Основные понятия по теме

Каждая организация для осуществления своей деятельности располагает определённым имуществом (хозяйственными средствами). Имущество (хозяйственные средства) организации в процессе производства постоянно изменяется, совершая кругооборот. Кругооборот хозяйственных средств включает три процесса: процесс заготовления материальных ценностей; процесс производства продукции (работ, услуг); процесс реализации готовой продукции (работ, услуг). Все три процесса совершаются непрерывно и во взаимосвязи представляют собой кругооборот средств (имущества). Кругооборот средств подлежит отражению в бухгалтерском учёте.

Каждый вид средств имеет свой источник формирования (образования) и целевого использования. Поэтому источники образования средств подлежат также отражению в бухгалтерском учёте.

Отсюда следует, что объектами бухгалтерского учёта являются хозяйственные средства организации, источники их формирования и хозяйственные процессы, вызывающие изменение хозяйственных средств и источников их формирования.

Все изменения, связанные с объектами бухгалтерского учёта в процессе кругооборота средств организации подлежат определённой степени познания. Поэтому следует определить предмет бухгалтерского учёта.

Предметом бухгалтерского учёта является хозяйственная деятельность организации или совокупность фактов хозяйственной жизни, подтверждающих наличие и движение имущества организации по видам, составу, размещению, источникам образования (формирования), целевому назначению и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта.

Чтобы выяснить сущность предмета бухгалтерского учёта, необходимо раскрыть особенности, структуру и экономическое содержание его объектов.

Одни и те же объекты, составляющие средства (имущество) организации, можно классифицировать по различным признакам. В основу бухгалтерского учёта положены две основные классификации хозяйственных средств:

1. По роли в процессе производства (по видам);

2. По источникам образования.

Первая классификация показывает, в качестве чего используются средства (имущество), а вторая – за счёт каких источников эти средства (имущество) образованы (сформированы).

Рассмотрим более подробно первую классификацию. Всё имущество по роли в процессе производства подразделяется на две группы: внеоборотные средства (активы) и оборотные средства (активы).

К внеоборотным средствам (активам) относятся основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, оборудование и установку и вложения во внеоборотные активы. Основные средства это здания, сооружения, рабочие машины и оборудование, передаточные устройства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, транспортные средства и т.д. Их особенность заключается в том, что они длительно участвуют в производственном процессе, не изменяя своей формы, и свою стоимость они переносят на изготовляемую продукцию постепенно, частями, в виде амортизации.

К нематериальным активам относятся лицензии, фирменные марки, цена фирмы, патенты, авторские права, ноу–хау, программные средства. Их особенность состоит в том, что они не имеют материальной, физической формы. Нематериальные активы переносят свою стоимость на вновь созданный продукт постепенно, путем начисления амортизации.

Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, которое затем предоставляется организацией за плату во временное владение с целью получения дохода.

В состав оборудования для установки включают оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся (реконструируемых) объектах.

К вложениям во внеоборотные активы относятся затраты, связанные со строительством и приобретением основных средств, не законченных и не введённых в эксплуатацию.

К оборотным средствам (активам) относятся сырьё и материалы, из которых изготовляется продукция, запасные части для ремонта, топливо для машин, инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка и одежда, полуфабрикаты и отдельные детали, находящиеся на рабочих местах (незавершённое производство), готовая продукция или товары, предназначенные для реализации, отгруженная покупателю готовая продукция и товары.

После отгрузки и реализации продукции организация получает за неё денежные средства, которые могут находиться на расчётном счёте, открываемом в банке, на валютных специальных счетах или в виде наличных денег в кассе организации. Эти денежные средства также относятся к оборотным.

Отдельным видом учитываются финансовые вложения средств организации в финансирование деятельности сторонних организаций. Это акции, облигации сторонних организаций, облигации внутренних государственных займов, сберегательные сертификаты, векселя, чеки и др.

К средствам предприятия относятся так называемые средства в расчётах, к которым относятся все виды дебиторской задолженности. Дебитором называется должник предприятия в связи с получение аванса на определённые цели или неоплатой им каких – либо счетов за поставленные товары или оказанные услуги. Суммы дебиторской задолженности – это средства организации, временно находящиеся в распоряжении других организаций или отдельных лиц. Можно выделить следующие виды дебиторской задолженности: задолженность покупателей и заказчиков, задолженность подотчётных лиц, задолженность учредителей по вкладам в уставный фонд и др.

В отличие от внеоборотных средств оборотные средства участвуют только в одном кругообороте имущества организации.

Любому руководителю, собственнику не достаточно знать, какое имущество имеется в распоряжении организации. Их интересует принадлежность, источник этого имущества. Для этого и существует вторая классификация средств организации проводится по источникам их образования.

По этой классификации все средства, находящиеся в распоряжении организации, делят на две группы: источники собственных средств и источники заёмных (привлеченных) средств.

К источникам собственных средств относятся: уставный фонд, резервный фонд, добавочный фонд, целевое финансирование и прибыль.

Уставный фонд представляет собой совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество при создании организации для обеспечения её деятельности в размерах, определённых учредительными документами. Эта сумма средств записывается в уставе организации, утверждается и регистрируется в государственных органах.

По договорённости между учредителями взносы вкладчиков в уставный фонд осуществляются либо в виде передачи основных средств, материалов, нематериальных активов и т.д., либо перечислением денежных средств создаваемой организации.

Прибыль – это сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученная с начала года от реализации продукции, работ, услуг, товаров и прочих активов, включая превышение внереализационных и операционных доходов над расходами.

В соответствии с действующим законодательством часть прибыли передаётся в собственность государству в виде налога на прибыль и других налогов и сборов, остальная часть может быть направлена на формирование резервного фонда и других фондов. Эти фонды также являются источником собственных средств организации.

Если образование фондов не предусмотрено уставом, то источником собственных средств организации будет нераспределённая прибыль.

К источникам заёмных средств относятся: кредиты банка и займы, кредиторская задолженность организации поставщикам, персоналу организации по оплате труда, бюджету по налогам и сборам и другим кредиторам.

Производственную деятельность предприятия можно представить в виде трёх основных, относительно самостоятельных процессов – снабжения (заготовления), производства и реализации. Процесс снабжения заключается в том, что предприятие приобретает всё необходимое для своей деятельности – сырьё, материалы, полуфабрикаты, инструмент и прочие средства у других предприятий – поставщиков за деньги.

Сущность процесса производства сводится к тому, что работники предприятия воздействуют с помощью орудий труда (основных средств и инструментов) на предмет труда (сырьё, материалы). В результате в начале могут быть получены промежуточные результаты (незавершённое производство, полуфабрикаты, узлы, агрегаты и т.д.), а затем и конечный результат – готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги.

В процессе производства расходуется сырьё, материалы, топливо и другие материальные ценности, начисляют заработную плату работникам. В себестоимость готовой продукции включается также износившаяся часть основных средств (амортизация) и затраты, связанные с управлением (общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Все эти затраты формируют производственную себестоимость готовой продукции.

Готовая продукция со складов предприятия отгружается по договорам покупателям (другим предприятиям, организациям и лицам). Покупатели оплачивают отгруженную в их адрес реализованную продукцию (оказанные услуги, выполненные работы) путём перечисления денежных средств на расчётный счёт поставщика или наличными деньгами в кассу. Этот процесс у предприятия – поставщика и называется реализацией.

На предприятии осуществляются расходы, связанные с реализацией продукции (маркетинговые услуги; на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления; погрузка в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по рекламе и другие аналогичные по назначению расходы).

Расходы на реализацию продукции на производственных предприятиях называются коммерческими расходами.

В процессе реализации формируется полная себестоимость продукции. Она складывается из производственной себестоимости и расходов, связанных с реализацией.

Важность заключительного этапа кругооборота средств процесса реализации заключается в выявлении итогового финансового результата деятельности предприятия – прибыли или убытков. Если сумма вырученных денег будет больше, чем сумма затраченных, то предприятие получит прибыль, если наоборот – убытки.

Процессом реализации заканчивается кругооборот средств предприятия. Новый цикл деятельности (оборот средств) предприятие может начинать, используя вырученные в процессе реализации возросшие денежные суммы.

Мы рассмотрели объекты, которые в совокупности составляют предмет бухгалтерского учёта. Однако бухгалтерский учёт – это работа бухгалтера, состоящая из его определённых профессиональных действий, способов, приёмов, применяемых в процессе учёта.

Всю совокупность применяемых в бухгалтерском учёте приёмов, способов называют методом бухгалтерского учёта. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются:

· документация;

· инвентаризация;

· счета;

· двойная запись;

· баланс;

· отчётность;

· оценка;

· калькуляция.

Использование каждого из этих элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждённых в установленном законодательством порядке.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что является объектами бухгалтерского учета?

2. Какие объекты относятся к основным средствам?

3. Охарактеризуйте нематериальные активы?

4. Какое оборудование относится к “ Оборудованию к установке”?

5. Что относится к производственным запасам?

6. Как подразделяются денежные средства?

7. Какие вы знаете расчеты?

8. На какие группы и подгруппы подразделяются хозяйственные средства (активы) по видам и функциональной роли в процессе воспроизводства?

9. На какие группы подразделяются хозяйственные средства по источникам их образования (пассивам)?

10. Какие источники относятся к собственным?

11. Какие источники относятся к заемным (привлеченным)?

12. Дайте характеристику дебиторской и кредиторской задолженности.

13.Что является предметом бухгалтерского учета?

14. Дайте характеристику процессу снабжения (заготовления).

15. Дайте характеристику процессу производства.

16. Дайте характеристику процессу реализации.

17. Что является методом бухгалтерского учета?

18. Что представляют собой элементы метода бухгалтерского учета?

19. В чем смысл двойной записи?

20. С помощью какого способа хозяйственные средства получают денежное выражение?

21. В чем заключается сущность калькулирования?

22. Охарактеризуйте балансовое обобщение?

23. Что представляет собой элемент метода бухгалтерского учета – документация?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: