Экспериментальное изучение феномена тревожности у детей младшего школьного возраста

Ход эксперимента. Описание используемых методик

    Для изучения феномена тревожности и выявления эффективности коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста, мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, с целью выявления тревожности у детей и установления причин возникновения тревожности.

  На втором этапе формирующего эксперимента нами была подготовлена и проведена коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня тревожности у детей.

       Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования такой программы.

       В исследовании принимали участие ученики 2«А» класса (контрольная группа – 16 человек) и 2«Б» класса (экспериментальная группа – 14 человек) средней школы № 1 им.Я.Коласа в д.Пинковичи Пинского района Брестской области. Исследование проводилось с февраля по март 2006 года.

    Цель исследования: изучение особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и определение эффективности коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности у детей.

    Задачи исследования:

1. Изучить методики для выявления тревожности у детей младшего школьного возраста и провести диагностику уровня тревожности у детей исследуемой группы;

2. Разработать программу коррекции и выявить влияние этой программы на снижение уровня тревожности у младших школьников.

    Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью нами были использованы: методика измерения уровня тревожности Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [13] и тест школьной тревожности Филлипса  [13].

Методика измерения уровня тревожностиЛаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

    Цель: измерение уровня тревожности.

    Материал: опросник состоит из 20 утверждений (приложение 1).

    Воспитатель или учитель заполняет бланк опросника, наблюдая за поведением ребенка.

    Интерпретация результатов:

    Суммируется количество «плюсов», свидетельствующих об уровне тревожности:

ö 17-20 баллов – очень высокий уровень тревожности;

ö 13-16 баллов – высокий уровень тревожности;

ö 9-12 баллов – средний (с тенденцией к высокому) уровень;

ö 4-8 баллов – средний (с тенденцией к низкому) уровень;  

ö 0-3 баллов – низкий уровень тревожности.

Тест школьной тревожности Филлипса

    Цель: изучение уровня и причин тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста.

    Материал: тест, состоящий из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет» (приложение 2).

    Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте в клеточке с номером вопроса ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–», если не согласны».

    Интерпретация результатов:

    При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности (приложение3).

    При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделенных в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе, снижающий успешность обучения ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: