Теоретическая часть.
Введение.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. По своему строению бухгалтерский баланс — это два ряда чисел, итоги которых должны быть постоянно равны друг другу.
Любой бухгалтерский баланс представляет собой состояние имущественной массы как группировку разнородных видов имущества (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно — как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации. В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение для оценки деятельности хозяйства.
Грамотно построить бухгалтерский баланс — значит:
· полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии;
· дать надлежащую группировку хозяйственных явлений;
· изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение средств организации.
Цель курсовой работы - закрепить полученные ранее теоретические знания в ходе лекционного курса в области бухгалтерского (финансового) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и значительно расширить практические навыки.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
· изучить систему сбора показателей отчетной финансовой отчетности;
· изучить технику составления баланса;
· провести анализ статей актива баланса;
· исследовать содержание формы отчетности;
· проверить обоснованность формирования отчетной информации в целях исключения ошибок в ней;
· оценить практический материал и обосновывать собственные выводы.
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 29.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организацией и инструкцией по его применению, утвержденный приказом №94-н Министерства финансов РФ от 31.10.2000.
Актив бухгалтерского баланса.
Имущество организации существует в форме внеоборотных и оборотных активов. Согласно этому делению и по такому принципу формируется баланс, в активе которого предусмотрено два раздела: раздел I "Внеоборотные активы" и раздел II "Оборотные активы".
В отечественной методологии учета актив баланса строится в порядке повышения ликвидности. Под ликвидностью понимается мгновенная платежеспособность организации, показывающая, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.
В начале актива баланса приводятся менее ликвидные, а затем более ликвидные статьи. Первый раздел баланса "Внеоборотные активы" объединяет группы долгосрочных активов, здесь отражаются данные о нематериальных активах, основных средствах, незавершенном строительстве, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.
В разделе II "Оборотные активы" отражаются данные о текущих активах организации и объединена информация о запасах предприятия, НДС по приобретенным ценностям, дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.
Проанализируем содержание актива баланса построчно.
Внеоборотные активы.
Содержание первого раздела актива баланса включает в себя группу из семи основных статей: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности,
долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.
Строка 110 “Нематериальные активы”. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах устанавливает ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности, а именно: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения. В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы.
Нематериальными активами могут быть признаны объекты, способные приносить организации экономические выгоды в будущем, используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12-ти месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Эти объекты не должны иметь материально-вещественной структуры, однако их неотъемлемым свойством должно являться то, что они могут быть идентифицированы среди другого имущества.
При этом также необходимо, чтобы они не были предназначены для последующей перепродажи, а владеющая ими организация имела надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самих активов и ее исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость НА, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Фактическими расходами на приобретение НА могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки прав правообладателю; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НА; регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой исключительных прав правообладателя; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта НА; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НА.
Планом счетов предусмотрено, что для обобщения информации о затратах организации по приобретению объектов, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве НА, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". К этому счету может быть открыт субсчет "Приобретение НА". Для обобщения информации о наличии и движении НА организации предназначен счет 04 "НА".
Пример: ООО "Техпрогресс" приобрело у своего партнера НА (договор уступки права требования) за 80т.р. Пошлина за регистрацию договора уступки составила 2,2т.р. Расходы по командировкам для приобретения этого НА и доставки его на предприятие составили 9т.р.
В учете организации сделаны следующие записи:
Дебет 08 Кредит 71 – 9т.р. - отражены расходы по командировкам для приобретения НА;
Дебет 08 Кредит 60 – 80т.р. - отражена задолженность по приобретенному НА перед контрагентом;
Дебет 08 Кредит 60 – 2,2т.р. - отражена пошлина за регистрацию договора уступки;
Дебет 04 Кредит 08 – 91,2т.р. (80 + 2,2 + 9) - введен в эксплуатацию полученный актив по акту ввода.
В бухгалтерском балансе НА показываются по остаточной стоимости, так как в настоящее время баланс формируется в нетто-оценке, хотя при раскрытии информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках необходимо раздельно привести данные о первоначальной стоимости этих активов и начисленной амортизации.
Следовательно, для того, чтобы отразить величину НА предприятия, необходимо величины, учтенные на счете 04 "НА", скорректировать на суммы начисленной по ним амортизации.
Согласно пункту 15 ПБУ 14/2007 амортизация НА начисляется одним из следующих способов: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Строка 120 “Основные средства”.
Показатель по строке 120 "Основные средства" указывает на величину остаточной стоимости активов, находящихся в собственности у конкретного предприятия и учитываемых в соответствии с методологией бухгалтерского учета в составе основных средств, а именно: зданий, сооружений, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего, продуктивного и племенного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и прочих соответствующих объектов, а также капитальных вложений на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальных вложений в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации устанавливает ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем.
Для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации используется счет 01 "Основные средства".
Прежде чем стоимость актива будет отражена на счете 01 "Основные средства", задействуется счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", предназначенный помимо прочего для отражения информации о приобретении объектов, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Приобретение и постановка на учет основных средств отражается в учете организации следующим образом:
Дебет 08 Кредит 60, 71 и др. - приобретены за плату основные средства;
Дебет 01 Кредит 08 - введено в эксплуатацию приобретенное основное средство.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику, а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Стоимость основных средств должна быть перенесена на готовую продукцию посредством начисления амортизации.
Дебет 08, 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит 02
Сумма амортизации определяется ежемесячно. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 амортизация основных средств для целей бухгалтерского учета начисляется одним из следующих способов: линейным;
уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Чтобы рассчитать сумму амортизации, используя любой из предлагаемых методов, надо знать полезный срок использования объекта.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
Пример: ООО «Техпрогресс» имеет на балансе морозильный ларь стоимостью 25 000 руб. (без учета НДС). Срок его полезного использования - 5 лет.
На предприятии амортизация начисляется линейным способом.
Годовая сумма амортизационных отчислений составит 5 000 руб. (25 000 руб.: 5 лет). Ежемесячная же сумма амортизационных отчислений будет равна 416,67 руб. (5 000 руб.: 12 мес.).
Полученную сумму амортизационных отчислений предприятие ежемесячно будет списывать на затраты.
При использовании предприятием способа уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Амортизационные отчисления при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования определяются исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости основного средства и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования основного средства. При использовании этого способа годовая сумма амортизации не рассчитывается. Размер амортизации определяется за каждый отчетный месяц исходя из фактического объема продукции.






