Потребность в их регламентации

В гражданском и семейном праве права принято делить на имущественные и личные неимущественные.

Личные права неразрывно связаны с такими понятиями, как равенство, свобода, неприкосновенность личности. И это естественно, так как идеи равенства, свободы, личной неприкосновенности на протяжении всей истории цивилизации использовались в борьбе нового со старым, прогрессивного с консервативным, отжившим свой век.

Безусловно, в разные эпохи в данные понятия вкладывалось различное содержание, однако сами эти идеи всегда были и остаются притягательными для любого человека. Социальная ценность личных прав состоит, главным образом, в том, что они сами по себе, а также гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и уровень развития самого общества. Таким образом, меру свободы личности в обществе необходимо прямо проецировать на меру справедливости и свободы самого общества. Признанием этого явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека[7], а также Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г.[8] и вступившего в действие для СССР и для России в 1976 г.

Следует иметь в виду, что целостная правовая регламентация государством личных прав обусловлена не только соображениями гуманитарного или политического характера, но и экономическими причинами. Переход к экономике рыночного типа и связанная с ним свобода предпринимательской деятельности создают основу экономической свободы личности. Экономическая же свобода неизбежно порождает объективную потребность в свободе личной, духовной.

Личные неимущественные права в объективном смысле представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права.

Основу правового регулирования этих прав составляют нормы конституционного права, которые закрепляют в целом систему личных прав граждан, а также устанавливают правовые гарантии их реального осуществления. В соответствии с главой 2 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом прямо запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, половой, языковой или религиозной принадлежности.

Нормы уголовного права направлены на борьбу с общественно опасными посягательствами на важнейшие личные права граждан, такие как право на жизнь, здоровье и телесную неприкосновенность, право на честь, достоинство и деловую репутацию.

Нормы административного, семейного и других отраслей права, жилищного, экологического и иных отраслей законодательства определяют компетенцию государственных органов по регулированию личных прав, устанавливают границы вмешательства в личную сферу, что во многом позволяет определить пределы осуществления личных прав.

Особую роль в правовом регулировании и охране личных неимущественных прав призваны сыграть нормы гражданского права. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, регулирование личных прав нормами гражданского права непосредственно связано с охраной частной (личной) сферы отдельных лиц.

Что касается личных неимущественных прав детей, то следует отметить, что ранее действующее семейное законодательство их не регламентировало. Впервые они были сформулированы в гл. 11 СК РФ, посвященной правам несовершеннолетних. Следует отметить главенствующую роль личных неимущественных прав в данной главе - 6 статей посвящены именно личным неимущественным правам и лишь одна статья (ст. 60) - имущественным правам.

Достаточно подробно личные неимущественные права регламентируются нормами международного права. Наиболее важным моментом является признание детей самостоятельными субъектами права, при этом признается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека является "не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним.

Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка"[9].

Все международные органы по правам человека, участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне, в рамках ООН.

Универсальные органы в зависимости от их юридической природы можно разделить на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН[10], и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. Кроме того, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

Внедоговорные механизмы - это органы ООН. Устав ООН 1945 г. непосредственно не посвящен правам человека. Но, выполняя роль Конституции ООН, он лежит в основе международного правопорядка. В соответствии со статьей 55 (c) Устава Организация Объединенных Наций призвана содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

В целях реализации этой задачи статья 57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН.

Комитет ООН по правам человека является одним из наиболее авторитетных международных органов в области прав человека, создан с целью помочь осуществлению требований Международного пакта о гражданских и политических правах, результаты его деятельности дают достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитет состоит из 18 экспертов, которые выступают в личном качестве, а не как представители государств. Комитет накопил значительный опыт, изучение которого представляет не только огромный теоретический, но и практический интерес.

Комитет по правам ребенка учрежден в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со статьей 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае - июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 г.

Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности. Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен соответствующим государством-участником не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции и далее каждые пять лет.

В докладах должны указываться факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции.

Кроме того, должны быть представлены сведения, показывающие, как Конвенция выполняется соответствующей страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в собственных странах.

Для отслеживания произошедших изменений периодические доклады должны содержать информацию о рассмотрении замечаний Комитета по предыдущему докладу.

К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Таким образом, пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

При обсуждении доклада Комитет обсуждает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей в отдельных аспектах прав ребенка[11].

На региональном уровне для европейского региона наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека и детей, в том числе, является Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.

Возможность обращения в Европейский суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[12] Конвенция разрешает детям подавать жалобы в Европейский суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей. Европейский суд по правам человека, действующий на основании Конвенции 1950 г., имеет право интерпретировать ее в свете отдельных положений Конвенции ООН по правам ребенка.

В Европейской конвенции о защите прав и основных свобод положений, непосредственно касающихся прав детей, не так уж и много. Однако к ребенку, как и к любому другому субъекту прав, могут быть применены все положения Конвенции. И сама Конвенция, и прецеденты Суда говорят о том, что заявителем может выступить любой человек, подлежащий юрисдикции Суда, в том числе и несовершеннолетний.

Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие:

1) ювенальная юстиция и арест (ст. ст. 5 и 6 Европейской конвенции о правах человека);

2) образование (ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции);

3) свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций (ст. ст. 9, 10, 11 Европейской конвенции, ст. ст. 13, 14, 15 Конвенции ООН о правах ребенка);

4) жестокое обращение и безнадзорность (ст. ст. 3 и 8 Европейской конвенции);

5) дети - иммигранты и беженцы (ст. ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции)[13].

Помимо Европейского суда по правам человека, действует еще Суд Европейского союза (Люксембург), который принимает только иски граждан государств - членов Союза и также может рассматривать дела в отношении детей.

Также на региональном уровне (на территории республик бывшего Советского Союза) действует еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка. В 1995 г. была подписана Конвенция СНГ о правах и свободах человека[14], которая была ратифицирована Российской Федерацией. Конвенция нацелена на соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами - участниками СНГ.

Таким образом, защита прав детей на международном уровне может осуществляться в различных формах, путем создания, применения различных механизмов, органов и организаций.

Основной проблемой при этом являются рекомендательный характер большинства принимаемых решений и отдаленность деятельности многих органов от реальной жизни. В настоящее время внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности возрастает, и это, несомненно, может повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: