Социально-психологическая характеристика юношеского возраста (от 17 до 20 - 23 лет)

 

Особенности социально-психологического развития человека после окончания школы изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Абрамова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюжный, Ю.В. Кулюткин, А.В. Толстых, Г. Крайг, Э. Эриксон и др.). В современной психологии развития не существует единой точки зрения относительно названия периода развития человека от 17 до 20-23 лет. Рассматриваемый период в различных литературных источниках называется юностью (в отличие от ранней юности) [3], [6], ранней молодостью [7], ранней взрослостью [5].

Временные границы периода юности, как и других периодов жизни взрослого человека, определены в психологии развития также недостаточно четко, поскольку процесс становления личности связан с индивидуальны­ми особенностями жизненного пути молодого человека.  По этому поводу П.П. Блонский отмечал, что все в мире, в том числе и возраст, имеют свою историю, в связи, с чем юность человека не является вечным явлением, а очень поздним, почти на глазах истории происшедшим приобретением человечества. Как всякое позднее приобретение, она сильно варьирует у разных народов и сильно отличается по длительности в разных социальных группах [цит. по 18]. Юность, как последнее приобретение человечества, выступает прелюдией зрелости и вопрос о границе временной их длительности неясен. Наличие длительного периода юности делает возможной разностороннюю подготовку человека к будущей жизни. Социальные границы и различия в длительности этого периода, по мнению П. Блонского, могут достигать десять и более лет, что свидетельствует о прямой социальной обусловленности этого периода [18].

Разные авторы рассматривают юность как переходный период (фазу) развития личности [7], [9], [23]. В кризисный подростковый период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания.

Б. Ливехуд отмечает, что в годы юности все имеет характер абсолюта и одновременно характер временного [9]. Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совершенно не беспокоящая самих молодых людей. Их суждения и чувства абсолютны — во всяком случае, в данный момент. Каждый выбор «временно-абсолютен» [9].

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяго­теет к молодости и зрелости [23].

По мнению Ю. В. Кулюткина, в период между 17 и 22 годами происходит становление взрослости, освое­ния новых – «взрослых» – норм поведения, адаптации к новым со­циальным и профессиональным функциям и ролям [7]. Молодой человек переживает своеобразный кризис своего развития: он начинает интенсив­но опробовать различные роли взрослого человека, выбирает, а бывает и часто меняет профессии, пытается адаптироваться к но­вому образу жизни, стремится построить собственную семью. Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий само­стоятельную трудовую жизнь, приобретает статус взрослого человека. Но с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Раз­личные «взрослые» роли усваиваются им не сразу: в одних случаях он действует как взрослый, в других – еще нет. Отсюда и раз­личная степень серьезности и ответственности поведения в разных ситуациях. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоя­тельств, а принятые решения часто заменяются. Он болезненно воспринимает, когда, как ему кажется, ограничивают его самостоя­тельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно. Спо­собность к саморегуляции, чувство ответственности за принятые решения, настойчивость и воля в достижении не только близких, но и отдаленных целей – все это находится еще в периоде станов­ления. Конечно, все эти качества могут появиться у человека только по мере накопления собственного опыта. Период юности (молодости, по Ю.В. Кулюткину), как раз и является периодом приобретения опыта самостоятельных ре­шений, формирования чувства ответственности за их последствия, способности к достижению достаточно крупных целей, жизненно важных для личности [7]. По мере приобретения такого опыта про­исходит самоопределение личности: осознание смысла своей жиз­ни, предвосхищение будущего жизненного пути, формирование реальных жизненных планов. Жизненные планы возникают в резуль­тате четкого соподчинения ближайших и перспективных целей, исходя из реальных условий жизни. В том случае, когда жизненные планы сформированы, молодой человек преодолевает первоначаль­ный кризис развития. Он все более полно адаптируется к новому положению взрослого, осваивает свои права и обязанности, уста­навливает новые взаимоотношения с людьми, реализует новые со­циальные функции и роли, овладевает профессиональным мастер­ством, строит собственную семью и вырабатывает собственный об­раз жизни. Если же формирование жизненных планов запаздывает, молодой человек продолжает метаться в поисках своего места в жизни, проявляя своеобразный инфантилизм личности даже в до­статочно солидном «паспортном» возрасте.

Юношеский возраст – период целостного становления личности, время наступления социальной зрелости, формирования «Я-концепции», активного вхождения личности во все сферы общественного бы­тия. Центральным новообразованием юношеского воз­раста выступает система самосознания личности, ее «Я-концепция». Самосознание, как отмечала И.И. Чеснокова, «проявляется прежде всего в воспри­ятии человеком многочисленных «образов» самого се­бя в различных ситуациях деятельности и общения. Эти «образы» первоначально возникают на основе осознания данным человеком оценок его другими людьми, далее на основе соотнесения оценок других и своих собственных. Иными словами, они – всегда ре­зультат социального взаимодействия индивида и его окружения» [24].

Переход самосознания на качественно новый уровень существенно влияет на процесс формирова­ния ценностных ориентации личности, дальнейшее развитие ее мотивационно-потребностной сферы. Какпоказало проведенное Л.И. Шумской исследование, для ценностно-ориентационной сферы личности в юношеском возрасте характерны: способность к анализу, осозна­ние своих интересов и идеалов и поиск их, осознание общественных ценностей [25]. Развитие ценностно-ориентационной сферы личности содействует акти­визации ее деятельности по саморазвитию. Одним из важнейших аспектов этой деятельности является переход от осознания своих интересов, от понимания того, к чему следует стремиться, к реальной попытке изменить самого себя, выработать в себе те качества, которые субъект считает положительными, социаль­но необходимыми. Ценностное отношение к различ­ным сторонам действительности исключительно важно для понимания сущности субъективного об­раза жизни личности.

Характерной чертой юношества яв­ляется заметно актуализирующееся чувство взрослости, стремление к самостоятельному принятию реше­ний, выстраиванию индивидуальной жизненной стра­тегии. Молодые люди достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам пове­дения, устоявшимся стереотипам деятельности, стре­мясь смотреть на мир своими глазами. Однако именно социального опыта, позволяющего выбрать правиль­ные ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения, юношам и девушкам зачастую не­достает, что нередко приводит к непониманию, а под­час и конфликтам их с ближайшим окружением – родителями, педагогами, сверстниками. В по­добных противоречиях также осуществляется поиск своего «Я», отстаивание права на собственную непо­вторимость, автономию в окружающем мире.

Юношеский возраст – время обостренного чувст­венного восприятия мира в целом. Чувство справед­ливости, личностной признанности и защищенности, осознание своей автономии среди окружающих вы­ступают важнейшими регуляторами деятельности юношей и девушек. В этой связи важную роль играют волевые проявления их личности, такие, как инициа­тивность, настойчивость, решительность, самооблада­ние. Новые социально-экономические условия жизни востребовали людей инициативных, волевых, способ­ных принимать самостоятельные решения в различ­ных нестандартных ситуациях. Социально-инфантильный тип личности уходит на задний план, теряя перспективу реализации своих жизненных планов и программ.

Тенденция к самоутверждению себя как личности проявляется и в характере общения юношей и деву­шек. Юношеский возраст, согласно утверждению И.С. Кона, принято считать самым коллективистским. Юноши и девушки демонстрируют высокую избира­тельность в общении, предпочитая близкую для себя по ценностным ориентациям, потребностям и интере­сам среду.

Одним из отличительных признаков юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, вы­бор профессии [14], [16]. С юностью связано продолже­ние обучения или начало освоения профессии. В психоло­гическом плане юность решает задачи окончательного, дей­ственного самоопределения и интеграции в общество взрос­лых людей.

Социальная ситуация развития в юности (так же как и в старшем школьном возрасте) – ситуация выбора жизнен­ного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16-17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к но­вым целям. Для юности характерны три основных варианта жизнен­ного пути: обучение в вузе и в специальных учебных заведениях, поиски работы и для юношей служба в армии. Гораздо реже встреча­ются уход в криминальный мир, иждивен­чество (жизнь за счет родителей или мужа при отказе от работы и учебы) и различные варианты «бег­ства» от общества (бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погру­женность в себя, суицид и т.д.).То, какой выбор будет сделан в юности, зависит от направлен­ности личности, доминирующих мотивов, основных цен­ностных ориентации.

Таким образом, после окончания школы и на­чала самостоятельной жизни продолжается выбор жизнен­ного пути, завершающийся в конце периода окончатель­ным самоопределением. Соответственно типам жизненного мира, выделенными в работах Ф.Е. Василюка, И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий рассматривают следующие линии онтогенеза, связанные с различной направленностью личности в юности (гедонистической, эгоистической, духовно-нравственной и сущностной) [6].

Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направ­ленностью личности (атавистические аналоги простого и лег­кого и простого и трудного жизненного мира), вообще не пред­полагают самоопределения; «выбор» предопределен самой ге­донистической установкой. В случае простого и легкого жиз­ненного мира она реализуется посредством паразитического существования: существова­ние за счет родителей и за­мужество (женитьба) с целью обеспечения паразити­ческого существования за счет супруга (супруги). При атавистическом аналоге простого и трудного жиз­ненного мира гедонистическая установка реализуется че­рез механизм терпения. Здесь для обеспечения существова­ния, сведенного к удовольствиям и развлечениям, прихо­дится прибегать к соответ­ствующей деятельности: 1) существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в кри­минальных структурах; 2) выполнение про­стой, не требующей ответственности работы. Отсутствие самоопределения как такового, четких жизнен­ных планов, а также способности к полноценной трудовой или учебной деятельности обусловливает такжеотсутствие же­лания получить образование, овладеть какой-либо профес­сией. При необходимости прохождения службы в армии они обычно сравнительно легко приспосабливаются к неустав­ным отношениям, являясь послушными исполнителями чужой воли.

Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направлен­ностью личности (сложным и трудным жизненным ми­ром),в отличие от рассмотренных выше, характеризуются достаточно сформированной иерархической системой цен­ностей и, соответственно, доминированием тех или иных эгоистических мотивов (мотивы престижа, власти (доминирования) и материального достатка (обогащения).

При наличии линии престижной мотива­ции жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства, получить пре­стижную профессию и т.п. В зависимости от материальных возможностей семьи, профессиональных и прочих связей родителей, а также собственных склонностей и способно­стей выбираются наиболее перспективная с точки зрения поставленных целей профессия и соответствующее учебное заведение. Разновидностью линии престижной мотивации для достижения жизненной цели является брак с человеком, обладаю­щим известностью и влиянием в соответствующей области.

Другой вариант эгоистической направленности личнос­ти связан с мотивами власти, доминантности. В зависимо­сти от особенностей характера, конкретных интересов, учебной и физической подготовки, а также возможностей родителей способствовать выбираемой карьере, молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры, выбирают те или иные военные училища, службу в специальных войс­ках (ВДВ, морская пехота и др.) или в милиции (ОМОН, спецназ) и т.п.

Еще одним распространенным вариантом линий онто­генеза, связанных с эгоистической направленностью лич­ности, является преимущественная ориентация на мате­риальную сторону жизни: от обычного материального дос­татка, комфортных бытовых условий до стремления к обо­гащению и накоплению материальных ценностей. Эти мо­тивы в той или иной степени присущи и другим вариантам эгоистической направленности личности, а мотив матери­ального достатка — вообще большинству людей. Здесь же они доминируют и играют решающую роль в выборе жиз­ненного пути.

Духовно-нравственная и сущностная направленность лич­ности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира)предполагают в юности поиск призва­ния, выбор профессии, наиболее отвечающей склоннос­тям. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью.

И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий подчеркивают, что и при этих линиях онтогенеза выбор про­фессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленно­сти личности [6]. Поскольку выбор связан с определенной широтой круга интересов молодого человека, то это далеко не все­гда гарантирует оптимальныйвариант выбора, т.к. не все потенциальные сущностные стороны человека открывают­ся ему к моменту выбора жизненного пути. В любом случае профессиональное самоопределение явля­ется очень трудной задачей.

Таким образом, юность является вторым переходным периодом в развитии личности. Начинаясь с кризиса возрастного развития личности, она продолжается как относительно стабильный период освоения человеком «взрослых» ролей, профессионального мастерства и построения семьи. Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием эмоциональной, волевой и мотивационно-потребностной сфер личности.

Юность – первый период взрослой, самостоятельной жизни. Несмотря на то, что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в пре­дыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняет­ся и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучи­тельных поисков. Окончательное самоопределение, позво­ляющее начать утверждать себя в жизни, и является цент­ральным возрастным новообразованием юности. Юность – это время выбора жизненного пути и начала реализации поставлен­ных целей, в котором огромную роль играет направленность личности.

 

 

ВЫВОДЫ

 

В ходе рассмотрения теоретических аспектов проблемы направленности личности в психологии было установлено следующее.

Направленность является центральным, или интегративным качеством личности и выступает как системообразующее свойство, определяющее её психологический склад. Существуют различные подходы к изучению направленности, но во всех концепциях направленность, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности.

Направленность – это целостная система устано­вок, ценностных ориентации, интересов личности, ее жизненная позиция по отношению к труду, к другим людям, к обществу в целом. В направленности интегрируется все многообразие отноше­ний личности, начиная от частных и ситуативных ее установок и кончая жизненными устремлениями, планами, идеалами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворе­ния. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в дан­ной социальной среде, в частности. Поэтому направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Являясь важнейшей характеристикой человека, интегральным целостным свойством, регулирующим его деятельность и активность, направленность имеет огромное воспитательное значение. Поэтому особую актуальность приоб­ретают вопросы развития направленности в условиях образования и, особенно, в юношеском возрасте (от 17 до 20-23 лет), в период выбора жизненного пути, подготовки к будущей профессии и ее освоения.

Исследование направлен­ности личности представляет как теоретический, так и практиче­ский интерес, поскольку формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей вос­питательной задачей. Изучение особенностей направленности личности в юношеском возрасте на примере курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь описывается в следующей главе настоящей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: