Форма интеграции учебных предметов

 

Единый гуманитарный комплекс (ЕГК) является не единственной формой интеграции учебных предметов в школе. Существуют и иные формы учебной работы, в которых осуществляется интеграция предметов не только гуманитарного цикла.

К одной из форм такой работы следует отнести написание учащимися исследовательских работ на «стыке» различных направлений наук. Современная наука имеет устойчивую тенденцию к комплексным исследованиям, основанным на привлечении данных наук не только гуманитарного профиля, но и, казалось бы, несовместимых с ним математических, естественных и др. наук. Уже давно незаменимыми помощниками историка и филолога стали математические науки – и в первую очередь исследовательские методики, основанные на применении математической статистики и компьютерных технологий. В качестве примера комплексного исследования целого региона можно привести результаты исследований археологической экспедиции Государственного Исторического музея на Куликовом поле, где результаты раскопок подкреплялись анализом сохранившихся письменных источников (в первую очередь писцовых книг XVI-XVII вв.), палеоботаническими, палеозоологическими, палеопалинологическими, и геологическими изысканиями. Результаты данных исследований позволили составить комплексную историю района Куликовской битвы, начиная с эпохи неолита, и уточнить место знаменитого сражения. Нелишне также напомнить, что научная деятельность академика А. Китайгородского началась с математического исследования новгородских писцовых книг, написанного им еще на школьной скамье.

Разумеется, школьник, выбравший тему комплексного исследования, еще только начинает путь в науке и знакомится с методикой исследовательской работы. И задачей учителя здесь является выбор оптимальной темы исследования, хорошо обеспеченной источниками и научной литературой. Но именно такой путь – через конкретную тему исследования к комплексному изучению источников – и является, на мой взгляд, наиболее органическим способом создания у учащихся устойчивых представлений о комплексе наук как основе познания в целом и локального научного исследования в частности.

Наиболее оптимальным направлением научных исследований, требующим комплексного подхода, на мой взгляд, является история повседневности, которая уже по названию связана не с войнами и великими потрясениями прошлого, а с обычным течением жизни, «расшифровка» которого требует привлечения разного рода методик как «родственных», так и «сторонних» для гуманитария наук. Причем именно эта «комплексность» позволяет привлекать к научным исследованиям не только и не столько школьников-гуманитариев, но и тех, кого интересуют далекие от истории и филологии научные дисциплины.

Уже в первый год существования школы-интерната «Интеллектуал» вопрос о создании учащимися комплексных научных исследований стал одним из основных направлений работы кафедры истории и обществоведения. При этом данная работа проводится в тесном сотрудничестве с кафедрой филологии и другими кафедрами, так или иначе связанными с темой исследовательской работы учащегося.

Приведу примеры конкретных работ. Учащийся 7-го класса Виталий Орехов избрал темой исследования медицинский рецепт XVI в., случайно сохранившийся среди бумаг Аптекарского приказа. Его основной задачей стало определение лекарственных компонентов (главным образом растительного происхождения), записанных в рецепте, и болезни, против которой они применялись. Это исследование потребовало кропотливой работы с различного рода лечебниками XVII в., пособиями по применению лекарственных растений в народной медицине и др. Для научного определения растений потребовались справочники, дающие их научное название. Однако работа не ограничилась только медицинской и ботанической стороной дела. В. Орехову удалось доказать, что рецепт носил комплексный характер и был направлен на устранение целого «букета» болезней. Изучение же самого документа привело к выводу, что он был выписан для Ивана Грозного неделю спустя после убийства им царевича Ивана, когда состояние здоровья царя было весьма удручающим. Одним из важных результатов этого исследования для его автора стала его последующая специализация на гуманитарном отделении.

Следующим примером удачного исследования, которое еще находится в процессе написания, стала проверка широко применявшегося с 70-х гг. ХХ в. компьютерного метода определения авторства произведений. Эта работа была выбрана учащимся 10-го класса Михаилом Лукашовым, специализирующимся на математическом отделении. Его задачей стала «обратная» проверка этого метода, то есть установление по существующей методике характерных черт стиля уже известных авторов – поэтов последней четверти XVII в., архимандритов Ново-Иерусалимского монастыря Германа и Никанора. «Голая» математика оказалась здесь неприменимой, и автору исследования пришлось знакомиться с грамматикой и синтаксисом старорусского языка для того, чтобы составить матрицу авторского стиля. Уже первые результаты работы показали, что разработанная методика, прошедшая проверку на анонимных произведениях XV-XX вв., не является универсальной и не учитывает важнейшие детали, характерные для авторского стиля виршевой поэзии, – более устойчивое, по сравнению с прозой, употребление кратких прилагательных и причастий, связанность частей речи рифмой и др.

Третье исследование, подготовленное учащейся 9 класса Анастасией Чухонцевой, собиравшейся специализироваться на биохимическом отделении, было посвящено животному миру Индии, отраженному в средневековых физиологах и бестиариях. Здесь требовалось не только найти корни представлений о «чудесах Индии», возникших еще в античную эпоху, проследить их эволюцию в Средние века, но и, по возможности, определить конкретных животных, чей внешний вид и повадки стали основой для многочисленных легенд.

Четвертая работа была написана Дмитрием Черновым, учащимся 10 класса, специализирующимся на гуманитарном отделении. Она посвящена изучению влияния подписей к гравюрам к Песни песней из голландского издания Библии Пискатора на русскую виршевую поэзию второй половины XVII в. Здесь требовалась не только высокая филологическая культура, связанная с необходимостью перевода подписей с латинского языка и сопоставления их с виршами, написанными на старорусском языке, но и навыки искусствоведческого анализа, так как гравюры послужили образцами для фресок в храмах Новгорода, Вологды, Романова-Борисоглебска, Ярославля, Костромы и Тулы. К тому же многие из этих фресок сопровождались виршевыми подписями. В свою очередь, данное исследование вывело учащегося на большой комплекс культурологических проблем, связанных с пониманием проблем эпохи московского барокко.

Своеобразным «доказательством» необходимости привлечения математических методов в историческом исследовании стала работа ученика 7-го класса Камиля Галеева, посвященная анализу экономического и социального развития Галича накануне и после окончания Смутного времени. Основой исследования здесь стала сотная на посад Галича, составленная в 1572 г., и писцовая книга Галича 1620 г. Автор не только составил всевозможные графики статистической оценки социального развития города, изменений в профессиональном составе его жителей, но и связал эти исследования с городской топографией и вышел на проблемы экономического развития России в XVII в., связанные с формированием капиталистического уклада.

Очень важным фактором является то, что исследовательские работы учащихся проходят процедуру защиты, в которой участвуют ученики школы и получают экспертную оценку. Другим немаловажным фактором являются также выступления учащихся на конференции «Вышгород», где результаты их исследований обсуждают уже «сторонние» специалисты.

Таким образом, исследовательская работа учащихся является важным фактором формирования комплексного подхода в изучении различных учебных предметов и служит средством конкретизации и закрепления такого подхода, имеющим конкретную практическую значимость.

 



Содержание

 

Введение...................................................................................... 3

В.В. Глебкин. Интегративность как основание

концепции универсального образования................................... 6

О.О. Рогинская. О принципах преподавания

литературы на ОТИМК гимназии № 1514............................... 59

И.В. Петрова, В.В. Глебкин. Интеграция

биологической и культурологической составляющей

при работе с естественнонаучными текстами...................... 101

С.А. Бебчук, А.С. Лосева, Б.А. Панов, Д.В. Прокудин

Межкафедральная гуманитарно-эстетическая концепция.... 139

Л.А. Наумов. Опыт работы в рамках ГЭП

«Культурология как основа интегративного

подхода к гуманитарному образованию в............................. 174

старшей школе» в гимназии № 1505 г. Москвы.................... 174

И.Ю. Савкина. Совершенствование процесса развития

самосознания учащихся старших классов на спецкурсе

«Россия XIX века: философия – история – литература»

(опыт интеграции гуманитарных дисциплин)....................... 180

Д.Э. Шноль. Интегративная культурологическая игра

как пространство самообучения одаренных школьников.... 194

А.Г. Авдеев. Исследовательские работы учащихся как

форма интеграции учебных предметов................................. 206

 


Сведения об авторах

 

АВДЕЕВ Александр Григорьевич – кандидат исторических наук, преподаватель истории школы «Интеллектуал» г. Москвы.

БЕБЧУК Сергей Александрович – директор школы №1199 «Лига школ» г. Москвы.

ГЛЕБКИН Владимир Владиславович – кандидат философских наук, руководитель Отделения теории и истории мировой культуры гимназии №1514 г. Москвы.

ЛОСЕВА Анастасия Станиславовна – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, преподаватель истории искусств школы №1199 «Лига школ» г. Москвы.

НАУМОВ Леонид Анатольевич – кандидат исторических наук, директор гимназии №1505 г. Москвы.

ПАНОВ Борис Александрович – преподаватель литературы школы №1199 «Лига школ» г. Москвы.

ПРОКУДИН Дмитрий Владимирович – научный сотрудник ИОСО РАО, преподаватель истории школы №1199 «Лига школ» г. Москвы.

ПЕТРОВА Ирина Валерьевна – преподаватель биологии гимназии № 1514 г. Москвы.

РОГИНСКАЯ Ольга Олеговна – кандидат филологических наук, доцент кафедры наук о культуре факультета философии ГУ-ВШЭ, преподаватель литературы гимназии №1514 г. Москвы.

САВКИНА Ирина Юрьевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики МГПИ, преподаватель литературы гимназии №1505 г. Москвы.

ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович – преподаватель математики школы «Интеллектуал» г. Москвы.

 


[1] Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: материалы Международного форума «Качество образования-2006» (25-27 апреля 2006 г., Россия, Ижевск): в 2 т. – Ижевск, изд-во ИжГТУ, 2006.

[2] Гаязов Р.Р. Интеграция деятельности учреждений общего и дополнительного образования в физическом воспитании старщих школьников: Дис. … канд. Пед. наук. – Чебоксары, 2006.

[3] Интеграция науки и образования в современном экономическом пространстве: материалы межригон. науч.-практ. конф. (25, 26 апр. 2006 г.) – Смоленск: Персонал Центр, 2006.

[4] Тайчинов М.Г. Традиционные ценности народов России и их интеграция в современной системе образования. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006.

[5] Спорышева Е.Б. Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарного цикла в системе художественно-эстетического воспитания и образования школьников: дисс. … д-ра пед. наук. – М., 2005.

[6] Богатова И.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профес. учебных заведениях). Дис. … канд. пед. наук. – Тольятти, 2004.

[7] Капкаева Л.С. Интеграция алгебраического и геометрического методов в среднем математическом образовании: Дис. … д-ра пед. наук. – Саранск, 2004.

[8] Иванов В.Г. Теория интеграции образования. Уфа, 2005. С. 21.

[9] Капкаева 2004. С. 192.

[10] Белова Н.А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании. М.: Издательство Международной академии наук педагогического образования, 2005.

[11] Белова… С. 13.

[12] Белова… С. 233-240.

[13] Подробнее см. об этом: Глебкин В.В. Советская культура // Энциклопедия «Культурология». – В 2-х т. / Ред. С.Я. Левит/ - Т.2. -М., 2007. - С. 510-520.

[14] Подробнее см.: Глебкин В.В. Проблема мышления в философии // Развитие личности. №2, 2007. – С. 162-193.

[15] См. об этом: Кассен Б. Эффект софистики. – М.-СПб: Московский философский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000, с.44-72; Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998, с.118-136.

[16] Во избежание недоразумений следует заметить, что под образовательными моделями в данной статье понимаются способы трансляции культуры, прежде всего, на ее теоретическом (гиперсоциальном) уровне. Подробнее о гиперсоциальном уровне культуры см.: Глебкин В.В. Гиперсоциальный уровень культуры. // Энциклопедия «Культурология». – В 2-х т. / Ред. С.Я. Левит/ – М., 2007 (в печати)

[17] См., напр.: Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – М.: Республика, 2004. – С. 296-311.

[18] Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Соч. в шести т. Т.6. – М.: Мысль, 1966. – С. 27.

[19] Паскаль Блез. Мысли. – М.: REFL-book, 1994. – С.124-125.

[20] Разумеется, данный тезис требует множества оговорок, не отменяющих, однако, его по сути. Так, важным элементом в культуре Нового времени являются сентименталистские и романтические тенденции, связанные, в частности, с поэтизацией и одухотворением природы (Гете, Шеллинг, немецкие романтики), но в целом их позиция выступает как диссидентская версия рационализма Просвещения.

[21] В качестве классических образцов такой критики см.: Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. – М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997; Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссель Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, с. 101-126.

[22] В качестве иллюстрации можно сослаться на работы, созданные в рамках одного из наиболее заметных течений в философской антропологии – эволюционной и генетической эпистемологии (К. Лоренц, Ж. Пиаже, К. Поппер, Д. Кэмпбелл, Г. Фоллмер и др.)

[23] См об этом: Глебкин В.В. Универсальное образование и общие принципы обучения на Отделении теории и истории мировой культуры гимназии 1514 г. Москвы // «Bona fide». Аничковский вестник. №29. Спб., 2001. – С. 85-98. С небольшими сокращениями статья опубликована в журнале «Исследовательская работа школьников» №2, 2003. – С.12-18.

[24] Содержание программы и ее теоретическое обоснование см. в работе: Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут homo intellegens // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000, с. 8-176.

[25] В этом аспекте упомянутая в первой части «герменевтическая» модель интеграции, предложенная Н.А. Беловой, по общему замыслу соотносится с одним из фрагментов излагаемой здесь модели.

[26] М.: «Просвещение», 2003.

[27] Хотелось бы подчеркнуть, что история русской и зарубежной литературы не разведены по разным курсам, а изучаются в рамках одного общего курса.

[28] Урок подготовлен и проводится совместно с Е.И. Нешатаевой.

[29] Фрагмент либретто заранее раздается учащимся.

[30] На самом уроке сравнительный анализ текста пушкинского романа и либретто оперы Чайковского, который проводит преподаватель литературы, дополняется прослушиванием и обсуждением соответствующей арии Татьяны и ее музыкальных особенностей (под руководством преподавателя музыки).

[31] Вопросы учащиеся получают перед посещением спектакля, что позволяет им «настроить» свое зрение в процессе просмотра.

[32] Семинар первоначально подготовлен и проведен совместно с Е.А. Косило.

[33] Семинар подготовлен и проводится совместно с В.В. Глебкиным

[34] Семинар подготовлен и проводится совместно с В.В. Глебкиным

[35] Семинар подготовлен и проводится совместно с В.В. Глебкиным

[36] Семинар подготовлен и проводится совместно с В.В. Глебкиным

[37] В списке литературы выделены произведения: 1) обязательные для прочтения, 2) знакомство с которыми желательно, 3)дополнительные по отношению к школьной программе. В гиде по чтению такое разделение не производится.

[38] К семинару по тексту Сеченова могут подключаться со своими вопросами также физик и химик, так что преподавателей может быть и больше.

[39] Подробнее см.: Глебкин В.В. Проблема мышления в философии // Развитие личности. №2, 2007 (в печати).

[40] См.: Лейбниц Г.-В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Т.4. – М.: Мысль, 1989. С. 167-169.

[41] К этой категории явлений можно было бы, пожалуй, присоединить еще «механическую», но явления с этим характером относят обыкновенно в область физических

[42] Подробнее см. об этом в статье И.Ю. Савкиной в настоящем сборнике.

[43] Разработку первоначального варианта литературной составляющей курса осуществляла О.О. Рогинская

[44] В.В. Ляшенко. Будни словесника, М., Просвещение, 1984. С.41.

[45] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Организация системы поискового самообучения в школе для одаренных детей", проект №06-06-00427а.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: