Констатирующий этап эксперимента

В ходе нашей первоначальной диагностики уровня тревожности по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.  были получены следующие результаты:

1. В контрольной группе:

ö 1 испытуемый (Инна Б.) набрала 19 баллов, что соответствует очень высокому уровню тревожности;

ö 6 испытуемых (Ирина А., Катя В., Максим Г., Максим К., Настя С., Юля Я.) получили от 13 до 16 баллов, что соответствует высокому уровню тревожности;

ö 4 испытуемых (Света Б., Лиза Е., Руслан К., Марина П.) получили 9-12 балла, что соответствует среднему с тенденцией к высокому уровню тревожности;

ö 4 испытуемых (Оля Г., Сергей И., Маша П., Артем С.) набрали от 4 до 6 баллов, что соответствует среднему с тенденцией к низкому уровню тревожности;

ö 1 испытуемый (Кристина Л.) получила 1 балл, что соответствует низкому уровню тревожности.

 

2. В экспериментальной группе:

ö 1 человек (Марина С.) получила 20 баллов, что соответствует очень высокому уровню тревожности;

ö 5 испытуемых (Катя А., Володя И., Вадим К., Света Ф., Таня У.) набрали от 13 до 16 баллов, что соответствует высокому уровню тревожности;

ö 3 испытуемых (Сергей А., Таня П., Евгений Р.) набрали 9-12 балла, что соответствует среднему с тенденцией к высокому уровню тревожности;

ö 4 испытуемых (Аня Д., Юля С., Ира С., Оля Я.) набрали от 4 до 8 баллов, что соответствует среднему с тенденцией к низкому уровню тревожности;

ö 1 испытуемый (Евгения З.) получила 3 балла, что соответствует низкому уровню тревожности.

    Анализ полученных результатов представлен в таблице 1.

                                                                                                  Таблица 1

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя ученика

Показатель тревожности

Имя ученика

Показатель тревожности

Ирина А. 14 В Сергей А. 10 СВ
Инна Б. 18 ОВ Катя А. 14 В
Света Б. 10 СВ Аня Д. 4 СН
Катя В. 15 В Евгения З. 3 Н
Оля Г. 5 СН Володя И. 13 В
Максим Г. 16 В Вадим К. 16 В
Лиза Е. 11 СВ Таня П. 9 СВ
Сергей И. 7 СН Евгений Р. 10 СВ
Руслан К. 9 СВ Марина С. 20 ОВ
Максим К. 13 В Юля С. 4 СН
Кристина Л. 1 Н Ира С. 4 СН
Маша П. 5 СН Таня У. 15 В
Марина П. 10 СВ Света Ф. 16 В
Артем С. 6 СН Оля Я. 4 СН
Настя С. 14 В      
Юля Я. 15 В      

Примечание: ОВ – высокий уровень тревожности; В – высокий;

                       СВ – средний с тенденцией к высокому; СН – средний с                    тенденцией к низкому; Н – низкий

     В процентном соотношении это выглядит следующим образом:

                                                                                                  Таблица 2

         Очень высокий уровень Высокий уровень Средний с тенденцией к высокому уровню Средний с тенденцией к низкому уровню Низкий уровень
Контрольная группа 6,2% 37,6% 25% 25% 6,2%
Экспериментальная гр. 7,1% 35,8% 21,5% 28,5% 7,1%

 

    Итак, из таблицы 2 видно, что большинство детей и контрольной, и экспериментальной групп имеют очень высокие и высокие  показатели тревожности (соответственно 43,8% и 42,9%).

 

    Проведя тестирование детей в соответствии с методикой изучения школьной тревожности Филлипса, мы получили результаты, представленные в таблице 3.

                                                                                                  Таблица 3

№ п/п

Факторы тревожности

Количество испытуемых

Контрольная группа Эксперимент. группа
1 Общая тревожность в школе 12,5% (2 чел.) 14,3% (2 чел.)
2 Переживания социального стресса 6,2% (1 чел.) 7,1% (1 чел.)
3 Фрустрация потребности в достижении успеха 12,5% (2 чел.) 14,3% (2 чел.)
4 Страх самовыражения 25% (4 чел.) 28,5% (4 чел.)
5 Страх ситуации проверки знаний 18,7% (3 чел.) 21,5% (3 чел.)
6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 37,5% (6 чел.) 35,6% (5 чел.)
7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 12,5% (2 чел.) 7,1% (1 чел.)
8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 18,7% (3 чел.) 14,3% (2 чел.)

        

    Итак, из таблицы 3 видно, что по 2 испытуемых в контрольной и экспериментальной группах имеют общую тревожность в школе, а также  фрустрацию потребности в достижении успеха; по 1 испытуемому – переживания социального стресса; по 3 испытуемых имеют страх самовыражения. У 2 испытуемых контрольной и у 1 – экспериментальной групп отмечается низкая физиологическую сопротивляемость стрессу; у 3 испытуемых контрольной и 2 – экспериментальной групп – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

    Используя данную методику, мы анализировали не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.

    Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей данных групп наиболее распространенными факторами высокой тревожности являются страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения. На основании этого нами было сделано предположение о том, что причиной возникновения тревожности в этих группах являются нарушения в системе взаимодействия детей друг с другом. Поэтому был сделан вывод о том, что коррекционно-развивающая программа должна быть направлена на развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также на развитие коммуникативных умений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: