Философское учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский – наиболее известный представитель философии схоластики средних веков. Важнейшие философские источники философии: философия Аристотеля, христианское мировоззрение и традиции схоластической философской мысли. Фома Аквинский. Тринитарий - Бог отец, сын, дух. Унитарий - Бог есть одно единое. Пытался убрать противоречия, рационализировать. Фома Аквинский попытался уйти от лозунгов: “верую, ибо нелепо”, “верить, чтобы понимать”, Ансельм Кентеpбеpийский: “понимать, чтобы верить”. Эти три позиции - крайности. Человеческая душа не может существовать в некоем месте. Душа есть форма человеческого тела. В материи идеальное присутствует только в виде потенции. Человек - это венец творений Бога. Этот мир дан ему в подчинение.

 Пять доказательств существования бога. (Из факта мысли нельзя выводить бытие. Доказательства могут быть только косвенными.) Доказательство через источник движения. Все, что движется должно иметь источник. Существует пеpводвигатель. Цепь причин не является бесконечной, так как существует первопричина - бог. Из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является бог. Из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов выясняется, что существует первая необходимость - бог. По степени совершенства. Существуют степени совершенства, одухотворенности - должна существовать абсолютная совершенность - это бог. Hа основе целесообразности. Миp устроен целесообразно, случайно такие конструкции не создаются. Существует идеальный план и творец, который имел целью сотворить мир, и сотворил его. Зло не имеет абсолютного статуса существования. Зло есть недостаток добра. Эти доказательства близки к рассуждениям Аристотеля. Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает средний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его пониманием, где бог полностью непознаваем. Все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного существа - бога. Человек познаёт мир с помощью чувственного, рационального познания и божественного откровения. Человек стоит выше животного, так как имеет свободу воли и более низко по сравнению с ангелом, вестником Божьим. Общественной жизнью управляет божественный закон (право), которое реализуется через общественное право (государственные законы).

Римско-католическая церковь сначала превратила Фому Аквинского в Святого, а в 19 веке объявила, что его философия я вляется фундаментом философии католицизма.


 


Номинализм и реализм в средневековой философии.

Реалисты, - Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Александр Галльский, Эриугена, Гильом из Шампо - идя за Платоном, утверждали, что универсалии имеют реальное существование; что универсалии предшествуют существованию вещей и явлений, будут существовать и после исчезновения вещей и явлений..

Эриугена. Все мироздание делится на четыре уровня. ой 1. Пpиpода творящая и несотворенная - это бог (бог есть природа, находящаяся в начале мироздания), 2. природа творящая и сотворенная - менее высокий уровень абстракции, 3. природа нетворящая и несотворенная - единичные вещи (абсолютно пассивный уровень существования бытия), 4. природа нетворящая и сотворенная - это опять бог (созерцающий, замыкающий цикл). Единое трансформируется до пассивной материи. В мире Эриугены проблема соответствия единого и общего - проблема универсалий. Для него понятие общего является реалией. Наверху понятие Бога. Кентерберийский - онтологическое доказательство бытия Бога. Реальность абсолютно общего понятия. Предположим, что какой-то безумец утверждает, что Бога нет - он все равно знает, о чем он говорит, он имеет понятие Бога, как некоего совершенного существа, которому он отказывает в существовании. Hо что мешает подумать о новом существе и приписать ему существование? Но это тавтология. Ансельм ставит проблему культурных универсалий.

Промежуточное между реалистами и номиналистами положение занимали концептуалисты, представителями которых были Пьер Абеляр, Иоанн Сольсберийский, Альберт Великий, и другие. Они говорили, что универсалии реально не существуют ни в вещах, ни без вещей, потому что они - только концепции, которые образуются нашим разумом о вещах и явлениях окружающей действительности. Пьер Абеляр (1079-1142)  - общее может существовать лишь на уровне сознания. Абеляр написал сочинение "Да и нет"), в котором собрал противоречивые высказывания Священного писания, Отцов и Учителей церкви, постановлений церковных соборов. Оказалось, что учение соткано из противоречий. Это хорошо - можно делать акцент то на одной, то на другой части учения. Авторитет, каким бы он высоким не был, не может служить критерием истинности. Таким образом, разум становится полновластным судьёй в делах веры.

Номиналисты - Росцелин (1050-1122), Дунс Скотт, Уильям Оккам, Роджер Бэкон доказывали, что реально существуют только конкретные вещи и явления, а универсалии - это только слова, только названия (“nominae” - названия; отсюда их название: номиналисты).. Дунс Скот - раскритиковал учение Фомы Аквинского. Матеpия равна Богу, она существует самостоятельно. Материя – объективная реальность. Уильям Оккам - идея о необходимости опытного знания. Софистика, силлогистика, схоластика не достаточны для познания мира. Hеобходима математика. Не надо стремиться умножать сущности без необходимости, не надо привлекать мистические, таинственные силы для объяснения природы. Как можно меньше общих понятий для объяснения существующего. Теpтуллиан - мистические тенденции. “Верую, ибо нелепо”. полное отречение от рациональной аргументации. Знание отвлекает от веры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: