Права несовершеннолетних и их классификация по Семейному кодексу

Ратификация Союзом ССР Конвенции о правах ребенка[15] вызвала необходимость внесения соответствующих корректив в национальное законодательство.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., на уровне основ конституционного строя закрепила принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7).

Особого внимания заслуживают и положения ст. 38, где сказано: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей". Таким образом, можно говорить о том, что конституционно-правовые нормы возлагают обязанность по обеспечению прав и интересов детей (что выражается в "защите" и "заботе") на двух субъектов: государство и родителей ребенка.

В свою очередь это позволяет утверждать о сочетании в данной обязанности частноправового и публично-правового элементов, что, безусловно, усиливает гарантии обеспечения прав и интересов детей.

Н.Е. Борисова предлагает классифицировать конституционные нормы, определяющие правовое положение ребенка, на три группы[16].

Первую группу таких норм составляют два положения Конституции РФ, прямо относящихся к защите прав и интересов несовершеннолетних. Во-первых, Конституция провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2), причем государства социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7). Во-вторых, Конституция РФ раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7).

Вторую группу конституционных норм составляют статьи Конституции, в которых говорится о детях (детстве) непосредственно. Речь идет о положениях, устанавливающих, что детство (как материнство и семья) находится под защитой государства (п. 1 ст. 38) и что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (п. 2 ст. 38).

Как видно, в этих принципиальных конституционных положениях ребенок (дети) рассматривается только вкупе с материнством, семьей, родителями. Тем не менее можно утверждать, что Конституция уже считает ребенка самостоятельным носителем прав.

И, наконец, третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина.

Используя формулу "каждый", они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних. Зафиксированные в гл. 2 Конституции РФ права и обязанности человека и гражданина, признаваемые и гарантируемые на территории РФ, суть не что иное, как формализованный в российском законодательстве конституционно-правовой статус личности, выражающий "наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений"[17].

Это положение объективно порождает необходимость выяснения вопроса соответствия норм семейного и иного отраслевого законодательства РФ о правах детей международным договорам РФ, и прежде всего Конвенции о правах ребенка.

Основным кодифицированным законом, определяющим права и интересы ребенка в семье, является Семейный кодекс РФ. Статья 1 СК РФ, закрепляя основные начала семейного законодательства, относит к их числу обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Заметим, законодатель делает акцент не на "наилучшем", как это предусмотрено Конвенцией, а на приоритетном, т.е. преимущественном характере интересов детей, что имеет совершенно другую смысловую нагрузку. Вряд ли справедливо в связи с этим говорить о соответствии концептуальной идеи Конвенции о правах ребенка тем направлениям, которые определены в Семейном кодексе РФ.

Более того, в других законодательных актах, регламентирующих отношения с участием детей, понятие "наилучшие интересы" ребенка вообще не используется. Хотя определенного рода попытка его введения в правоприменительную практику была.

Имеется в виду Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Один из принципов государственной политики в интересах детей, закрепленных в п. 2 ст. 4 рассматриваемого закона, провозглашался как "установление и соблюдение государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей". Согласно ст. 8 (полностью утратившей свою силу) данные стандарты включали в себя установленный минимальный объем социальных услуг по образованию, бесплатному медицинскому обслуживанию детей, трудоустройству, социальному обслуживанию, обеспечению права на жилище, организации оздоровления и отдыха детей, оказанию квалифицированной юридической помощи.

Представляется, что наилучшие интересы ребенка как раз и могли быть обеспечены при установлении и соблюдении такого рода стандартов, имеющих статус государственных[18].

Весьма показательным является, по нашему мнению, следующий факт. Государство не только признало ребенка самостоятельным субъектом, закрепив его права в специальной главе 11 СК РФ "Права несовершеннолетних детей", но и придало весомую значимость интересам ребенка.

Высокая степень частоты использования понятия "права ребенка" и "интересы ребенка", к сожалению, должным образом не отражается ни в комментариях к Семейному кодексу РФ, ни в доктринальных комментариях соответствующих статей.

Представляется, что семейно-правовые нормы могут быть классифицированы на несколько групп в зависимости от того, какую роль выполняют права и интересы ребенка в регулировании семейных правоотношений.

Первую группу составляют нормы, определяющие необходимость учета интересов ребенка при реализации им в семье личных прав. Так, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение своих интересов (п. 2 ст. 54), на защиту своих прав и законных интересов (п. 1 ст. 56). Согласно ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение в семье при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Важное значение интересы ребенка имеют и при решении вопроса об изменении его фамилии и (или) имени (ст. 59).

Отдельные статьи СК РФ содержат нормы, ограничивающие возможность реализации ребенком прав, если будет установлено, что это противоречит его интересам.

В частности, "каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам" (п. 2 ст. 54).

Подобное ограничение установлено и в отношении права ребенка выражать свое мнение: "Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам" (ст. 57)[19].

Во вторую группу можно объединить нормы, устанавливающие порядок реализации родителями прав и обязанностей.

Прежде всего, необходимо указать на императивный характер ст. 65: "Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей".

Родители, осуществляющие права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Особую значимость учет прав ребенка приобретает в том случае, если один из родителей проживает отдельно от ребенка. В силу п. 1 ч. 2 ст. 66 СК РФ "родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию". Очевидно, здесь опять-таки речь идет об интересах ребенка, о недопустимости их нарушения.

Поскольку родители являются законными представителями своих детей, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий.

Для отношений представительства характерно точное соответствие действий представителя интересам представляемого.

Если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, на него возлагается обязанность назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ).

К этой же группе норм можно отнести правила, определяющие права и обязанности других законных представителей ребенка - усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей (ст. 137, 150, 153 СК РФ). Данные лица также имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии при полном обеспечении его прав и интересов[20].

В соответствии со ст. 8 защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, - государственными органами или органами опеки и попечительства.

"При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд" (п. 2 ст. 56 СК РФ).

В связи с этим возникает вопрос, в каких случаях, принимая решение, суд, орган опеки и попечительства должен руководствоваться правами и интересами ребенка и принимать решение исходя из интересов ребенка. Анализ семейно-правовых норм с этой точки зрения позволяет выделить еще две группы норм в зависимости от того, о судебном или административном порядке защиты прав и интересов детей идет речь.

В Семейном кодексе содержится ряд статей, регламентирующих деятельность органов опеки и попечительства в рассматриваемой сфере.

В частности, разрешение на изменение фамилии и (или) имени ребенка органы опеки и попечительства дают только исходя из интересов ребенка (ст. 59).

При наличии оснований, предусмотренных законом, родители могут быть ограничены в своих родительских правах. В том случае, если они не изменят своего поведения и отношения к ребенку в лучшую сторону, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка такой иск может быть предъявлен и до истечения названного срока (п. 2 ст. 73).

Обязанность по установлению соответствия интересам ребенка возлагается на орган опеки и попечительства и при даче заключения об обоснованности предстоящего усыновления (п. 2 ст. 125).

Следует отметить, что выше были названы только те статьи Семейного кодекса, которые содержат прямое указание на необходимость учета интересов ребенка. Не вызывает сомнений, что при принятии любого другого решения, затрагивающего интересы ребенка, орган опеки и попечительства должен руководствоваться его интересами.

При рассмотрении различных категорий семейно-правовых споров суд принимает меры по защите прав малолетних и несовершеннолетних лиц. Необходимость учета интересов детей имеет место при расторжении брака, лишении родительских прав, усыновлении и др.

Так, при расторжении брака супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей (ст. 23). При отсутствии такого соглашения либо в случае, если заключенное соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов, разрешая соответствующие вопросы по своей инициативе (ст. 24).

Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга (п. 2 ст. 29).

К делам, рассмотрение которых предполагает защиту интересов детей, могут быть отнесены и споры между супругами о разделе общего имущества. В силу п. 2 ст. 39 суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей.

Особую категорию составляют споры, возникающие между родителями ребенка по поводу осуществления родительских прав: об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, об устранении препятствий к общению близких родственников с ребенком и др. Эти споры также разрешаются судом исходя из интересов ребенка, а в ряде случаев только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет (ст. 57).

В силу своего положения родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. При рассмотрении этих требований суд не связан правом родителей и может отказать в удовлетворении их иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка (п. 1 ст. 68).

Безусловно, интересы ребенка учитываются судом и при решении вопроса о применении к родителям таких мер семейно-правовой ответственности, как лишение и ограничение родительских прав. В соответствии с п. 4 ст. 72 и п. 2 ст. 76 суд вправе отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах или об отмене ограничений и возвращении им ребенка, если это противоречит интересам ребенка.

Что же касается регламентации прав ребенка в Семейном кодексе, то он делит их на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:

1) право ребенка жить и воспитываться в семье;

2) право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

3) право ребенка выражать свое мнение;

4) право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Необходимость учета интересов ребенка в семье, создания условий по их обеспечению отражена в нормах не только Семейного кодекса РФ, но и другого отраслевого законодательства:

1. Гражданского кодекса РФ, а именно: ст. 26 - 28, определяющие объем дееспособности малолетних и несовершеннолетних детей, основания и порядок признания несовершеннолетних полностью дееспособными до достижения ими возраста восемнадцати лет (эмансипации); ст. 31 - 40, регулирующие отношения между подопечными детьми и опекунами (попечителями); ст. 575, содержащая запрет на дарение от имени малолетних и др.

2. Жилищного кодекса РФ[21], а именно ст. 69, устанавливающая права и обязанности членов семьи нанимателя; ст. 91, допускающая возможность выселения без предоставления другого жилого помещения граждан, лишенных родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным и др.

3. Уголовного кодекса РФ[22], а именно: с одной стороны, устанавливаются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, что, конечно же, имеет целью обеспечение их интересов и создание условий для исправления подростков (ст. 87 - 96), с другой стороны, уголовный закон содержит специальную главу 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних", т.е. предусматривает охрану интересов семьи и несовершеннолетних. За совершение действий, противоречащих интересам ребенка, к уголовной ответственности могут быть привлечены как посторонние ему лица, так и родители, например, за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или иного антиобщественного действия, за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

4. Гражданского процессуального кодекса РФ[23], а именно: ст. 23 - 24, определяющие подсудность дел, возникающих из семейно-правовых отношений; ст. 29, допускающая определение подсудности отдельных дел, затрагивающих интересы ребенка, по выбору истца; ст. 37, устанавливающая гражданскую процессуальную дееспособность несовершеннолетних и др.

5. Кодекса РФ об административных правонарушениях[24], а именно: ст. 5.35 "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних" и др.

Во исполнение положений, содержащихся в Семейном кодексе РФ, затрагивающих права и интересы детей, были приняты следующие федеральные законы:

1) Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"[25];

2) Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"[26];

3) Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"[27].

Особо следует отметить уже упоминаемый Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Данный Закон в качестве основных направлений обеспечения прав и интересов ребенка в Российской Федерации обозначает:

1) формирование законодательных гарантий прав ребенка;

2) содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов;

3) выполнение мер по защите прав и интересов ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания;

4) необходимость защиты прав и интересов детей в сфере профессиональной подготовки и занятости;

5) обеспечение прав детей на охрану здоровья;

6) обеспечение защиты права детей на отдых и оздоровление;

7) выполнение мер по защите прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей;

8) необходимость защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Указанный Закон выделяет категорию детей, нуждающихся в особом внимании и поддержке со стороны государства, это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В случае, если ребенок остался без попечения родителей, является инвалидом, жертвой насилия, отбывает наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии, признан жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, беженцем или вынужденным переселенцем и т.д., государство полностью или вместе с родителями принимает на себя обязанности по обеспечению прав и интересов детей.

В регламентации прав и интересов детей огромную роль играют и акты высших судебных органов, такие как:

1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"[28];

2) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"[29];

3) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов"[30];




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: