Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) основывается на результатах научных исследований 1960 – 1970-х годов. Ученые сделали вывод о том, что возрастающая концентрация углекислого газа, в частности связанная с человеческой деятельностью, приводит к глобальному потеплению. Атмосфера разогревается из-за дополнительного антропогенного вклада в естественный парниковый эффект. Многие ученые также считают, что рост концентрации углекислого газа и других парниковых газов приводит к увеличению частоты и масштабов экстремальных погодных явлений, таких как засухи и периоды сильной жары.
К середине 1980-х годов правительства разных стран приняли решение о том, что этот сложный вопрос должен быть объективно рассмотрен независимым национальным органом. В связи с этим в 1988 г. была учреждена Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). При содействии со стороны Всемирной метеорологической организации и Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) МГЭИК должна оценить величину и сроки климатических изменений, выявить вероятные экологические и социально-экономические эффекты, проанализировать возможные стратегии по предотвращению негативных последствий. Генеральная Ассамблея ООН приветствовала создание МГЭИК и призвала мировое сообщество рассматривать изменение климата как приоритетную проблему.
|
|
Поскольку климатические изменения охватывают много разных вопросов, в экспертную группу вошли не только климатологи, но и биологи, экономисты, социологи, медики и др. В то же время МГЭИК не должна заниматься собственными исследованиями, а только обрабатывать и суммировать все имеющиеся и тщательно отрецензированные научные данные. Она также не должна предлагать собственных рекомендаций, а лишь предоставлять правительствам информацию, нужную для принятия политических решений.
МГЭИК представила свой Первый оценочный доклад в 1990 г. В отчете подчеркивалось, что проблема климатических изменений очень продолжительна по времени. Даже если выбросы не будут возрастать, а просто останутся на существующем уровне, концентрация парниковых газов будет расти еще в течение нескольких столетий. Чтобы остановить этот процесс, необходимо что-то более радикальное. Стабилизация концентрации долгоживущих парниковых газов на современном уровне потребует сокращения их выбросов более чем на 60%.
Правительства разных стран не могли проигнорировать столь сильное предупреждение и поняли, что они должны создать некий юридически обязательный инструмент для решения проблемы. В декабре 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН призвала правительства сделать всю необходимую приготовительную работу и в декабре 1990 г. сформировала Межправительственный переговорный комитет по Рамочной конвенции об изменении климата.
|
|
Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) 1992 года была подписана более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, на всемирном саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро и вступила в силу 21 марта 1994 года на 90-й день после получения 50-й ратификационной грамоты. К середине 2004 года более 185 государств ратифицировали или ввели в действие Конвенцию. Россия ратифицировала ее в 1994 году.
Конечной целью РКИК является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата... и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе».[45] Таким образом, сферой регулирования Конвенции являются только антропогенные выбросы и стоки парниковых газов.
Конвенция устанавливает общие принципы деятельности по достижению поставленной цели. В частности, предусматривается, что недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, если существует угроза серьезного или необратимого ущерба.
Все Стороны РКИК взяли на себя ряд общих обязательств. Они готовят и представляют «национальные сообщения», содержащие инвентаризации антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов; принимают национальные программы ограничения изменения климата и разрабатывают стратегии адаптации к этим воздействиям; сотрудничают по научно-техническим вопросам и вопросам образования и содействуют просвещению, информированию общественности и обмену информацией, связанной с изменением климата и пр.
Киотский протокол
За десять лет после вступления в силу Рамочная конвенция ООН об изменении климата заложила прочный фундамент согласованных международных действий. Однако до подписания Киотского протокола обязательства стран не были сформулированы в виде четких целей за определенный период. Протокол не только обозначил конкретные цели, но и предложил инновационные механизмы их достижения: проекты совместного осуществления, механизм чистого развития и торговля квотами, причем в определенной степени эти механизмы начали применяться еще до вступления Киотского протокола в силу.
Чтобы сообщить новый импульс деятельности по снижению выбросов парниковых газов, в декабре 1997 года на Третьей конференции сторон в Киото в качестве механизма реализации Конвенции был принят Киотский Протокол (КП). Согласно ему промышленно развитые страны должны сократить свои суммарные выбросы 6 парниковых газов не менее чем на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года к 2008-2012 гг.
Главная цель и смысл Протокола в том, что он придал количественным обязательствам стран по снижению выбросов до окончания первого бюджетного периода 2008-2012 годов дифференцированный и юридически обязательный характер. Дифференцированный подход предопределил то, что обязательства по снижению/ограничению выбросов устанавливаются только за промышленно развитыми странами, экономическая активность которых в последние 200 лет привела к ускоренному росту концентрации парниковых газов антропогенного происхождения в атмосфере.
Установлен полный список парниковых газов, суммарные выбросы которых будут учитываться при оценке достижения показа гелей по снижению/ограничению выбросов. В него вошли: диоксид углерода (СО2), метан (СН4) и закись азота (N2О), а также три группы долгоживущих промышленных газов ‑ гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ) и гексафторид серы (SF6).
|
|
Протокол конкретизировал имевшиеся и открыл новые возможности для международного сотрудничества в области снижения эмиссий парниковых газов (ПГ) в дополнение к национальным мерам. Были предусмотрены такие "гибкие" механизмы кооперации, как торговля квотами на выбросы ПГ и проекты совместного осуществления по сокращению выбросов ПГ между промышленно развитыми странами и механизм чистого развития через финансирование проектов по сокращению выбросов в развивающихся странах.
Согласно документу, страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, могут продавать квоты на выброс лишних парниковых газов государствам, загрязняющим окружающую среду выше лимитов.
На конференции в Монреале (28 ноября-10 декабря 2005 года) после долгих дискуссий был согласован свод правил для Киотского протокола, что позволило официально ввести его в силу после долгих лет переговоров и ратификации. Срок действия протокола был продлен до 2018 года как второго этапа реализации протокола. Таким образом, казавшийся почти аннулированным, Протокол не только стал действующим, но и рассчитывает на свои будущие приложения и дополнения для дальнейшей реализации.
19 апреля 2008 г. в Париже подготовили замену Киотскому протоколу. Крупнейшие индустриально развитые и развивающиеся страны согласовали основные пункты нового договора ООН по борьбе с глобальным потеплением, который придет на смену Киотскому протоколу.
Тем не менее, участники переговоров в Париже не смогли прийти к единому мнению относительно того, стоит ли включать в договор положение о том, что к 2050г. выбросы углекислого газа в атмосферу должны сократиться вдвое.
Вашингтон со своей стороны заявил о том, что представители 17 стран, на долю которых приходится 80% вредных выбросов во всем мире, согласовали действия по обмену экологичными технологиями, финансированию и возможному плановому ограничению эмиссий по отдельным секторам экономики ‑ например, для сталелитейной промышленности и производства цемента.