Особенности социально-психологического развития человека после окончания школы изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Абрамова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюжный, Ю.В. Кулюткин, А.В. Толстых, Г. Крайг, Э. Эриксон и др.). В современной психологии развития не существует единой точки зрения относительно названия периода развития человека от 17 до 20-23 лет. Рассматриваемый период в различных литературных источниках называется юностью (в отличие от ранней юности) [3], [6], ранней молодостью [7], ранней взрослостью [5].
Временные границы периода юности, как и других периодов жизни взрослого человека, определены в психологии развития также недостаточно четко, поскольку процесс становления личности связан с индивидуальными особенностями жизненного пути молодого человека. По этому поводу П.П. Блонский отмечал, что все в мире, в том числе и возраст, имеют свою историю, в связи, с чем юность человека не является вечным явлением, а очень поздним, почти на глазах истории происшедшим приобретением человечества. Как всякое позднее приобретение, она сильно варьирует у разных народов и сильно отличается по длительности в разных социальных группах [цит. по 18]. Юность, как последнее приобретение человечества, выступает прелюдией зрелости и вопрос о границе временной их длительности неясен. Наличие длительного периода юности делает возможной разностороннюю подготовку человека к будущей жизни. Социальные границы и различия в длительности этого периода, по мнению П. Блонского, могут достигать десять и более лет, что свидетельствует о прямой социальной обусловленности этого периода [18].
|
|
Разные авторы рассматривают юность как переходный период (фазу) развития личности [7], [9], [23]. В кризисный подростковый период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания.
Б. Ливехуд отмечает, что в годы юности все имеет характер абсолюта и одновременно характер временного [9]. Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совершенно не беспокоящая самих молодых людей. Их суждения и чувства абсолютны — во всяком случае, в данный момент. Каждый выбор «временно-абсолютен» [9].
Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости [23].
|
|
По мнению Ю. В. Кулюткина, в период между 17 и 22 годами происходит становление взрослости, освоения новых – «взрослых» – норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и ролям [7]. Молодой человек переживает своеобразный кризис своего развития: он начинает интенсивно опробовать различные роли взрослого человека, выбирает, а бывает и часто меняет профессии, пытается адаптироваться к новому образу жизни, стремится построить собственную семью. Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную трудовую жизнь, приобретает статус взрослого человека. Но с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу: в одних случаях он действует как взрослый, в других – еще нет. Отсюда и различная степень серьезности и ответственности поведения в разных ситуациях. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств, а принятые решения часто заменяются. Он болезненно воспринимает, когда, как ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно. Способность к саморегуляции, чувство ответственности за принятые решения, настойчивость и воля в достижении не только близких, но и отдаленных целей – все это находится еще в периоде становления. Конечно, все эти качества могут появиться у человека только по мере накопления собственного опыта. Период юности (молодости, по Ю.В. Кулюткину), как раз и является периодом приобретения опыта самостоятельных решений, формирования чувства ответственности за их последствия, способности к достижению достаточно крупных целей, жизненно важных для личности [7]. По мере приобретения такого опыта происходит самоопределение личности: осознание смысла своей жизни, предвосхищение будущего жизненного пути, формирование реальных жизненных планов. Жизненные планы возникают в результате четкого соподчинения ближайших и перспективных целей, исходя из реальных условий жизни. В том случае, когда жизненные планы сформированы, молодой человек преодолевает первоначальный кризис развития. Он все более полно адаптируется к новому положению взрослого, осваивает свои права и обязанности, устанавливает новые взаимоотношения с людьми, реализует новые социальные функции и роли, овладевает профессиональным мастерством, строит собственную семью и вырабатывает собственный образ жизни. Если же формирование жизненных планов запаздывает, молодой человек продолжает метаться в поисках своего места в жизни, проявляя своеобразный инфантилизм личности даже в достаточно солидном «паспортном» возрасте.
Юношеский возраст – период целостного становления личности, время наступления социальной зрелости, формирования «Я-концепции», активного вхождения личности во все сферы общественного бытия. Центральным новообразованием юношеского возраста выступает система самосознания личности, ее «Я-концепция». Самосознание, как отмечала И.И. Чеснокова, «проявляется прежде всего в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Эти «образы» первоначально возникают на основе осознания данным человеком оценок его другими людьми, далее на основе соотнесения оценок других и своих собственных. Иными словами, они – всегда результат социального взаимодействия индивида и его окружения» [24].
|
|
Переход самосознания на качественно новый уровень существенно влияет на процесс формирования ценностных ориентации личности, дальнейшее развитие ее мотивационно-потребностной сферы. Какпоказало проведенное Л.И. Шумской исследование, для ценностно-ориентационной сферы личности в юношеском возрасте характерны: способность к анализу, осознание своих интересов и идеалов и поиск их, осознание общественных ценностей [25]. Развитие ценностно-ориентационной сферы личности содействует активизации ее деятельности по саморазвитию. Одним из важнейших аспектов этой деятельности является переход от осознания своих интересов, от понимания того, к чему следует стремиться, к реальной попытке изменить самого себя, выработать в себе те качества, которые субъект считает положительными, социально необходимыми. Ценностное отношение к различным сторонам действительности исключительно важно для понимания сущности субъективного образа жизни личности.
Характерной чертой юношества является заметно актуализирующееся чувство взрослости, стремление к самостоятельному принятию решений, выстраиванию индивидуальной жизненной стратегии. Молодые люди достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, устоявшимся стереотипам деятельности, стремясь смотреть на мир своими глазами. Однако именно социального опыта, позволяющего выбрать правильные ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения, юношам и девушкам зачастую недостает, что нередко приводит к непониманию, а подчас и конфликтам их с ближайшим окружением – родителями, педагогами, сверстниками. В подобных противоречиях также осуществляется поиск своего «Я», отстаивание права на собственную неповторимость, автономию в окружающем мире.
|
|
Юношеский возраст – время обостренного чувственного восприятия мира в целом. Чувство справедливости, личностной признанности и защищенности, осознание своей автономии среди окружающих выступают важнейшими регуляторами деятельности юношей и девушек. В этой связи важную роль играют волевые проявления их личности, такие, как инициативность, настойчивость, решительность, самообладание. Новые социально-экономические условия жизни востребовали людей инициативных, волевых, способных принимать самостоятельные решения в различных нестандартных ситуациях. Социально-инфантильный тип личности уходит на задний план, теряя перспективу реализации своих жизненных планов и программ.
Тенденция к самоутверждению себя как личности проявляется и в характере общения юношей и девушек. Юношеский возраст, согласно утверждению И.С. Кона, принято считать самым коллективистским. Юноши и девушки демонстрируют высокую избирательность в общении, предпочитая близкую для себя по ценностным ориентациям, потребностям и интересам среду.
Одним из отличительных признаков юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, выбор профессии [14], [16]. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.
Социальная ситуация развития в юности (так же как и в старшем школьном возрасте) – ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16-17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе и в специальных учебных заведениях, поиски работы и для юношей служба в армии. Гораздо реже встречаются уход в криминальный мир, иждивенчество (жизнь за счет родителей или мужа при отказе от работы и учебы) и различные варианты «бегства» от общества (бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя, суицид и т.д.).То, какой выбор будет сделан в юности, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентации.
Таким образом, после окончания школы и начала самостоятельной жизни продолжается выбор жизненного пути, завершающийся в конце периода окончательным самоопределением. Соответственно типам жизненного мира, выделенными в работах Ф.Е. Василюка, И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий рассматривают следующие линии онтогенеза, связанные с различной направленностью личности в юности (гедонистической, эгоистической, духовно-нравственной и сущностной) [6].
Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направленностью личности (атавистические аналоги простого и легкого и простого и трудного жизненного мира), вообще не предполагают самоопределения; «выбор» предопределен самой гедонистической установкой. В случае простого и легкого жизненного мира она реализуется посредством паразитического существования: существование за счет родителей и замужество (женитьба) с целью обеспечения паразитического существования за счет супруга (супруги). При атавистическом аналоге простого и трудного жизненного мира гедонистическая установка реализуется через механизм терпения. Здесь для обеспечения существования, сведенного к удовольствиям и развлечениям, приходится прибегать к соответствующей деятельности: 1) существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в криминальных структурах; 2) выполнение простой, не требующей ответственности работы. Отсутствие самоопределения как такового, четких жизненных планов, а также способности к полноценной трудовой или учебной деятельности обусловливает такжеотсутствие желания получить образование, овладеть какой-либо профессией. При необходимости прохождения службы в армии они обычно сравнительно легко приспосабливаются к неуставным отношениям, являясь послушными исполнителями чужой воли.
Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направленностью личности (сложным и трудным жизненным миром),в отличие от рассмотренных выше, характеризуются достаточно сформированной иерархической системой ценностей и, соответственно, доминированием тех или иных эгоистических мотивов (мотивы престижа, власти (доминирования) и материального достатка (обогащения).
При наличии линии престижной мотивации жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства, получить престижную профессию и т.п. В зависимости от материальных возможностей семьи, профессиональных и прочих связей родителей, а также собственных склонностей и способностей выбираются наиболее перспективная с точки зрения поставленных целей профессия и соответствующее учебное заведение. Разновидностью линии престижной мотивации для достижения жизненной цели является брак с человеком, обладающим известностью и влиянием в соответствующей области.
Другой вариант эгоистической направленности личности связан с мотивами власти, доминантности. В зависимости от особенностей характера, конкретных интересов, учебной и физической подготовки, а также возможностей родителей способствовать выбираемой карьере, молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры, выбирают те или иные военные училища, службу в специальных войсках (ВДВ, морская пехота и др.) или в милиции (ОМОН, спецназ) и т.п.
Еще одним распространенным вариантом линий онтогенеза, связанных с эгоистической направленностью личности, является преимущественная ориентация на материальную сторону жизни: от обычного материального достатка, комфортных бытовых условий до стремления к обогащению и накоплению материальных ценностей. Эти мотивы в той или иной степени присущи и другим вариантам эгоистической направленности личности, а мотив материального достатка — вообще большинству людей. Здесь же они доминируют и играют решающую роль в выборе жизненного пути.
Духовно-нравственная и сущностная направленность личности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира)предполагают в юности поиск призвания, выбор профессии, наиболее отвечающей склонностям. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью.
И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий подчеркивают, что и при этих линиях онтогенеза выбор профессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленности личности [6]. Поскольку выбор связан с определенной широтой круга интересов молодого человека, то это далеко не всегда гарантирует оптимальныйвариант выбора, т.к. не все потенциальные сущностные стороны человека открываются ему к моменту выбора жизненного пути. В любом случае профессиональное самоопределение является очень трудной задачей.
Таким образом, юность является вторым переходным периодом в развитии личности. Начинаясь с кризиса возрастного развития личности, она продолжается как относительно стабильный период освоения человеком «взрослых» ролей, профессионального мастерства и построения семьи. Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием эмоциональной, волевой и мотивационно-потребностной сфер личности.
Юность – первый период взрослой, самостоятельной жизни. Несмотря на то, что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным возрастным новообразованием юности. Юность – это время выбора жизненного пути и начала реализации поставленных целей, в котором огромную роль играет направленность личности.
ВЫВОДЫ
В ходе рассмотрения теоретических аспектов проблемы направленности личности в психологии было установлено следующее.
Направленность является центральным, или интегративным качеством личности и выступает как системообразующее свойство, определяющее её психологический склад. Существуют различные подходы к изучению направленности, но во всех концепциях направленность, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности.
Направленность – это целостная система установок, ценностных ориентации, интересов личности, ее жизненная позиция по отношению к труду, к другим людям, к обществу в целом. В направленности интегрируется все многообразие отношений личности, начиная от частных и ситуативных ее установок и кончая жизненными устремлениями, планами, идеалами.
Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности. Поэтому направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Являясь важнейшей характеристикой человека, интегральным целостным свойством, регулирующим его деятельность и активность, направленность имеет огромное воспитательное значение. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы развития направленности в условиях образования и, особенно, в юношеском возрасте (от 17 до 20-23 лет), в период выбора жизненного пути, подготовки к будущей профессии и ее освоения.
Исследование направленности личности представляет как теоретический, так и практический интерес, поскольку формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей воспитательной задачей. Изучение особенностей направленности личности в юношеском возрасте на примере курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь описывается в следующей главе настоящей работы.