Реализация выдвинутой Президентом РФ задачи удвоения валового внутреннего продукта объективно требует принятия кардинальных мер в развитии экономики. В нашем постиндустриальном обществе в условиях перехода от сырьевой к технологически ориентированной модели экономики развитие промышленности и эффективное использование интеллектуального ресурса кадров являются взаимозависимыми факторами. Успехи стран (Япония, Корея, Китай), сделавших ставку на ускоренный технологический прогресс, показывают прямую зависимость экономического развития от уровня квалификации их рабочей силы. По мнению аналитиков Всемирного банка, производственная составляющая ВВП развитых стран – лишь 18-20%, остальные 80% напрямую зависят от качества человеческих ресурсов. Кировская область традиционно является промышленным регионом. Основу промышленности области составляют отрасли с глубоким уровнем переработки (машиностроение, металлообработка, черная металлургия и т. д.), требующие высококвалифицированных специалистов. Благодаря этой особенности профессионально-квалификационный уровень рабочей силы региона является одним из самых высоких в России. По данным переписи населения 2002 г. за межпереписной период число специалистов с высшим, неполным высшим и послевузовским образованием увеличилось на 61,7% и составило 527 тыс. чел., со средним профессиональным – на 52,8 % и составило 793 тыс. чел., с начальным профессиональным – на 9% и составило 388 тыс. чел. Более 7 тыс. работающих имеют научные степени[23]. Таким образом, Кировская область располагает значительным интеллектуальным потенциалом, необходимым для развития отечественного производства.
Однако на протяжении последних 10 лет этот колоссальный кадровый ресурс использовался крайне неэффективно (плохо) и уже в обозримой перспективе может быть утрачен.
Анализ рынка труда области достаточно точно показывает, что наряду с физическим и моральным износом оборудования в ведущих отраслях экономики отмечаются и старение кадров и связанная с этим реальная опасность утраты преемственности трудовых династий (рабочих поколений).
Сегодня средний возраст высококвалифицированных рабочих по области составляет 55-57 лет, на оборонных предприятиях – 58 лет. Те же тенденции отмечаются в научно исследовательских производствах (НИИ СВТ, НИИ микробиологии и др.). Доля специалистов и ученых молодого и среднего возраста резко сократилась, средний возраст научных работников – 48-49 лет. Все реальнее угроза потери научных школ и профессиональных технологий.
В ближайшие годы почти треть работающих должны уйти на пенсию по возрасту.
Если положение радикально не изменится, то к 2015 г. промышленное производство останется без квалифицированных специалистов.
По статистическим выборочным данным в настоящее время всего 9-10% рабочих имеют высшую квалификацию, тогда как в 1989 г. их доля достигла 56 процентов. Это явилось следствием того, что за последние годы практически были свернуты программы внутрипроизводственного обучения и повышения квалификации работников, затраты на эти цели составляли в среднем 0,3 – 0,5% от ФОТ, что в 2-3 раза меньше минимально необходимых средств для простого воспроизводства профессионального потенциала кадров на предприятии. Данная ситуация негативно сказывается на социальной защищенности работников. После высвобождения их с предприятий они оказываются невостребованными на рынке труда и требуются существенные средства на их профессиональную подготовку и переподготовку. При этом реальной ответственности за это предприятия не несут.
Крайне актуальной становится проблема притока молодежи на производство, ее трудоустройство. Доля молодых людей в составе безработных еще высока. В общем количестве зарегистрированных безработных доля молодежи в возрасте 16-29 лет составляет около 40%. Анализ, проводимый специалистами центров занятости, показывает, что в области по-прежнему сохраняются серьезные диспропорции между структурой вакансий и структурой профессий, которые получают выпускники. Более половины выпускников вузов и средних профессиональных учебных заведений трудоустраиваются не по полученной специальности. Массовый характер приняло трудоустройство выпускников на подсобные работы. По данным службы занятости, сегодня 90% вакансий – это вакансии рабочих профессий. Руководители предприятий надеются пополнить кадровый состав за счет выпускников профтехучилищ, однако состояние технической базы училищ (она морально устарела и изношена на 72%), низкий уровень квалификации и зарплаты преподавателей не позволяют это сделать на высоком уровне. На содержание средних профессиональных учебных заведений государство ассигнует 0,05% фонда оплаты труда, тогда как в странах запада, по данным МОТ, на бюджетное финансирование учреждений профессиональной подготовки выделяется 15% в от ФОТ. В результате выпускники наших учебных заведений профтехобразования не отвечают профессиональным требованиям и стандартам, предъявляемым работодателями к кандидату на рабочее место и требуют дополнительного обучения и переподготовки до начала самостоятельной работы по специальности. Данные факты указывают на несоответствие системы профессионального образования социально-экономическому устройству общества, в результате чего из бюджета государства расходуются огромные средства на подготовку кадров, не востребуемых рынком труда.
Сложившаяся ситуация требует принятия быстрых и эффективных решений руководства области по развитию социального партнерства работодателей, системы профтехобразования, профсоюзов, органов по труду и занятости в сфере подготовки и переподготовки кадров.
Определены следующие основные направления совершенствования трудовых отношений и занятости населения:
1) создание новых рабочих мест с учетом реализации мероприятий ежегодной программы занятости;
2) повышение эффективности занятости и формирование ее постиндустриальной структуры;
3) достижение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным признакам и регионам;
4) проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту внутреннего рынка труда;
5) стимулирование развития самозанятости населения, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;
6) содействие профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении профессионального образования до начала ее трудовой деятельности;
7) улучшение качества рабочей среды, включая условия труда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;
8) усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий[24].
Основными проблемами в сфере занятости являются:
1) содержание излишней численности персонала;
2) нерациональная отраслевая структура и дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным составляющим;
3) расширение масштабов неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы[25].
Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более рационального использования трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека. Повышение эффективности труда должно сопровождаться сокращением избыточной занятости на производстве и перераспределением рабочей силы в альтернативные сферы деятельности.
В 2009–2010 гг. с учетом активизации структурной перестройки экономики ожидается более активное высвобождение работников из общественного производства. В структуре занятости произойдет переориентация на непроизводственные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг, где доля работающих увеличится до 58%. Сокращение уровня занятости ожидается в условиях уменьшения численности трудовых ресурсов, что обусловит снижение масштабов предложения рабочей силы на рынке труда.
Политика занятости населения в 2011–2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие темпы сокращения уровня занятости, что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового персонала исходя из потребностей структурной перестройки производства, а также уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.
Предполагается создать эффективные механизмы кадровой политики в направлении роста образовательного и профессионального уровня работников, формирования действенных стимулов к высокопроизводительному труду. Приоритетное внимание будет уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному составу, повышению качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации[26].
Таким образом, на основании анализа литературных источников можно сделать следующие выводы.
1. Состояние, развитие общества определяется количеством и составом населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории: в муниципальном образовании городов и районов, регионе (субъекте) и стране.
2. Человеческие ресурсы – это часть населения с определенными производственными навыками и знаниями, выступающая как фактор экономического развития, один из видов ресурсов экономики. Это одновременно и ресурсы для развития экономики, и люди, потребители материальных благ и услуг.
3. Трудовые ресурсы – это сложная социально-экономическая категория, они выступают как форма выражения человеческих ресурсов, могут служить мерой трудового потенциала и планово-учетным показателем.
4. Трудовые ресурсы состоят из трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (т. е. население в трудоспособном возрасте за вычетом неработающих инвалидов I и II группы), работающих подростков и работающих пенсионеров.
5. Численность трудовых ресурсов изменяется под воздействием демографических и социально-экономических факторов. В международной практике используется понятие «экономически активное население». Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы, включающая всех занятых и безработных. Понятие ЭАН более узкое, чем трудовые ресурсы, т. к. оно не охватывает учащихся трудоспособного возраста, пенсионеров, занятых в домашнем хозяйстве.
6. Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более рационального использования трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека. Повышение эффективности труда должно сопровождаться сокращением избыточной занятости на производстве и перераспределением рабочей силы в альтернативные сферы деятельности.






