Наименование показателя | Исполнено | Отклонение (+,-) | % исполнения | 2008 к 2007 году (раз) | ||
2007 год | 2008 год | 2007 год | 2008 год | |||
Налоговые доходы | 10946,9 | 14117,9 | 3171 | 104,1 | 103,5 | 1,29 |
Неналоговые доходы | 887,8 | 793,3 | -94,5 | 109,6 | 108,2 | 0,89 |
Безвозмездные перечисления | 9762,8 | 12301,7 | 2538,9 | 99,7 | 100,3 | 1,26 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 1455,2 | 749,6 | -705,6 | 99,8 | 108,6 | 0,52 |
Всего доходов | 23052,7 | 27962,5 | 4909,8 | 102,1 | 102,3 | 1,21 |
Всего расходов | 22344,9 | 27691,3 | 5346,4 | 96,9 | 96,0 | 1,24 |
В сравнении с 2007 годом доходы и расходы областного бюджета возросли в 1,2 раза. Фактическое поступление доходов и расходы областного бюджета за 2008 год превысили первоначальный план на 5904,7 млн. рублей и на 3828,7 млн. рублей соответственно.
Как и в предыдущие годы, основными бюджетообразующими доходными источниками областного бюджета в отчетном году были налоговые доходы. В структуре доходов бюджета по сравнению с 2007 годом их доля возросла на 3 % и составила 50,5 % от общего объема привлеченных доходов. Налоговые доходы исполнены в сумме 14 117,9 млн. рублей, или 103,5 % к уточненному годовому плану.
Рост налоговых поступлений в областной бюджет к уровню 2007 года составил 29 %, или 3171 млн. рублей и обеспечен в основном увеличением поступлений налога на прибыль организаций в 1,5 раза, или на 1 599 млн. рублей и налога на доходы физических лиц в 1,3 раза, или на 1 030,2 млн. рублей.
В течение отчетного периода объем безвозмездных поступлений составил 12 301,7 млн. рублей, или 100,3 % от годового объема, что выше запланированных поступлений на 31,2 млн.рублей. Из общего объема безвозмездных перечислений поступило: дотаций – 5 715,3 млн. рублей, субсидий – 3 029,4 млн. рублей, субвенций – 1 819,4 млн. рублей, иных межбюджетных трансфертов – 869,8 млн. рублей, прочих безвозмездных поступлений – 867,8 млн. рублей, в том числе привлечено средств от Государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в объеме 572,2 млн.рублей.
Общая численность безработных возросла в 1,3 раза и составила 73,8 тыс. человек. Уровень общей безработицы поднялся с 7,3% до 9,8% экономически активного населения, что соответствует 12 месту среди регионов ПФО.
Спрос на рабочую силу на предприятиях и в организациях области, по сравнению с докризисным периодом, снизился в 3 раза (с 20,5 тыс. единиц до 5,2 тыс. единиц).
Таблица 2.3
Уровень общей безработицы в регионах Приволжского федерального округа на 01.01.2010 года
Регион | Уровень общей безработицы*, % | Место | Уровень регистрируемой безработицы, % | Место | |
Приволжский федеральный округ | 8,2 | - | 2,5 |
| |
Республика Башкортостан | 8,4 | 8 | 2,1 | 8 | |
Республика Марий Эл | 11,8 | 14 | 1,8 | 4 | |
Республика Мордовия | 4,4 | 1 | 1,7 | 3 | |
Республика Татарстан | 7,1 | 4 | 2,8 | 9 | |
Удмуртская республика | 10,4 | 13 | 3,3 | 11,12,13 | |
Чувашская республика | 9,6 | 9,10 | 3,1 | 10 | |
Кировская область | 9,8 | 12 | 3,5 | 14 | |
Нижегородская область | 7,6 | 5 | 2,0 | 5,6,7 | |
Оренбургская область | 8,2 | 7 | 1,5 | 2 | |
Пензенская область | 6,6 | 3 | 1,4 | 1 | |
Пермский край | 9,7 | 11 | 3,3 | 11,12,13 | |
Самарская область | 7,8 | 6 | 3,3 | 11,12,13 | |
Саратовская область | 6,3 | 2 | 2,0 | 5,6,7 | |
Ульяновская область | 9,6 | 9,10 | 2,0 | 5,6,7 |
Особенно заметно спрос на рабочую силу сократился на предприятиях строительства (в 12,3 раза), обрабатывающих производств (в 5,3 раза), сельского и лесного хозяйства (в 3,9 раза), торговли (в 2,8 раза), образования (в 5,8 раза). Доля вакансий для трудоустройства по рабочим профессиям составила 65%, с заработной платой ниже величины прожиточного минимума – 37%, доля высокооплачиваемых свободных рабочих мест (с заработной платой выше среднеобластного уровня) - 21%. Спад объемов производства на предприятиях машиностроительного, химического и нефтехимического комплексов, деревообработки, строительства, металлургии привели к снижению спроса на операторов станочного оборудования, монтажников, шинников, металлургов, строителей. В связи с некоторым оживлением производства в агропромышленном комплексе увеличился спрос на работников, имеющих профессии сельскохозяйственного профиля. С началом сезонных работ в жилищно-коммунальной сфере, лесозаготовках увеличилась потребность в операторах котельных установок, в профессиях лесозаготовителей. Стабильным оставался спрос на специалистов информационных технологий, торговли, сферы услуг, общественного питания.
Диспропорции между спросом и предложением рабочей силы на регистрируемом рынке труда сохранились. Например, спрос по высококлассным водителям автомобилей (категории Д, Е) превышает предложение в 3,5 раза, сборщикам обуви - в 1,4 раза, фрезеровщикам, облицовочникам-плиточникам - в 1,2 раза. Избыточными профессиями, по которым предложение превышает спрос, являются отделочники, сборщики изделий из древесины (превышение предложения над спросом в 45,5 раза), штукатуры, маляры (в 24,6 раза), другие профессии строительного профиля[27].
Регистрация граждан в целях поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».
Основные показатели по данному направлению работы представлены в следующей таблице 2.4.
Таблица 2.4
Динамика занятости в Кировской области в 2007-2009 годах
№ п/п | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2009/2007 | |
1. | Численность граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, (тыс. чел) | 86,7 | 67,9 | 140,5 | 1,62 |
2. | из них признано безработными (тыс.чел) | 39,8 | 30,1 | 62,3 | 1,56 |
3. | % признанных безработными | 46 | 44,3 | 44,3 | 0,96 |
По данным таблицы можно сделать вывод, что количество безработных в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 56% и составляет 62,3 тыс.человек. Данный показатель увеличился на фоне экономического кризиса.
Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников осуществлялось в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 03 июля 2006 года № 513.
Основные показатели по данному направлению работы представлены в следующей таблице 2.5.
По данным таблицы видно, что уровень трудоустройства относительно 2007 года в 2009 году увеличился на 14%, хотя количество работодателей, заявивших сведения о потребности в работниках уменьшилось на 10%. Опять же данная ситуация следствие экономического кризиса.
Таблица 2.5
Уровень трудоустройства граждан в Кировской области в 2007 – 2009 годах[28]
№ п/п | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2009/2007 | |
1. | Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, (тыс. чел) | 86,7 | 67,9 | 140,5 | 1,62 |
2. | Из них трудоустроено (тыс.чел) | 51,8 | 39,3 | 88,4 | 1,7 |
3. | Уровень трудоустройства (%) | 50,2 | 48,5 | 57,3 | 1,14 |
4. | Количество работодателей, заявивших сведения о потребности в работниках | 5859 | 5119 | 5324 | 0,9 |
5. | Заявленная потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (тыс. ед.) | 113 | 106,3 | 146,6 | 1,29 |
В систему информирования работодателей и населения о ситуации на рынке труда входят все электронные и печатные СМИ (областные, городские, районные газеты и журналы). С введением Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда, объем информационных услуг значительно увеличился, улучшилось качество их предоставления.
Эффективными формами работы с прессой и телевидением являются пресс-конференции, пресс-туры в районы области и на предприятия города. В декабре на градообразующем предприятии ОАО «Силикат» специалисты двух мобильных центров провели ярмарку вакансий, состоялся прием населения по личным вопросам начальником управления ГСЗН Лаптевым Ю.Н.и пресс-конференция для 11 СМИ области. В итоге 43 безработных нашли рабочие места, 75 изъявили желание участвовать в общественных работах.
В 2009 году управлением занятости проведено:
· 10 пресс-конференций, в т.ч.3 пресс-тура для СМИ;
· 7 телефонных «прямых линий»;
· 11 телевизионных тематических передач УГСЗН «Ищу работу»;
· 6 телевизионных тематических передач УГСЗН «Прямая речь»;
· для СМИ подготовлено 75 официальных пресс-релизов;
· изготовлено 5 информационно-рекламных роликов по областной целевой программе;
· на информационном портале открыт постоянно действующий Форум «Задайте вопрос начальнику управления ГСЗН», рубрики «Снижение напряженности на рынке труда», «ОЦП. Опыт работы», «Работодателю и работнику – о сокращении». Во всех центрах занятости населения работают справочные телефоны;
· форум начальника управления ГСЗН с марта 2009 года посетило более 13 тыс. человек;
· портал управления занятости пользуется спросом, с начала года его посетило 485102 человека;
· в среднем еженедельно на телевидении и радио проходят новостные сюжеты о выполнении ОЦП;
· в газетах «Вести», «Комсомольская правда», «АиФ-Вятка» выходят рубрики «Вопрос-ответ» по ситуации на рынке труда и законодательству о занятости[29].
Особую роль в своевременном информировании населения, особенно молодежи, играет Интернет. В информационном портале управления областной службы занятости (www.trudkirov.ru) более 10 специализированных разделов, которые содержат информацию обо всех аспектах деятельности областной службы занятости. Постоянно обновляются колонки «Новости» и «Дайджест прессы», что позволяет журналистам СМИ в любое время оперативно получать информацию о деятельности областной службы занятости.
Популярностью пользуется информационный портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» - www.trudvsem.ru, где находится информация из 85 региональных центров занятости о вакансиях, положении на российском рынке труда, законодательстве о занятости.
Таким образом, итоги социально-экономического развития Кировской области в 2009 году в целом соответствуют текущей ситуации в российской экономике.