Под Благодатным Озарением Божией Матери

       Церковно-литургические творения часто и в ясных выражениях говорят о глубочайшей тайне преображения грешной человеческой души молитвами Божией Матери к Сыну Ее и Богу и Ее непосредственным светоозарением.

       От Пресвятой Богородицы, по словам церковных песнопений, нисходит на людей некий светозарный покров [48], и вода бессмертия светлейшая огня и действеннейшая света [49] — это есть благодать Христа — Бога Слова [50], которой Божия Мать, как руками, покрывает оберегаемых людей. Родительница Невечернего света Христа и Сама жилище Его света и всех верующих просвещает Его светом обитающим в Ней [51], и попаляет в них колючий терновник страстей [52]. Из световидной благодатной чаши Ее неистощимо истекает сила [53], преобразующая грешные души в рай, полный цветов Духа [54].

       В Пресвятой Богородице, как Двери Божественного света, лежит бездна благодатных дарований [55]. Ночью и днем Она освещает и наставляет ко спасению грешников [56] и возливает на их душевные струпья и язвы смягчающий светозарный елей благодати Христовой [57]. Родившая Небесный Дождь благодати, напояет Им борозды душ, иcсохших от греха и печали [58]. Ее мольбами Христос без меры подает достойным небесной милости Духа, происходящего от Отца [59], и показывает их жилищами света [60]. И Сама Богоматерь властию, данною Ей от Бога, сообщает благодать усердно молящимся Ей. В этом очевидно выражаются Ее Промышления о верующих во Христа, посещение [61], целение и духовное питание их [62].

       Богоматернее просвещение разгоняет в душах омрачение от плотских услад [63], укрощает бурю и волнение страстей [64]. Под действием светоозарения грешники воскресают от падения [65], обновляются, находят вход к Богу и успокаиваются [66] от наплывов греховных переживаний. Царивший в них грех низлагается.

       В частности, воздействие благодати Божией Матери чудно отражается на состоянии человеческого ума [67]. В нем укрощаются бурные и мутные волны суетных и злобных помышлений [68], исцеляется его разбитость, отверзается душевный слух людей ко вниманию Божественным словам [69].

       При озарении свыше зеницы человеческого ума способны усматривать правильный путь жизни [70] и избегать коварных советов и ловлений диавола [71]. Нередко в часы недоумении Божия Матерь Сама полагает людям Свои благие мысли [72] в их сознание. Сила Богоматернего осияния прекращает в уме набеги страстных помыслов [73], приводит в бездействие диавольские прельщения [74] и очищает мысленное зрение от облака греховных представлений и мечтаний [75]. С прекращением бесовских мечтаний, страстного говора и мысленных блужданий ум верующего человека постепенно приобретает целомудренность, устанавливается на молитве и бывает способен в мире и тишине призывать непрестанно имя Сына Божия и на опыте [76] разуметь тайну личного спасения [77].

       Отражения света Богоматери в верующем сердце делают его умиленным, охлажденным от зноя страстных чувств [78], богобоязненным [79], успокаивают его от смущении [80].

       Божия Матерь в Богосиянии как бы полагает на сердца людей Свою всецелительную Десницу [81]. И поглощаемые скорбям ясно чувствуют тогда [82] услаждение своей сердечной горечи [83] нетленным обрадованием по действию Пречистой. Осияние Божией Матери гордые сердца смиряет [84], жестокие — сокрушает [85], загрязненные греховной чернотой просветляет [86], объятые густой печалью — утешает, стесненные расширяет [87], обремененные тяготой облегчает.

       В связи с этим литургическое богословие часто называет Богоматерними дарами сердцу человека его общее успокоение и отдельные благодатные чувства, каковые — смирение, душевный плач о грехах, кротость, умиление, страх Божий и др. В человеческой воле Богоматерь благодатно изменяет плотские желания на духовные [88], целит Ее порочное тление [89] и прокажение, тушит в ней угли страстности [90], укрепляет ее на добро [91]. Помощию Божией Матери восстания страстей слабеют, замирают в грешных [92] и из глубины их воли поднимается сила преобладания над страстями [93].

       Что особенно характерно, Божия Матерь связывает грешную волю любовью к Богу, и разрывает связанность Ее злобой [94], от чего “блудный нрав” человека исправляется [95], малодушие в испытаниях сменяется терпением [96].

       Говоря обобщенно, верующий благодатию Божией Матери бывает защищаем и храним от увлечения прилогами демонов, страстными чувствами и влечениями при искушениях.

       Приумножение в нем благодати чрез осияние Пречистой возвращает его уму — целомудрие и способность не рассеянно молиться, сердце умиротворяет волю, наполняет силой любви к Богу и людям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: