуре, происходит по озарению и вдохновению.

Крым

 

Мы знакомимся с нашими 12-летними учениками и учимся первые 20 дней в полевых условиях, а не за привычной партой в четырех стенах. Что может быть более впечатляющим, чем встречать Первое сентября в 4 часа утра на уроке, посвященном греческой мифологии и астрономии под звездным небом Крыма?

Крым выбран не случайно. Крым – это наслоение памятников времен неолита, античности, средневековья и нового времени. Поэтому все уроки гуманитарного блока в Крыму одновременно ведут историк и искусствовед.

Приведем краткую учебную программу.

 

Неолитические поселения в Крыму,

Северное Причерноморье в истории античной цивилизации,

Херсонес – античный полис,

Крым в античной мифологии,

Мифология на звездном небе,

Крым – место встречи античной цивилизации и кочевых племен,

«Пещерные города» Крыма и Каппадокии в эпоху иконоборчества,

Генуэзцы и венецианцы в средневековом Крыму,

Окраины Византийской империи в борьбе за независимость,

Крымско-татарский фольклор,

Караимы и мусульмане в Крыму

Южная ссылка А.С. Пушкина и путешествие в Крым,

Бахчисарай в русской поэзии,

Романтизм в архитектуре,

Русские имения в Крыму в 18-19 веке,

Русско-турецкие войны,

Русская пейзажная школа живописи 19 века и Крым,

А. П. Чехов в Крыму,

Крым в поэзии «серебряного века»,

 

Из этого неполного перечня тем видно, что за три недели удается коснуться большого числа узловых проблем мировой и отечественной истории, начать с поселений первобытности и закончить событиями революции и гражданской войны. Причем отражение всех этих глобальных процессов и перипетий участники экспедиции видят в истории небольшого полуострова, и даже конкретного «клочка земли», по которому они ходят. Дело в том, что много лет подряд мы разбиваем лагерь в одном и том же ущелье и каждый год выясняем новые подробности его истории, с которой теперь знакомим участников экспедиции. Прямо над нашим лагерем возвышается башня, оставшаяся от гото-аланской крепости XIV века; в 200 метрах выше по ущелью располагается монастырь с византийскими фресками; в самом ущелье с XVI века и до выселения татар из Крыма существовало большое татарское село; с 1942 года в этом ущелье был лагерь для военнопленных, сначала советских, а потом немецких. Подобная концентрация событий в том месте, где стоит твоя палатка производит впечатление.

Но, главное, в "Крымской экспедиции" задается тон учебной жизни и учебного процесса: школа – это творческий организм, учиться – это интересно. Учиться можно и нужно везде и в любых условиях: под дождем или палящим солнцем, стоя или сидя на земле, голодным и уставшим или сразу после сытного обеда. Так заданный тон позволяет стереть в процессе учебы уже ставшее привычным разделение на школьные предметы, позволяет быстро отучить от вопроса «А это по какому предмету?»

Особо отметим, что в Крыму важнейшим источником информации во время уроков выступает не текст, а реальный объект, еще не описанный какими-либо словами, не погруженный в контекст конкретного школьного предмета. Совершенно очевидно, что трудности вызывает даже перевод из невербального в вербальное: «вижу ясно и четко, а что вижу и какие детали собираюсь анализировать, сказать не могу». Кроме того, попутно учащимся прививаются практические навыки работы с объектами природы и материальной культуры: датировка археологических находок, описание, анализ и обмер памятников, снятие архитектурных планов и т.п.

В Крыму устанавливается тесная связь теории и практики: история, археология и история искусств – в пещерных городах Мангуп, Эски-Кермен, на раскопах Херсонеса, в Бахчисарае, Алупке. Формируется функционально полный ряд зрительных образов, который впоследствии позволит проецировать теоретический материал на живую, эмоциональную визуальную картину, будь то античный полис, феодальное княжество, военные действия в турецкую кампанию. Так, на уроках по романской и готической архитектуре уже не приходится объяснять что такое базилика – такой тип храма все видели и измеряли на крымском Мангупе. А на лекциях по истории средневековья «архетипом» города будет выступать Эски-кермен.

В Крыму возникает и еще одно важное понимание того, что исторические процессы существуют лишь в своем преломлении в конкретных обстоятельствах, личностях и месте. Так, например, о греческой колонизации как явлении можно говорить только в учебнике истории, а в Крыму, Сицилии или на любом другом побережье мы будем исследовать специфический местный вариант этого явления. И так происходит с любым другим историческим, а на самом деле цивилизационным, процессом. Тем самым возникает вкус к деталям, подробностям, самой ткани истории.

В Крыму по-прежнему ведется разнообразная научная работа, и у нас есть возможность приобщать наших учеников к ней: наши учителя – действующие ученые, они лично знакомы с встречаемыми археологами, ботаниками, астрономами. Встречаясь раз в год они успевают перекинуться несколькими фразами о результатах последних своих работ (а не футболе!). Все это, естественно, в присутствии детей, которые терпеливо ждут, пока Валерий Иосифович расскажет своему коллеге-археологу о новых раскопках дольменов. Тем самым, у детей возникает совершенно другая степень приближения к реальной науке: не учитель привел их к объекту и говорит "Вот, ребята, это объект, а вот, смотрите, ученый трудится", а привел их, своих подмастерьев, ученый к своему коллеге. А в реальной науке, как известно, не существует жесткого деления, аналогичного школьным предметам.

Степень приближения к науке усугубляется еще и тем, что некоторые наши учителя умудряются попутно находиться в научной командировке, периодически уходя на один-два дня или выполняя работу вместе с учениками.

Анастасия Станиславовна, уехав на день в архив алупкинского музея, возвращается с горящими глазами и рассказывает, что на рисунке Штакеншнейдера с видом одного из крымских парков обнаружила полустертое изображение беседки, на которое до сих пор не обращали внимание музейные сотрудники. Все это перерастает в целый спор преподавателей о том, насколько такая "мелочь" может изменить представление о развитии паркостроения в Крыму в XIX веке.

Или Ольга Николаевна с помощью титанового швейцарского бура извлекает тоненький столбик из ствола дерева, укладывает в пробирку, надписывает десяток каких-то факторов – так начинается реконструкция климата предыдущих V-VII веков в различных точках Земли. И дети присутствуют при этом таинстве. Двухчасовая лекция о том, как происходит подбор образцов, как реконструируется климат, какие современные математические и компьютерные методы при этом используются, какие любопытные выводы об истории человечества можно сделать из знания климата последует через 3-4 дня, но начало всему – реальное действие и реальный объект.

Этот пример дополнительно демонстрирует детям неразрывность гуманитарного и естественнонаучного знания. Надо сказать, что Крым наглядно показывает, что гуманитарному ученому, занимающемуся полевой работой, необходимы обширные естественнонаучные знания. Археолог, раскапывающий поселение, должен иметь представление о том, как идут водоносные слои и должен уметь вычислить возможные расположения колодцев; специалист по архитектуре должен разбираться в свойствах камня и т.д. И чем больше ученый ведет «полевой», поисковой, экспедиционной работы, тем более широко он должен понимать «гуманитарную» сферу, и тем более ему необходимы серьезные естественнонаучные знания.

В итоге перед учениками открываются ранее неизвестные стороны научной деятельности (раскопки археологов, обмеры памятников, наблюдения, сбор образцов и др.), и эта деятельность одновременно опирается на знания из различных областей и разнообразные практические умения. На многих учащихся это производит настолько сильное впечатление, что, как это ни удивительно в 12-летнем возрасте, определяет выбор их будущей профессии – профессии исследователя.

 

Курс "Панорама истории цивилизации"

 

100-часовой курс "Панорама истории цивилизации" читается для учеников 7-ого класса в течение 10-12 недель с ноября по февраль и предваряет все другие гуманитарные курсы. Тем самым преподаватели гуманитарного направления продолжают демонстрировать как сильно связаны между собой все процессы, происходящие в челове­ческом обществе и как важно, стараясь уловить суть того или ино­го явления, смотреть на него с разных сторон.

Мы стремимся к тому, чтобы в итоге у ребят возникло ощущение, что традиционное разделение культуры на историю религии, историю ли­тературы, историю права, историю науки и т.д. – условность, в некоторой степени облегчающая нам ее изучение. Мы сами пользуемся этим делением, но, прежде чем каждый из нас начнет излагать свой предмет, считаем необходимым дать целостное представление о важнейших со­бытиях и процессах в истории цивилизации.

Еще одна цель этого курса – наметить общую хронологию циви­лизации. На наш взгляд важно, чтобы, приступая к изучению литерату­ры древнего мира или экономики средневековья, ученик уже пред­ставлял себе, на каком отрезке мировой истории он находится. Важно это и с точки зрения эрудиции: лучше узнать кто такие Муссолини, Циолковский и Наполеон в 12 лет, чем в 15.

Курс выстраивается таким образом, что каждый хронологический этап читается неделю. Соответствие хронологических периодов учебным неделям существенно облегчает восприятие материала. Сейчас мы планируем, что в конце каждой недели будет устраиваться выездное занятие в музей, связанное с изученным периодом.

Урок ведут несколько преподавателей одновременно, чаще все­го трое, реже четверо. Преподаватели объединяются в зависимости от того, какой период из истории цивилизации читается.

Например, нет лекции отдельно по литературе или живописи романтизма. Есть занятия, во время которых преподаватели литературы и истории искусств, несколько раз сменяя друг друга, рассказывают об образе героя, о теме Востока или о принципе стилизации в романтизме.

Аналогично сотрудничают учителя по истории, экономике и географии. Скажем, в лекциях, посвященных XVII веку, литературоведу и исто­рику необходимо участие географа, а рассказывая о XX веке, им же не обойтись без физика и информатика.

В результате на уроке возникает диалог преподавателей, а у детей складывается целостная картина культурного пространства.

Для того чтобы представить себе как может выглядеть подобная лекция, основанная на плотном сотрудничестве, приведем несколько примеров. Для наглядности возьмем три разных фрагмента из «партии» искусствоведа. Каждый из них перекликается с текстом кого-либо из коллег. Первый – это часть стенограммы лекции о Реформации, он наиболее тесно связан с протестантским пониманием деятельности как формы молитвы.

«Идея о том, что труд – это тоже служение Господу привела к тому, что к любой, даже домашней работе, в протестантских семьях относились с благоговением. Мы можем увидеть это на множестве голландских картин XVII века.

Девушка, наливающая молоко, на картине Вермеера любуется предметами также почтительно, как на средневековых картинах Мария играющим младенцем. А сами кувшины и молоко сияют, как короны и одеяния ангелов в алтарях Ван Эйка.

А вот хозяйка и служанка на картине Питера де Хоха. Они явно советуются о покупках, но то, с какой серьезностью изоб­ражен и этот разговор, и царящая везде чистота говорит о том, что налаженный быт – это признак благочестивого образа жизни.»

(илл. Ян Вермеер "Девушка, наливающая молоко", Питер де Хох "Хозяйка и служанка" и Ян ван Эйк "Гентский алтарь" фрагмент)

Второй фрагмент повествует об изменениях в понимании человеческой личности в монархической Испании и буржуазной Голландии XVII века и тесно связан с тем, как описывал мироустройство этой эпохи преподаватель истории.

«Интересно сравнить, как проявляют себя в живописи две воюющие стороны: монархическая, католическая Испания и буржуазная, протестантская Голландия. Испанские художники работают в старых, давно сложившихся жанрах: пишут в основном парадные портреты и религиозные картины, а голландцы много экспериментируют: создают пейзажи и натюрморты. Вершиной и голландской, и испанской живописи того времени признаны портреты.

На испанских портретах, например на картинах Веласкеса, мы увидим королей, вельмож, придворных и шутов. Голландские портреты, как например, произведения Франса Хальса или Рембрандта, познакомят нас с военными, коммерсантами, врачами или учеными.

Можно сказать, что художники обеих стран запечатлевают людей, на которых держится уклад монархического или буржуазного общества.

На испанском портрете человек изображен всегда один. Даже когда Веласкес задумывает запечатлеть всех придворных шутов, он не собирает их вместе, а рисует каждого поодиночке. У всех шутов, как и у всех членов королевской фамилии, написанных Веласкесом, будет нечто общее: все его шуты наделены умом и грустным взглядом на мир, его короли горды и тяготятся бременем власти. Но несмотря на сходство характеров, на портрете каждый остается в одиночестве.

На голландских портретах мы, напротив, чаще всего видим целую группу людей. Их объединяет профессиональный интерес: так, на картине Франса Хальса "Портрет стрелков роты святого Георгия" перед нами военные, живо беседующие за ужином, а на картине Рембрандта "Анатомия доктора Тульпа" группа врачей, с увлечением изучающая строение человека. Каждый изображен здесь в кругу своих соратников, среди людей близких ему и по имущес­твенному положению, и по взглядам. Именно в отношении к чело­веку как к части небольшого, профессионального сообщества сказывается дух корпоративности, отличавший Голландию XVII века.»

(илл. Франс Хальс "Портрет стрелков роты святого Георгия", Рембрандт "Анатомия доктора Тульпа" и Веласкес "Эль Примо", "Себастьян де Морра", "Филипп VI в парадном костюме".)

Третий фрагмент – это часть рассказа о русском сентиментализме, на примере Карамзина и Боровиковского.

«Если попытаться представить себе героинь Карамзина, то невольно вспомнятся девушки с портретов художника Боровиковского. Вот Лопухина, столь же мечтательная и задумчивая, как карамзинская бедная Лиза. А вот поют, обнявшись, сестры Гага­рины. Подобные нежность и единство душ не раз восхищали Карам­зина в книге "Записки русского путешественника". Заметим, что Боровиковский почти всегда изображает своих героинь на фоне пейзажа, а Карамзин перемежает трогательные сцены описаниями прекрасных ландшафтов. Чувствительные души их героев раскрыва­ются благодаря соприкосновению с природой».

(илл. Боровиковский "Портрет Лопухиной", "Портрет сестер Гагариных")

Из приведенных примеров видно, что текст искусствоведа не является отвлеченным анализом стиля или иконографии произведений. Все памятники рассматриваются в данном курсе только в контексте цивилизационных проблем эпохи.

Однако нельзя оценивать или сопоставлять факты, не владея ими. Поэтому, если на уроке преподаватели провоцируют детей анализировать исторические процессы и причинно-следственные связи, то на дом остается достаточно рутинная работа – выучить новые факты. Чтобы облегчить ее, мы уже несколько лет назад придумали выделять в каждой эпохе важнейшие события, имена, явления и даты и выдавать всем слушателям курса эти "собрания" фактов на отдельных листках. Остается только их выучить. Поэтому контрольные часто напоминают проверку знания новых слов на уроках иностранных языков – короткий вопрос и в качестве ответа дата, имя или название. Зато такие контрольные можно устраивать часто.

В каждом периоде изложение идет с востока на запад. Например, в периоде с 2000 года до н.э. до 1500 года до н.э. – от Междуречья до Крита, а в периоде с 500 года до 1000 года – от Японии эпохи Нара до культуры Майя в Центральной Америке.

Слушая курс, учащиеся строят сводные синхронистические таблицы, которые позволяют наглядно представить процесс движения культуры и смену культурно-исторических эпох.

Для иллюстрации степени насыщенности курса приведем список важнейших событий, имен, явлений и дат для периода – "0" – "700" н.э.

 

Япония

Племенной союз Ямато – начало японской государственности

Национальная религия синто, боги – ками

Аматерасу – богиня солнца, к которой восходит правящая династия

Китай

Восстание "Желтых повязок" против династии Хань, возглавляемое даосскими монахами

Троецарствие – распад Китая после династии Хань

Распространение буддизма махаяны

Индия

Империя Гуптов в Северной Индии – расцвет экономики и культуры

Буддийский университет в Наланде – крупнейший центр науки и образования в эту эпоху

Великий путь пряностей – морской путь из Индии в Средиземное море через Индийский океан и Красное море

Вытеснение буддизма индуизмом

Тримурти – индуистская Троица – Брахма, Вишну, Шива

Росписи пещерных монастырей в Аджанте

Иран

Парфянское царство – государство кочевого племени парфян на территории современного Ирана

Сасаниды – династия заратустрийских царей Ирана, сменившая парфян. Вели постоянные войны против Рима, а потом Византии

Рим

Энеида Вергилия – древнеримский эпос по мотивам "Одиссеи" Гомера

"Метаморфозы" Овидия

Тиберий – Калигула – Нерон – римские императоры – тираны эпохи принципата

Веспасиан и Тит – римские императоры династии Флавиев, успокоившие империю после правления тиранов

Помпеи и Геркуланум – города в Италии, разрушенные извержением вулкана Везувий при Тите

Траян – император полководец

Адриан – император строитель, императоры династии Антонинов

Марк Аврелий – император – философ золотой век империи

Колонна Траяна – летопись похода в рельефе

Пантеон – храм всех богов, построенный Адрианом

Конная статуя Марка Аврелия

Кризис III века в римской империи, вызванный упадком рабовладельческого хозяйства и оттоком денег на Восток по Шелковому пути и пути пряностей. Много военных переворотов. Солдатские императоры

Диоклетиан – император, выведший империю из кризиса и создавший новую систему управления – доминат – по образцу восточных деспотий

Искусство катакомб

Константин Великий – император, перенесший столицу на Восток в новый город Константинополь и официально разрешивший исповедовать христианство

Феодосий – римский император, запретивший язычество и олимпийские игры после него империя распалась на Западную и Восточную

Европа

Великое переселение народов – наступление варварских племен на древние цивилизации в IV – VII веках

Готы, вандалы, бургунды, франки – германские племена, нападавшие на рим­скую империю во время великого переселения народов

Алларих – вождь готов, первым взявший Рим

Аттила – предводитель кочевых племен гуннов, нападавших на Рим и Европу, прозван "Бичом Божьим"

Папа – христианский епископ Рима

476 – падение Западной римской империи под натиском германцев

Англы и саксы – германские племена, захватившие кельтскую христианскую Британию

Византия

Византия – устоявшая под натиском варваров восточная римская империя греческая по языку

Юстиниан – император, пытавшийся восстановить римскую империю

Святая София – главный храм Византии, соединивший базилику и центрическую купольную постройку

Ближний Восток

5 -7 года до нашей эры – рождение Христа

30 год нашей эры – смерть и воскресение Христа

Распространение христианства – апостолы Петр и Павел, евангелисты – Матфей, Марк, Лука, Иоанн

Вселенские соборы с 325 года – создание христианской догматики

Отцы церкви – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский

Августин Блаженный, сочинение "Град Божий"

Ересь Ария – сын Божий сотворен и не вечен

Возникновение мусульманства: пророк Мухаммад, ислам – покорность священная книга – Коран

Арабские завоевания – походы мусульман арабов, поставившие под их власть территорию Ближнего Востока, Ирана, Средней азии, Северной Африки и Испании

Арабский халифат – империя, возникшая в результате арабских завоеваний халифы – заместители пророка Мухаммада

Джизия – мусульманский налог на иноверцев

Веротерпимость мусульман – одна из главных причин их успехов

Четыре праведных халифа – первые преемники Мухаммада, при них произошло большинство завоеваний

Омейяды – первая династия арабских халифов, правившая в Дамаске, их потомки правили в Испании

Мечеть Омейядов в Дамаске

По окончании курса учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу с элементами исследования, т.е. работа должна содержать самостоятельно поставленный вопрос и аргументированное доказательство. Чаще всего – это анализ двух-трех источников. Причем мы настаиваем на том, чтобы ребята работали с самими тек­стами, а не с комментариями к ним. Кроме первоисточников пользо­ваться можно только энциклопедиями и словарями. Живописные, ли­тературные и исторические "тексты", которые ученики анализируют, обычно невелики по объему, но очень важны для развития истории и культуры. Часто мы предлагаем сравнить какие-нибудь похожие яв­ления в культуре разных стран или разных эпох.

В качестве примера приведем несколько тем:

 

Идеал воина в "Слове о полку Игореве" и "Песне о Роланде".

Евангельские сюжеты в трактовке Рембрандта и Николая Ге.

Сотворение мира в мифах Древнего Египта, Шумера и Греции.

"Ромео и Джульетта" и "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей": любовь в драматургии Востока и Запада. Буддийская джатака и даосская притча.

"Робинзон Крузо" – экономическая модель развития производства.

 

После того как дети прослушали данный курс, у них появляется ощущение, что литература, искусство, философия, история и наука – это единый мир, пронизанный общими темами, сюжетами и идеями.

 

Курсы про "инструменты" гуманитарных наук

 

По окончании курса «Панорама истории цивилизации» наступает подходящий момент для того, чтобы показать, что и способы анализа этого мира в литературоведении, искусствознании и т.д. очень похожи.

В марте происходит деление на "ведческие" дисциплины, и в течение полутора – двух месяцев (по 50 учебных часов) закладываются основные принципы методологии и формального анализа, применяемые в литературоведении и искусствознании (курс истории в этот момент стартует с Первобытности).

Во время чтения такого формального введения у преподавателя и учеников вырабатывается общий язык. В формальном курсе по литературе слово рассматривается как материал для создания любого литературного произведения. В формальных курсах по истории и технике изобразительного искусства в качестве такого материала выступают цвет, свет, линия, пятно и т.д.

Каждый курс не существует обособленно, он соотнесен с другими, тем более что часть общего понятийного аппарата была введена в курсе "Панорама истории цивилизации". Расписание занятий построено так, что литературовед, историк искусства и художник практически день в день рассматривают одни и те же понятия: условность, композиция, рама, сюжет и т.д. Тем самым устанавливаются параллели между научными языками.

В основе теоретического курса литературы в 7 классе лежит утверждение русских формалистов начала ХХ века о том, что «вся работа поэтических школ сводится к накоплению и выявлению новых приемов расположения и обработки словесных материалов…» (В. Шкловский). Семиклассники на уроках получают представление об основных повествовательных приемах, сюжете и фабуле, видах пафоса, знакомятся с элементами нарратологии, а также изучают версификацию. Каждый теоретический элемент иллюстрируется примерами из классической и современной литературы, кроме этого, ребята сразу же пробуют сочинять собственные тексты, применяя изобретения мастеров изящной словесности, с которыми познакомились на уроке.

Цель данного курса по истории искусств – научить формально-стилистическому анализу художественных произведений.

Курс строится в направлении обратном тому, по которому развивалась история жанров. Кажется целесообразным начать с жанров, максимально приближенных к человеку и наиболее знакомых ребенку. Поэтому жанры средневекового искусства изучаются позже жанров новоевропейского этапа. Таким образом, привычный материал предшествует незнакомому.

В начале курса рассматриваются понятие условности в искусстве, границы между искусством и неискусством, условности в изобразительном искусстве и рифмы в стихосложении, а также рамы в живописи, скульптуре, архитектуре. Параллельно в формальном курсе литературоведения читается раздел "Версификация".

В следующей части формального курса по истории искусств вводятся понятия "движение, "статика", "линейное" и "живописное". Стиль рассматривается как борьба движения и статики, линейного и живописного начал. Параллельно в формальном курсе литературоведения читается раздел "Стилистика"

Следующая часть формальных курсов посвящена композиции художественных произведений: разные композиции на один и тот же сюжет, завязка, кульминация, развязка, композиционные перестановки, различные способы повествования в литературе и живописи, образ автора и комментирующего персонажа.

Таким образом, через крымскую экспедицию, курс «Панорама» и формальные курсы в 7 классе закладываются основы целостного гуманитарного знания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: