Понятие трудовых ресурсов

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Филиал в г. Кирове

Кафедра экономики и управления

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Государственная политика эффективного использования трудовых ресурсов

Специальность: Государственное

и муниципальное управление

 

Выполнил: студент

группы ГМУ-32-ВВО

 

Научный руководитель:

к.э..н., доцент

 

 

Допущена к защите в ГАК:   Зав. кафедрой _________________                        подпись     ____ (фамилия, инициалы)     «___» ___________2010 год

 

Киров

2010 г.



Оглавление

Введение……………………………………………………………….…….3

 

Глава 1. Основные теоретические аспекты государственной политики эффективного использования трудовых ресурсов…………………..…….6

1.1. Понятие трудовых ресурсов………………………………….……..6

1.2. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов и факторы на них влияющие…………………………………………..….13

1.3. Государственная политика эффективного использования трудовых ресурсов………………………………………………………19

 

Глава 2. Анализ использования трудовых ресурсов в Кировской области…………………………………………………………………………26

2.1. Социально-экономическое положение Кировской области. Характеристика рынка труда…………………………………………...26

2.2. Характеристика трудовых ресурсов Кировской области………..38

2.3. Эффективность использования трудовых ресурсов в Кировской области…………………………………………………………………...45

 

Глава 3. Совершенствование государственной политики эффективного использования трудовых ресурсов…………………………………………55

3.1. Необходимые меры государственной политики в эффективном использовании трудовых ресурсов…………………………………….55

3.2. Модель совершенствования государственной политики использования трудовых ресурсов……………………………………..58

3.3. Экономическая эффективность модели…………...……………...60

 

Заключение……………………………………………………………….63

 

Источники и литература…………………………………………...66

 

Приложения………………………………………………………………70



Введение

Обеспечение рыночных преобразований теоретическими и прикладными исследованиями, создание единого экономического пространства в сочетании с формированием региональных рынков и развитием местного самоуправления потребовали учёта способностей, возможностей и потребностей человека. В решении масштабных задач коренной перестройки и качественного обновления общества важная роль отводится человеческому фактору: его активизации, развитию трудовой инициативы, творческих способностей.

В условиях международной конкуренции экономический рост страны все в меньшей степени зависит от запасов природных ресурсов. В данной ситуации фундаментальную основу производства должны составить трудовые ресурсы - люди, их высокая квалификация, уровень образования, новаторские способности, система ценностей. Необходим новый механизм создания рабочих мест, причем современных, оснащенных по последнему слову техники. Только это дает преимущества в международной конкурентной борьбе.

В настоящее время сильно обострилась демографическая ситуация в стране, изменилась профессионально-квалификационная структура занятых, появились новые виды занятости. Произошло перераспределение занятых между предприятиями различных форм собственности. Сократился государственный сектор экономики. Такого рода переориентация экономики предполагает изменения и в социально-трудовой сфере, и в системе управления.

Поскольку безработица стала реальностью и фактором социальной напряженности в обществе, актуальна проблема поиска рационального использования трудовых ресурсов. Но рыночная экономика невозможна без государственного регулирования. Большинство развитых стран имеют контрактную экономику, которая связана с усилением государственного регулирования, государственного программирования системы государственных заказов. В России пока экономическая роль государства ослаблена. И проводимая экономическая политика, в том числе и политика в области занятости, имеет много изъянов. Отсюда следует необходимость в критическом переосмыслении и обобщении целого ряда положений отечественной и зарубежной науки, касающихся реализации государственной политики занятости населения. Следует выявлять приоритеты и разрабатывать новые эффективные средства реализации Государственной политики занятости населения (ГПЗН), которые позволят создать в стране эффективную занятость, обеспечить высокий уровень жизни населения и достичь стабильности.

Большой вклад в исследование трудовых ресурсов и их воспроизводство внесли И.В. Бушмарин, Г.С. Вечканов, Н.А. Горелов, З.А. Грондберг, Л.С. Дегтярь, В.Т. Костаков, А.Э. Котляр, И.С. Маслова, В.Т. Пуляев, А.И. Рофе, Ф.Ф. Рыбаков, Г.Э. Слезингер.

Существенный вклад в исследование различных аспектов занятости и средств реализации политики занятости внесли: Н.А. Волгин, И.К. Заславский, В.И. Кабалина, А.В. Кашепов, В.И. Кузнецов, Т.М. Малева, Г.С. Пошевнев, Ф.Т. Прокопов, СЮ. Рощин, СМ. Смирнов, И.Н. Сычева, Т.М. Четвернина, Л.С. Чижова.

Таким образом, предметом исследования является эффективность использования трудовых ресурсов

Объект исследования – трудовые ресурсы Кировской области

Цель исследования – оценка государственной политики использования трудовых ресурсов и предложения мер ее совершенствования.

 

 

Задачи исследования:

1. Раскрыть основные теоретические аспекты государственной политики использования трудовых ресурсов.

2. Дать характеристику сфере занятости населения Кировской области

3. Провести анализ политики использования трудовых ресурсов в Кировской области.

4. Предложить проект совершенствования государственной политики использования трудовых ресурсов на примере Кировской области

При выполнении работы применялись: экономико - статистический, расчётно-конструктивный, абстрактно-логический методы исследования.



Основные теоретические аспекты государственной политики эффективного использования трудовых ресурсов

Понятие трудовых ресурсов

 

Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны.

Частью населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В России оперируют категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы»[1].

Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик
С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия. В 1954 году Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих».

Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги[2].

Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.

С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы:

1) дорабочий возраст – это период получения общего профессионального образования;

2) рабочий;

3) послерабочий (пенсионный возраст)[3].

Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят:

1) из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны;

2) граждан моложе трудоспособного возраста;

3) граждан, старше трудоспособного возраста[4].

Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья[5]. К трудовым ресурсам из лиц трудоспособного возраста не относятся инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях.

Рис. 1.1. Состав трудовых ресурсов Кировской области в 2008 году[6]

С учетом социально-экономических условий страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в каждом государстве устанавливаются законодательными актами возрастные границы трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.

В России трудоспособным возрастом в настоящее время считается: у мужчин – 16 – 59 лет включительно, у женщин – 16 – 54 года. В период первой пятилетки нижняя граница была 14 лет, а в конце второй и до сих пор – 16 лет. Нижняя граница определяет возраст вступления в трудоспособность, а верхняя – возраст выхода на пенсию. Россия является единственной или одной из немногих стран мира, где самая низкая верхняя граница для женщин, где для отдельных категорий работников пенсионный возраст сокращается на 5 – 10 лет (с вредными условиями труда); это связано, прежде всего, с уровнем жизни и с ее средней продолжительностью[7].

Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория могут рассматриваться с четырех позиций:

– демографической;

– экономической;

– социологической;

– статической[8].

Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др.

Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве.

Социальный аспект отражает формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной формации и под ее влиянием.

Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения.

Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно поделить на две группы:

– количественная характеристика;

– качественная характеристика.

К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики[9].

К качественным – образовательный уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационную структуру и т. д[10].

Не углубляясь в характеристику каждого показателя, необходимо остановиться лишь на некоторых. При анализе по возрасту особого внимания заслуживают молодежь и работающие пенсионеры, а по полу – работающие женщины. Их положение усугубляется в настоящее время трудностями трудоустройства и конкуренцией на рынке труда. В то же время основную часть предпринимателей, банкиров, менеджеров и других представителей современного бизнеса составляет именно молодежь с ее характерными особенностями – высокой мобильностью, активностью и смелостью.

Трудовые ресурсы России всегда отличались сравнительно высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. Однако эти позиции начали утрачиваться, особенно в последние годы, что требует нового подхода и отношения к образованию и науке.

По мере развития общества быстро меняется распределение трудовых ресурсов между городом и селом. Трудовые ресурсы города растут как количественно, так и качественно, они отличаются более высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. На селе же складывается неблагоприятная возрастная структура (молодежь мигрирует в город), здесь растет неполная занятость (сезонность) и излишняя численность работающих.

Однако трудовые ресурсы – это не единственное понятие, которое выражает человеческие ресурсы. В странах с развитой рыночной экономикой уже давно (с 1966 года) утвердилось понятие «экономически активное население»[11].

Трудовые ресурсы Кировской области

 

Рис. 1.2. Состав трудовых ресурсов Кировской области

 

В Российской Федерации переход на международную систему квалификации состава населения осуществлен с 1993 года.

Экономически активное население – это совокупность работающих и безработных (или, точнее, активно ищущих работу)[12]. Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Некоторые авторы считают, что понятие «трудовые ресурсы» вообще утратило свое значение, а понятие ЭАН отождествляют с понятием «рабочая сила». Однако составные части (структура) трудовых ресурсов говорят о другом.

Из схемы видно, что трудовые ресурсы – более широкое, обобщающее понятие, оно характеризует именно имеющиеся ресурсы труда, в него входят как ЭАН, так и военнослужащие, а также лица, занятые учебой с отрывом от производства, не занятые трудом и не ищущие работу.

Экономически неактивное население – это то население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся следующие категории:

а) учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения;

б) лица, получающие различные виды пенсии;

в) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными;

г) лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие ее поиск;

д) лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода[13].

Рабочая сила в экономической теории понимается как совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает (обладает) человек и которые используются им для производства материальных и духовных благ. Носителем рабочей силы является человек. В условиях рыночного хозяйства рабочая сила является товаром, она продается и покупается, имеет потребительскую стоимость, стоимость и цену[14].

Некоторые утверждают, что предметом купли-продажи является труд, а не рабочая сила. Но это не так, поскольку труд – это процесс, и он не может быть предметом купли-продажи. Еще К. Маркс доказал, что потребительная стоимость товара – рабочая сила именно и состоит в том, что она способна приносить прибавочную стоимость, прибыль на вложенный капитал. А классики политической экономики А. Смит и Д. Рикардо сделали вывод о том, что прибыль, процент и рента являются нетрудовыми доходами, т. е. результатом эксплуатации[15].

Но для превращения рабочей силы в товар необходимы три условия.

Первое – работник должен быть лишен средств производства и средств существования.

Второе – работник должен быть юридически свободным, иметь возможность полностью распоряжаться своей рабочей силой.

Третье– на рынке должен быть владелец средств производства, способный покупать рабочую силу.

В условиях рыночной экономики – все эти условия налицо, в результате складывается система наемного труда.

Рабочая сила– это только та часть трудовых ресурсов, которая продает свою рабочую силу на рынке труда, т. е. это наемная рабочая сила и безработные. Количественно она меньше ЭАН, в странах с развитой рыночной экономикой она составляет от него 80-85%. Остальная часть – это предприниматели, банкиры, фермеры, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. То есть в рыночной экономике понятие «экономически активное население» шире понятия «рабочая сила», но уже понятия «трудовые ресурсы»[16].


Таким образом, трудовые ресурсы – это важнейшая и активная часть ресурсов общества. Это более широкое понятие, чем ЭАН и рабочая сила. Они определяют все имеющиеся в данном регионе (муниципальном образовании) ресурсы живого труда, используемые и неиспользуемые в общественном производстве и сфере услуг.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: