Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность

Содержание

 

 

Введение ……...………………………………………………………...………...….3

1. Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность. 6

1.1 Понятие личных неимущественных прав ребёнка и социальная потребность в их регламентации.………………...…………....……...…......6

1.2 Личные неимущественные права по Семейному кодексу………………..13

2. Характеристика личных прав несовершеннолетнего ……………..…........24

2.1 Право ребенка жить и воспитываться в семье……………..………….…...24

2.2 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками…..32

2.3 Право ребенка выражать свое мнение……………..…….............................39

2.4 Право ребенка на имя, отчество и фамилию………………………………45

3. Защита личных прав несовершеннолетнего ……………………………….52

3.1 Общая характеристика видов и способов защиты личных прав несовершеннолетнего……………………………………………………….52

3.2 Особенности защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………..………………….…56

Заключение …………………………………………………..………………….…69

Список использованных источников …………………………...……………...72



Введение

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

Конституция РФ[1] определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (ст. 2, 19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в ст. 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права - активного участника различных правоотношений и обладателя всевозможных прав.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более "сильных" взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"[2].

Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском[3] и Семейном[4] кодексах РФ.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы[5].

С рождения у ребенка и его родителей сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности нормами семейного права, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей[6].

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся: право на жизнь и воспитание в семье; право знать своих родителей и право на их заботу; право на совместное с ними проживание; право на воспитание своими родителями; обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства и др.

Вопросам правового регулирования прав несовершеннолетнего посвящены работы таких ученых-правоведов как М.В. Антокольская, Л.Ю. Грудцына, Ю.А. Королев, Е.А. Крапивенская, Н.В. Летова, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, О.А. Рузакова и др.

Целью работы является выделение сущностных черт и особенностей, характеризующих личные права несовершеннолетних.

Задачи работы:

1) рассмотреть понятие прав несовершеннолетнего;

2) охарактеризовать основные личные права несовершеннолетнего;

3) исследовать особенности защиты личных прав несовершеннолетнего.

Объект исследования - личные права несовершеннолетнего как институт семейного права.

Предмет исследования - нормы семейного права, регламентирующие порядок осуществления и защиты личных права несовершеннолетнего.



Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: