Вопрос № 17 Материалистическая философия Англии конца XVI – XVII веков

Родоначальником материализма Нового времени был Френсис Бэкон – английский философ. Главный труд Ф. Бэкона – «Новый Органон». Ф. Бэкон высшей задачей познания провозгласил завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. «Знание – сила!» Действительной силой оно может стать только в случае, если оно истинно основывается на выяснении истинных причин происхождения в природе явлений.

Ф. Бэкон различал два вида опытов: 1) «плодоносные» - цель: принесение непосредственной пользы человеку; 2) «светоносные» - цель: не непосредственная польза, а познание законов, явлений и свойств вещей. Б. различает 4 вида забл. или идолов - рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода - обусл природой человека. Чел судит о прир по аналогии с собственными свойствами. Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых. Рынка - возник вследствие общения между людьми посредством слов. Театра - порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.

Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четко прослеживаются два метода исследования: догматический и эмпирический. Ученый-догматик стремиться вывести из общих умозрительных положений все частные случаи. Ученый, следующий эмпирическому методу, стремиться только к максимальному накоплению фактов. Истинный метод состоит в переработке материалов, которые доставляет опыт. Открытие делали случайно, не методически, так как не было правильного метода. Система классификации наук, исходящая из различия между способностями человеческого познания: память, воображение, рассудок. На память опирается естественное и гражданская история, на воображение - поэзия. На рассудке основывается философия, математика, естествознание. Непосредственная задача познания – исследование причин предметов и явлений.

Материализм Бэкона непоследователен. Уступки идеализму заключались в формальном признании науке о боге (теологии), в признании двоякой формы истины – не только научной, но и религиозной, в отказе от прямой критики в положении веры.

Большой в клад в развитие материалистической философии, борьбу с идеализмом внес великий английский материалист Томас Гоббс. Его основные произведения – «Философские элементы учения о гражданине» и «Левиафан». Главным научным интересом Гоббса была проблема общества и государства. Он пытался объявить государство, право на не основании церковных догматов, а вывести на основании природы человека, рассматриваемого как часть мира природы.

Мир, по его мнению, есть совокупность тел. Ничего без телесного не существует. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя – субъект всех изменений. Все тела и изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных элементов: все движения от тела к телу могут передаваться посредством толчка. Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к движениям и усилия.

Из этих исходных положений Гоббс выводит: 1)отрицание существования душ, как особых субстанций;2) тела – единственные субстанции;3) вера в Бога есть только продукт человеческого воображения.

Познание по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Опыты показали, что люди, погруженные в глубокий сон без сновидений, не мыслят, значит, у них в это время нет никаких идей. Отсюда Гоббс выводит, что никакая идея не может быть прирожденной. В соответствии с этим Гоббс полагает, что внешние чувства – источник не только идей, но и всего нашего познания.

В учении о государстве и праве Гоббс пытается разложить такое сложное целое, как государство, на его основные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он приходит к мысли о необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.

Чтобы направлять отдельных людей к общей цели и удерживать их от действий нарушающих мир, в обществе необходимо государство единой воли. Для этого каждый должен свою частную волю подчинить какому-нибудь одному лицу или группе лиц, воля которых должна считаться волей всех. Так возникает государство.

В условиях 17 века воззрение Гоббса были прогрессивные. Он уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных явлений.


 

18 Субъективный идеализм Джорджа Беркли и агностицизм Дэйвида Юма.

Конец 17 нач 18 в. процесс становления бурж общества в зап Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре вопр. фил. просвящения стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош. нового естественнонаучного мировоззрения к сверхестеств. событиям, о кот говорило свящ писание. История английского просвящения оказалась в знач. мере историей развития религиозного свободомыслия, а идейной формой этого свободомысл. стал деизм. Деизм признает Бога лишь как первотолчок, отказываясь от всех ост положеений религии, которые противоречат разуму. В фил. отношении деисты колебались между непоследов. материализмом и идеализмом. Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную опастность для идеологии феод. общества. Именно в это время начинает работать идейный борец против просвящения Дж. Беркли

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилист. Ирландец, был епископом. Ощущения единственная воспринимаемая чел. Реальность. Б. пытается доказать, что ум чел. не способен к образованию абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил “Трактат о началах челов знания”, “Три разговора между Гиласом и Филонусом». По Б., в основе понятия о мат. (и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но у нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”. Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве. Ум чел. может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот. открываются в них в ощущении.

Признается сущ. лишь челов. сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух. деятельности.  Идеи - пассивны. Души активны. Б. пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ. восприятие.  Б. пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один. Вещь, кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.

  Давид Юм. (1711 - 1776) - скептик, агностик. Издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта.  Опыт понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления.

 Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем. Это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.

В онтологии (уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.  В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: