Глава 2. Эмпирическое исследование направленности личности в юношеском возрасте

2.1. Организация и методы исследования

 

Научное исследование с целью проверки гипотезы об особенностях развития направленности в юношеском возрасте проводилось на базе Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь. Контингент испытуемых составили курсанты названного учреждения в количестве 28 человек (список испытуемых в приложении А) в возрасте 19-22 лет.

Эмпирическое исследование включало несколько этапов.

На первом этапе осуществлялась диагностика направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

На втором этапе исследования была проведена обработка результатов диагностики с помощью методов первичной математической статистики.

Третий этап предполагал статистическую проверку гипотезы и подведение итогов исследовательской работы.

В ходе теоретического анализа было установлено, что направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. По мнению В.С. Мерлина [11] и М.С. Неймарк [13] направленность личности может проявляться в отношении к другим людям, к обществу, к самому себе. В связи с этим выделяют три группы мотивов, связанные с отношениями человека к другим людям (к себе, к другим людям, к своему делу) и характеризующие направленность его личности:

мотивы обще­ственные – коллективистские, гуманистические, связанные с забо­той о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и зависимостью от него и т. д.;

мотивы личные – свя­занные с собственным благополучием, личным первенством, успе­хом, престижем, удовольствием, властью и т. д.;

мотивы дело­вые – идущие от интереса к окружающему миру, к объекту, к процессу познания и деятельности.

В зависимости от преобладания тех или иных мотивов разли­чают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая.

Общественная направленность проявляется как домини­рующее стремление действовать в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом; личная направленность – в до­минировании личных мотивов, в стремлении к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию и т. п.; деловая на­правленность – как доминирующее стремление человека, вызываемое интересом к познанию и деятельности [8].

В настоящем исследовании направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь изучалась с помощью ориентационной анкетыБ. Басса, состоящей из 27 пунктов-суждений [17]. Данная методика позволяет определить следующие виды направленно­сти:

1) Направленность личнаяили на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность и достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2) Направленность общественная (на взаимодействие) или на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ори­ентация на социальное одобрение, зависимость от группы, по­требность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3) Направленность деловая (на задание) или на дело (Д) – заинтересованность в ре­шении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для дос­тижения общей цели.

Описание диагностики направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь приводится в следующем параграфе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: