Вопрос № 19 Рационализм в философии Нового времени

Рационализм - одна из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения. Рационализм - учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт.

В конкретной интерпретации устройства этого мира представители различных мировоззренческих ориентаций обнаруживают различные подходы. Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективации.

Рене Декарт (1596-1650). Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика (вопросы духовные, познания и бытия), а вторую - физика (природу). В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В уч. о бытии он утверждает, что в качестве высшей субстанции пребывает бог. Мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к: 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы.

  Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Спиноза учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является природой творящейи одновременно - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция (или – Бог). Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.  Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус. С - последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал значение случайности.

 Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция - высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности - ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство - демократическое правлениед.

  Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Старался соединить теорию с практикой. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создает умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Бог есть абсолютная монада. Каждая монада одновременно - форма и материя. Монады независимы друг от друга. В природе все нах. в развитии. Отрицает возм скачков или разрывов в развитии. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще человеку, т.к. он наделен спос. самосознания - апперцепции. Всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым.

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает ни от себя, ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя)-монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление - монада духа (человек).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: